quote:
. Пугачев Василий Павлович - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом факультета государственного управления им. М.В. Ломоносова.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПСИХИКИ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность - всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас все до капли, а потом заполним собой.
Джордж Оруэлл
Что такое программирование психики?
Развитие человеческой цивилизации в эпоху информационного общества знаменуется дальнейшим усложнением общественной организации и, как следствие, нарастанием потребности в социальном управлении. Обострение этой потребности дало мощный импульс развитию принципиально новых методов и технологий управления: синергетических, микрополитических, нейролингвистических и др. Особое место среди них занимает программирование психики.
Оно представляет собой последовательный 'процесс планирования, компоновки, кодирования и ввода в психику человека информации с целью получения совершенно определенных реакций в виде мыслей, образов, состояний, желаний, мотивации и поведения'1. Иными словами, программирования психики - это формирования или изменение у человека (группы, общества) психических структур (в том числе ментальных карт и программ) и индивидуальных черт, предопределяющих его поведение в определенных ситуациях и часто используемых для манипуляционных акций.
Программирование психики фактически лишает человека самостоятельности выбора - он возможен лишь в пределах альтернатив, заложенных в ментальной программе. Однако в определенных случаях такое управление может быть открытым, а подчинение - добровольным. Это имеет место в психотерапии, когда человек добровольно соглашается перепрограммировать часть своей психики, например, с помощью НЛП избавиться от ограничивающего личностное развитие способа восприятия действительности, овладеть эффективной моделью мышления, заимствованной, скажем, у Эйнштейна. В таких случаях изменяется лишь заранее оговоренная часть психики. Причем это не используется в целях управления человеком, который сохраняет самоконтроль. В данной статье речь пойдет о манипулятивном психопрограммировании, сам факт или же цели и результаты которого скрываются от его участников и в процессе которого объекты воздействия утрачивают контроль за происходящим.
Манипулятивное программирование психики осуществляется с целью получения в будущем определенных реакций объекта воздействия в форме нужных его субъекту способов восприятия и оценки действительности, а также поведения. Оно позволяет надежно управлять людьми как с помощью заранее сформированных у них психических структур, детерминирующих их внешне свободное поведение, так и посредством стимулирующего воздействия, опирающегося на такие структуры. К примеру, если человек жестко запрограммирован на быстрый карьерный рост, то он будет и проявлять самостоятельные усилия к занятию более высокой должности, и сильно реагировать на карьерные стимулы, используемые руководством.
По своей сути программирование психики относится к косвенным, неимперативным методам управления, поскольку оно не предполагает выдвижение к объекту управления каких-либо требований и осуществляется незаметно для него. С его помощью сознательно и планомерно формируются определенные индивидуальные качества человека. И в этом смысле оно, наряду со стихийной социализацией, обучением и воспитанием, - составная часть процесса формирования личности.
Специфическими признаками программирования, по сравнению с традиционными, преимущественно рациональными способами формирования личности являются:
высокий уровень сознательности и целенаправленности воздействия субъекта. При программировании ставятся четкие, конкретные цели, предполагающие определенные психические и поведенческие реакции объекта воздействия, обычно выделяются необходимые для достижения таких целей ресурсы и устанавливаются конкретные, сравнительно короткие сроки;
использование новейших научных методов и технологий воздействия на психику, а также традиционных методов внушения и зомбирования, разработанных в религиозных сектах и некоторых религиях. К новейшим способам программирования психики относятся психологические (в том числе НЛП), лингвистические, кибернетические, социосинергетические и другие методы. О традиционных методах речь пойдет ниже;
введение человека в особые, трансовые состояния сознания, воздействие преимущественно на подсознание (бессознательное) людей с помощью внушения. Как специфический вид коммуникаций внушение отличается слабым вниманием к аргументации и доказательности со стороны внушающего (суггестора) и низкой критичностью восприятия содержания информации со стороны внушаемого (суггерента).
возможность быстрого формирования не отдельных ценностных ориентаций и поведенческих установок (например, преданности компании), а целых поведенческих программ, определенной жизненной позиции личности. В ходе психопрограммирования изменяется система ценностей человека, его самосознание и жизненная философия, мировоззрение;
устойчивый, длительный характер изменений психики. При многих видах психопрограммирования не наблюдается постепенное ослабевание поведенческих программ под воздействием практического опыта и разума. Они могут сохраняться на протяжении всей жизни человека и с трудом поддаются депрограммированию;
применение новейший технических средств воздействия на сознание и, особенно, на бессознательное. К ним относятся в первую очередь аудиовизуальные средства: телевидение, видеоаппаратура, компьютерные системы, радио, кинематограф и т. п.2
однозначность выполнения объектом воздействия заложенной поведенческой программы, недопущение альтернативных форм поведения;
дешевизна, по сравнению с рациональными формами мотивации человека (убеждением, стимулированием, наказанием), требующими гораздо больших материальных и иных затрат.
скрытность воздействия. При программировании психики его подлинная цель обычно тщательно скрывается. (Исключением являются случаи психотерапевтического программирования, осуществляемого с согласия пациента для преодоления, например, фобий)
быстрота и высокая эффективность воздействия. При психопрограммировании изменение личности происходит во много раз быстрее, чем при обычном, преимущественно рациональном воздействии, например, обучении.
Все эти качества, и в первую очередь скрытность, однозначность, устойчивость и стабильность поведенческой реакции объектов воздействия, быстрота достижения цели, высокая эффективность в целом, делают психопрограммирование особенно привлекательным методом управления для многих руководителей.
Успешно запрограммированный человек действует подобно роботу, механически реагирующему на определенные символы-команды. Как пишет американский журналист Поль Киган (Keegan), прошедший курс обучения в тренинговом центре 'Энергия жизни' ('Lifespring'), использующем ментальное (психическое) программирование, с помощью тренингов 'людей можно превратить в пучок рефлексов. При определенных обстоятельствах и контролируемых условиях они сделают почти все, что им прикажут'3.
Ментальное программирование может осуществляться на различных уровнях: отдельного человека (это часто происходит в целях психотерапии); компаний (организаций) и государства в целом. В управленческих целях оно применяется главным образом на двух последних уровнях: отдельных организаций в сфере бизнеса и в области государственной политики.
Современное психопрограммирование опирается на традиции, идущие из далекого прошлого, и прежде всего на методы религиозного влияния4. Еще много веков назад специалисты в области 'человеческих душ' умели делать из людей послушных и добровольных исполнителей их воли. 'Предоставьте нам ребенка до 7 лет - и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш' - говорили иезуиты. Эффективнейшие процедуры управления психикой применялись ими и по отношению к взрослым5.
Интересный пример достаточно 'невинного', по сравнению с современными психотехнологиями, комплексного психопрограммирования в секте ассасинов описывает известный путешественник Марко Поло6. Ассасины - секта фанатиков-мусульман, воевавших против крестоносцев. Она действовала в Персии в 13 веке. Марко Поло описал прекрасный сад, служащий главным местом и средством психопрограммирования. Он располагался между двух гор и был известен только членам секты. Вход в сад защищал укрепленный от нападения замок. Сад был устроен в соответствии с представлениями о рае пророка Магомета.
Как писал Марко Поло, в этом саду 'можно было найти всевозможные фрукты и самые прекрасные дворцы в мире. Там были каналы - по одному текла вода, по другому мед, по третьему вино; там находились самые красивые в мире женщины, которые пели и играли на музыкальных инструментах и танцевали лучше кого бы то ни было'.
В этот райский сад допускались только те молодые люди, которые желали стать ассасинами. Верховный глава культа определял готовность кандидатов к посвящению в члены секты. После его положительного заключения, им давали гашиш. Затем в состоянии наркотического сна их вносили в сад. Пробудившись, они были поражены несказанным великолепием. Окружающие исполняли их любые причуды. Юноши испытывали на себе блаженство рая, расставаться с которым никто не хотел. В обмен за продление наслаждений и новое вхождение в 'земной рай', а также в вечный рай в загробной жизни, ассасины обязывались слепо повиноваться руководству и выполнять его любые задания, которые обычно сводились к убийству рыцарей-крестоносцев.
На традиции мусульман-ассасинов опираются современные террористические организации типа 'Алькайда'. Как свидетельствует довольно массовое использование террористов-смертников в различных, главным образом исламских странах, их системы программирования человека очень эффективны.
Несмотря на отдельные высокие достижения в области психопрограммирования в традиционном обществе еще не было научных технологий и технических средств программирования сознания и поведения в широких и особенно общегосударственных масштабах. Применительно к хозяйственной деятельности управляющие вполне обходились традиционными методами управления: стимулированием и наказанием.
В наши дни в США и других странах, в том числе в России, действует немало тренинговых центров, осуществляющих психологическое (ментальное) программирование. Один из них - основанная в 1953 г. Роном Хаббардом в США сайентологическая церковь, ныне представляющая собой финансовую империю, распространенную по всему миру. В последние десятилетия она осуществляет широкие образовательные программы для российских руководителей7. Крупными транснациональными центрами ментального программирования являются также компании 'Ландмарк' ('Landmark'), 'Энергия жизни' ('Lifespring') и др.8
Использование тренингов с ментальным программированием позволяет руководству компаний получать определенные реакции сотрудников в форме желательных способов восприятия и оценки производственных ситуаций, а также желательного поведения. Сегодня многие американские и другие компании стремятся реализовать модель обучающейся организации, использующую элементы ментального программирования. Как пишут американские специалисты Эд Кур и Рихард Буннинг, цель такой организации - 'обучение не только для того, чтобы вести себя по-другому, но также и думать, оценивать и чувствовать по-другому, действовать по-другому'9.
Конечно, деятельность большинства современных крупных тренинговых компаний не ограничивается тренингами ментального программирования. Ими используются разнообразные, в том числе рациональные, формы обучения и развития персонала. И все же в последние десятилетия в мире, в том числе и в России, явно наблюдается рост удельного веса психопрограммирования и в бизнесе, и в политике. Каковы же важнейшие приемы психопрограммирования, используемые в бизнесе?
Психопрограммирование в бизнесе
Манипулятивные тренинги психопрограммирования (далее используется сокращенное название - МТП), практикуемые в сфере экономики, имеют много общего. Их главные цели - подавить разум человека, его способность к критическому мышлению, разрушить существующую у него систему ценностей для того чтобы сформировать новую систему ценностей и упрощенные модели поведения, записать в его психике новые программы восприятия реальности, мышления и действий. МТП применяют две группы методов психопрограммирования: во-первых, способы, выработанные и отточенные в течение многовековой практики тоталитарными сектами, психокультами в целом, во-вторых, новейшие достижения психологических наук и в частности нейролингвистического программирования. В бизнесе главными целями МТП обычно являются максимальная мотивация сотрудников на цели компании (достичь в любом случае, любой ценой) и полная покорность руководству.
Используя различные исследования и прежде всего работы Бэрбель Швертфегер10, можно выделить следующие специфические черты МТП, отличающие их от преимущественно рациональных форм обучения и развития персонала.
Скрытность. Процесс ментального психопрограммирования происходит только тогда, когда подопытный не знает, как он, шаг за шагом, подвергается манипуляции, открывается для внедрения новых идей и ценностей. При этом ему говорят, что эффективность тренинга обеспечивается лишь тогда, когда участник не знаком с последовательностью тренинга и доверяет его руководителю.
Интимные исповеди и самобичевание. Чтобы 'записать' в психику человека новые, угодные заказчикам программы восприятия действительности и реагирования на нее, необходимо освободить для этого место, т. е. разрушить существующие систему ценностей и способы реагирования на определенные события. Эффективным средством для этого служат эмоциональные, волнующие исповеди, просмотр своей предыдущей жизни сквозь призму неудач и упущенных возможностей. Такой негативный ретроспективный взгляд на собственную жизнь побуждает человека отказаться от прежних ценностей и принять новую веру и модель мышления. Исповеди решают и другую важную задачу психопрограммирования: накаляют эмоциональную атмосферу и 'выворачивают душу человека наизнанку' - делают достоянием всех его интимную жизнь. Во время исповеди некоторые тренеры специально унижают человека, усиливают его негативные оценки собственного поведения. В результате такого самобичевания и унижений со стороны тренера дестабилизируется его Я-концепция, система личностной самооценки и самоуважения. Человек чувствует себя полностью дезориентированным, всеми покинутым и глубоко несчастным и поэтому готов полностью довериться тренеру. Чтобы перенести это невыносимое, стрессовое состояние он бессознательно использует такую форму преодолевающего поведения11, как отстранение, предполагающую отключение эмоциональной сферы и впадение в легкий транс, полугипнотическое состояние, повышающее эффективность внушения.
Использование клаукеров - специально подобранных помощников, выдающих себя за обычных участников тренинга. Они 'заводят' группу, служат образцами поведения, на которые ориентируются новички. Клаукеры потрясают всех заранее подготовленными эмоциональными исповедями о собственной жизни, в нужных местах аплодируют, поощряют правильное поведение, 'шипят' на нарушителей правил, словом, делают все то, что повышает эффективность внушения и глубину подчинения участников тренинга.
Иллюзия всесилия как ядро нового мировосприятия. Основополагающая идея МТП - человек сам виноват в своей судьбе. Явно или неявно он сам желал всего того, что произошло в его предшествующей жизни. Это распространяется даже на с виду непредсказуемые факты, например, несчастные случае, болезни и изнасилования. Такого рода внушение порождает у участников тренинга сильную растерянность, смятение, чувство вины. Прежние ценности, образ мышления и поведения ставятся под сомнение. Человек, находясь в смятении, лихорадочно ищет выход из жизненного тупика. И тут ему предлагают (а в действительности незаметно навязывают), новый способ мышления и действий, основополагающей установкой которого является вера в способность реализовать любую личную цель при условии ориентации на новые ценности. В установке на всесилие искажается и гипертрофируется в общем-то правильная идея, что человек часто имеет больше свободы и возможностей в формировании своей собственной жизни, чем он думает. Однако доведенная до крайности эта идея порождает чувство всесилия и самообман, которые иногда могут привести к трагическим последствиям. Так например, известны случаи, когда люди, прошедшие тренинги психопрограммирования, под влиянием чувства всесилия, не умея плавать бросались в воду и тонули, смело ехали на красный свет светофора и попадали в автокатастрофы.
Строгие правила поведения. В самом начале тренинга его участников предупреждают о необходимости неукоснительно соблюдать определенные правила. Это, якобы, является необходимым условием эффективности работы семинара. На самом же деле установление обязательных для участников правил, нередко противоречащих их ценностям и убеждениям, является средством манипуляции. Такие правила служат удержанию участников под полным контролем. При этом используются психические механизмы долга (верность обязательствам) и сила группового давления. Сами правила не могут быть поставлены под сомнение участниками тренинга. Исключаются всякие дискуссии об их правомерности или возможности неисполнения. На практике это выглядит примерно так. В самом начале семинара тренер объявляет установленные им правила и спрашивает, понятны ли они. Вопрос о согласии с ними участников полностью исключается. Как только участники принимают правила (хотя по существу у них нет выбора, поскольку альтернативой согласия является только отказ от тренинга, обычно чреватый санкциями со стороны руководства компании), они ставятся в отношения зависимости и подчинения. Любой человек, преступающий требования правил, не только нарушает собственные обязательства, но и подвергается групповому давлению.
Эффект ошеломления, интерпретация проделанных упражнений задним числом. Мастера психопрограммирования умело используют эффект ошеломления: участники не знают, что с ними будет. Они доверчиво, шаг за шагом следуют указаниям тренера и незаметно для себя превращаются в марионеток, бездумно и безропотно выполняющих все его требования. Человеку не объясняют смысл и цель упражнения. Так, например, от него требуют пробежать определенное расстояние, не сообщая цель задания. После пробега он слышит неожиданную интерпретацию этого события: 'чем медленнее ты бежал, тем больше твое сопротивление переменам'. Бессмысленное выполнение упражнений и их неожиданная, ошеломляющая последующая интерпретация служат отключению разума, формированию слепого, бездумного послушания. Думать во время тренинга бесполезно - все равно не угадаешь смысл происходящего. Остается одно - полностью положиться на тренера-гуру.
Обещания конфиденциальности и отказа от претензий к тренерам. В начале МТП участники дают ряд обещаний, в том числе письменных: не выдвигать каких-либо претензий к тренеру после завершения семинара (в том числе в случае, например, нервного срыва), ничего не говорить посторонним о содержании тренинга, соблюдать правила и др. Многие тренеры подчеркивают важность верности слову. В обычной жизни это действительно так. Однако в данном случае верность обещаниям служит усилению контроля. Поведение связанных обещаниями участников легко прогнозировать, ими просто управлять.
Создание ситуации, порождающей чувство бессилия что-либо изменить. МТП осуществляются в тренинговом центре, находящемся в удаленном, незнакомом месте. Участники едут туда обычно на 3-5 суток (через некоторое время организуется новый тренинг) в автобусе или на катере. Они должны сдать часы и личные вещи. Бегство с места тренинга затруднено. Они не знают, какая программа их ожидает. В результате всего этого они чувствуют себя бессильными что-либо изменить и вынуждены полностью положиться на тренера. Чувство бессилия парализует несогласие и сопротивление и повышает послушание тренеру.
Физическое и (или) психологическое изнурение. Этот метод заимствован тренерами ментального программирования у тоталитарных сект. Он используется для того, чтобы ввести человека в легкий транс и повысить его внушаемость. Кроме того, из-за интенсивных занятий и отсутствия свободного времени люди не имеют возможности осмыслить свои переживания и обдумать поведение. Как доказано многими экспериментами, в том числе знаменитыми опытами С. Милграма, давление времени резко повышает послушание12. Изнурение участников на МТП обычно достигается с помощью длительного рабочего дня, утомительных многочасовых заседаний, короткого сна, трудных физических упражнений, скромной вегетарианской пищи и т. д. Такое питание изменяет химический состав крови, выводит человека из состояния физиологического равновесия и вызывает дисфункциональные явления в нервной системе. Запреты на курение и прием алкоголя также препятствуют снятию стрессовых состояний привычными способами.
Блокирование коммуникаций, социальная изоляция. Всякое общение с другими участниками запрещено. Чтобы предотвратить доверительное общение и совместное обсуждение происходящего, после очередной паузы каждый участник тренинга меняет соседей. Запрет общения предотвращает возможность поделиться мнениями, выразить сомнение, несогласие или критику. Люди чувствуют себя в социальной изоляции, не могут опереться на поддержку единомышленников. Это резко повышает их конформность и усиливает послушание13.
Использование специальных техник дыхания. Одна из таких часто используемых в МТП техник - ребиртинг, или интерактивное дыхание. Такое дыхание в частности предполагает отсутствие пауз между вдохами, что ведет к усиленному выдоху диоксида углерода и ослаблению кровообращения мозга. В результате появляется головокружение, ослабевает мышление, обостряются чувства. У некоторых появляется ощущения легкости, полета. Иногда случаются и обмороки, потеря сознания, психические сдвиги, судороги. Специальные техники дыхания приводят человека в особое состояние сознания, повышающее воздействие тренера на его подсознание. Иногда для приведения психики людей в трансовое состояние используются длительные громкие крики.
Запрет что-либо записывать и обдумывать события. Это делается для того, чтобы человек не мог зафиксировать свои действия и слова тренера и затем проанализировать их. Рациональный анализ неизбежно привел бы многих к пониманию нелепости, абсурдности и унизительности ряда элементов тренинга. Рациональное мышление рассматривается как препятствие для успеха тренинга. Ставка делается на чувства и действия. Чтобы предотвратить осмысление происходящего, участникам не дают свободного времени. Между отдельными упражнениями имеются лишь короткие паузы. Тренинг построен так, чтобы не оставлять человека наедине с собой или для беседы с другими, чтобы отключить его разум.
Групповое давление. Многие эксперименты, проведенные во второй половине XX в., показали, какое огромное, незаметное и обычно недооцениваемое влияние на человека оказывает группа14. Весьма эффективно возможности этого влияния используют тоталитарные секты. Их опыт применяется и в МТП. Здесь группа является главным инструментом ментального программирования и проводником действий тренера. В результате обязательств соблюдать групповые правила, интенсивности управляемых тренером коммуникаций, коллективных исповедей и обсуждений, поощрений аплодисментами и похвалой, атмосферы интимности и секретности и т. д. у участников формируется сильное чувство групповой сплоченности, исключительности (а затем и избранности) и обособленности от других. Это резко повышает индивидуальную значимость групповых реакций: санкций и поощрений на индивидуальное поведение. Возможность формирования неформальных групп единомышленников блокируется, поэтому несогласному не на кого опереться. Всякое отклонение от групповых правил рассматривается как препятствие на пути группового успеха, противопоставление себя коллективу. Каждый боится быть отвергнутым группой, получить ее осуждение.
Новый групповой язык. Язык является одним из важнейших инструментов ментального программирования. Он задает человеку определенные модели, программы мышления и восприятия реальности в целом. Как отмечает известный современный специалист в области НЛП Роберт Дилтс, нейролингвистические' программы 'в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем и реагируем на окружающий мир, каков смысл придаем нашему поведению и опыту'15. Они структурируют наше восприятие и определяют интерпретацию действительности, управляют сенсорным опытом. От их характера и совершенства непосредственно зависят восприятие и обработка информации, 'образ мышления, ощущения, действий и жизни вообще'16. И с этой точки зрения нашу психику можно уподобить компьютеру, в котором восприятие и обработка информации осуществляются по определенным программам, смысл которых задается значениями используемых слов и речевых выражений.
МТП, как и близкие им психокульты, создают специальный язык, на котором общаются лишь посвященные и который непонятен непосвященным. Яркий пример такого языка, воплощающего определенное мировоззрение - весьма сложная терминология, изложенная в библии сайентологов - 'Дионетике' Р. Хаббарда. Специфический язык не только определенным образом программирует мышление участников тренингов, но и формирует у них чувство избранности, а также камуфлирует подлинное значение слов и выражений для непосвященных.
Релаксация и индуцирование грез, фантазии, воспоминаний. Современной психологической науке известно множество (свыше ста) способов введения человека в гипнотическое состояние сознания. МТП широко используют в частности метод введения людей в транс с помощью расслабления, индуцирования фантазий и воскрешения воспоминаний детства. Суть этого метода состоит в построении внушающего сообщения таким образом, что в расслабляющие предложения незаметно встраивается команда, которая из-за состояния релаксации, в котором находится человек, и неожиданности приобретает особую силу. Этот прием часто используют профессиональные гипнотизеры. Вот пример такого внушающего сообщения, которое использовал известный психотерапевт А.М. Кашпировский. (В тексте внушающие команды выделены шрифтом).
'Вы можете делать, что хотите, - сидите или двигайтесь, можете слушать меня или нет, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресле и расслабьтесь. Вы можете думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из вашей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вы можете спать; если не хотите - не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны. Действует не сила врача, а ваши собственные возможности. Вы сейчас раскованы, дыхание ваше ровное, сердце ваше бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов все то, что вам нужно. Но окружающее вам уже не мешает; оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое и отяжелевшее. Вам не обязательно спать, но это так приятно. Вам так хочется расслабиться и уснуть...'
Во время МТП тренер предлагает участникам расслабиться, перенестись с помощью воображения в какое-то состояние, при этом рассказывая им истории и параболы, содержащие определенные команды. В условиях релаксации и грез наше левое, связанное с рациональным мышлением полушарие мозга отключается, правое же полушарие, в котором коренится наше подсознание (бессознательное), некритически усваивает встроенные в рассказы команды. Нередко тренеры индуцируют в подсознании участников бессознательный страх, например, страх не выполнить поручение руководства.
Введение в транс с помощью парадоксов и противоречий. Этот прием также используют психотерапевты для того, чтобы незаметно ввести человека в состояние гипноза и предотвратить его сопротивление. Высказывая сложные, парадоксальные суждения, тренер отключает разум. Человек не может ухватить их смысл и поэтому левое полушарие его мозга чувствует себя перегруженным и, как следствие, связанное с ним сознание отключается. При этом открывается правое полушарие, беззащитное против программирующего влияния извне. Парадоксальные суждения строятся вполне логично, однако их смысл невозможно понять. Вот один из таких примеров: 'Чем больше ты пытаешься уклониться от процесса, тем больше ты втягиваешься в него'.
Повторяющиеся движения или музыка. Они также используются для введения человека в особое, трансовое состояние сознание. Гипнотическое влияние повторяющихся воздействий на наши органы чувств давно известно. Звуко-ритмическое воздействие лежит в основе любой религиозно-магической системы. У древних и многих современных народов бой барабанов, ритмические танцы и песнопения используются для введения людей в транс, повышающий силу внушения и даже вызывающий определенные видения. Поэтому специалисты причисляют ритмическую музыку и другие повторяющиеся воздействия к искусственным наркотикам. Помимо ритмической музыки, в МТП наиболее часто используются повторяющееся групповое скандирование, аплодисменты после каждого правильного поведения, вставания, повороты вокруг собственной оси и т. д.
Дисциплинирование мышления. Эта техника управления психикой заимствована тренерами ментального программирования из психотерапии. Она предполагает контроль за нашими мыслями, обнаружение 'плохих' мыслей и их замену мыслями 'хорошими'. Тем самым устраняется негативная установка человека по отношению к какому-либо объекту. Несмотря на свою простоту, эта психотехника очень эффективна и широко используется в психотерапии. Однако в МТП она часто применяется для устранения критического мышления, нравственного самоконтроля, ограничения мышления в целом. Применительно к государственному управлению для успокоения граждан его часто использует, например, 'Русское радио'. Его дикторы неизменно завершают свои программы успокоительной фразой-командой 'Все будет хорошо!'.
Устранение всякой критики. Известно, что критический анализ - неотъемлемый элемент рационального осмысления, самостоятельности мышления и оценок человека. Он резко ограничивает возможности всякого рода обмана и в том числе скрытого программирования психики. Поэтому на МТП критика всячески запрещается. Тренеры исходят из установки: 'Критик никогда не бываем прав. Кто критикует, тот либо чего-то не понял, либо не готов к участию в тренинге'. Чтобы отучить человека от критических суждений и вопросов, тренеры часто используют, например, такие приемы: ведущий спрашивает 'Почему ты задаешь этот вопрос?' или 'Как выглядит твое сопротивление нашему требованию? Опиши свое чувство'. Сосредоточиваясь на своих переживаниях и чувствах, спрашивающий обычно забывает рациональную аргументацию. Этому помогает также явное ощущение неодобрения со стороны тренера и группы.
На основе анализа методов и приемов, используемых в манипулятивных психотренингах, можно выделить общую модель такого тренинга. Она представляет собой систему действий, направленных на программирование работника. Ее главными элементами являются:
1. Введение человека в особое, трансовое состояние сознания, позволяющее эффективно внедрять в его подсознание новые ценности и программы поведения. Введение в транс отключает разум и критическое мышление, дает возможность быстро, без использования каких-либо аргументов записывать в мозге человека определенную информацию, закладывать те или иные эмоционально-поведенческие установки и таким образом предопределять его будущее поведение.
2. Разрушение существующей системы ценностей, а также основ Я-концепции. Это достигается с помощью негативной интерпретации прошлой жизни и прежних ценностей, а также разного рода унижений, которым подвергается человек во время тренинга и которые разрушают структуры его самосознания.
3. Внедрение главным образом в подсознание новых, упрощенных программ восприятия действительности и реагирования на нее. Таким программам чужды рефлексия, сомнения, критическое восприятие действительности, собственное мнение и его отстаивание. Они ориентированы на мотивацию трудовой и организационной активности в заданных руководством пределах. В целом же они базируются на конформизме, принятии действительности такой, какая она есть. Полностью исключаются любые формы протестного поведения. Чтобы иметь личный успех, участники тренингов 'должны принять то, что невозможно изменить, и научиться жить в нем'17.
Манипулятивное психопрограммирование служит формированию определенного типа личности работника. Это 'одномерный' (Г. Маркузе) человек, всецело подчиненный руководству, не жалеющий сил, времени и здоровья для осуществления корпоративных целей и своей карьеры, готовый на все ради выполнения требований начальства и уверенный в успехе. Руководителей, прошедших МТП, также отличает жажда власти и тотального контроля над подчиненными. Они часто побуждают их к неоплачиваемой сверхурочной работе, требуют полностью жить интересами компании, в том числе в свободное время. Иными словами, главная цель МТП - человек-робот, готовый выполнять любые приказы руководства.
В современном мире, особенно после краха социализма в СССР и ослабления левых партий и движений - сторонников социальной демократии, психопрограммирование руководящего персонала получает массовое распространение. Оно привлекает многих руководителей, поскольку позволяет:
достигать высокого уровня послушания сотрудников в условиях когда их интересы противоречат целям организации (точнее ее собственников и высших руководителей);
предотвращать конфликты, несогласие и противодействие организационным целям и распоряжениям руководства;
укреплять организационный порядок, повышать уверенность в правильности решений руководства и достижимости поставленных целей;
управлять предприятием в режиме 'автопилота', экономить время, расходуемое на разъяснение решений и убеждение сотрудников в их правильности;
сокращать ресурсы, расходуемые на текущий контроль;
всецело подчинять личность, ее интеллектуальные и физические ресурсы интересам руководства.
Манипулятивное психопрограммирование по своей сути тоталитарно, поскольку направлено на достижение полного контроля за сознанием, психикой людей, а это, как известно, важнейший признак тоталитаризма18. С помощью психопрограммирования, опирающегося на организованную в государственных масштабах систематическую пропаганду ценностей и идеалов потребительского общества, некоторым компаниям, особенно американским и японским, во многом удалось сформировать массовый тип работника, отличительными чертами которого являются бездуховность, нежелание думать и рассуждать о 'высоких материях', самостоятельно критически анализировать факты, привычка механически позитивно реагировать на символы богатства, карьеры и успеха. Таким типом личности легко управлять манипулируя материальными и карьерными стимулами.
Своеобразные психотренинги, основанные на внедрении сильной корпоративной идеологии, использовании определенных ритуалов, корпоративных гимнов и т. п., работники проходят во многих японских корпорациях. Не случайно некоторые исследователи называют японскую модель менеджмента экономическим тоталитаризмом. Тоталитарная идея лежит в самой основе японского типа менеджмента, который стремится распространить управление на всю личность человека, добиться его полной идентификации с компанией. Типичное признание этого - следующее высказывание крупного японского управляющего: 'Мы, японцы, распространяем внутрифирменный менеджмент на 24 часа жизни человека'19. В Японии это во многом удается. Не случайно большинство кадровых работников японских компаний выходит досрочно на работу отгуляв лишь половину и без того маленького даже по российским масштабам двухнедельного отпуска.
В современном мире манипулятивное психопрограммирование все более широко используется для достижения не только экономических, но и политических целей.
1 Коледа С. Моделирование бессознательного. М., 2000. С. 214.
2 В данном случае речь идет о программировании массовой психики, политическом программировании. На уровне индивидуального, например, психотерапевтического воздействия, технические средства могут не применяться.
3 Keegan, Paul: Into the Void. Boston Business. Februar/Marz 1990 (Life-spring).
4 Lauch J. Sekten. Heidelberg: Auer Verlag, 1997: Stamm H. Sekten. Zurich: Kreuz Verlag 1995; Lell M. Das Forum.
Protokoll einer Gehirnwasche. Der Psycho-konzern Landmark Education. Munchen: DTV, 1997.
5 См., например: Kieser A. Disziplinierung durch Selektion // Personal als Strategie: mit flexiblen und lernbereiten
human-ressourcen Kernkompetenzen aufbauen. Berlin: Luchterhand, 1997. S. 85-114.
6 См.: Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического
психолога. М., 1996. ? 3.
7 См.: Сова Е. Осторожно, Хаббард // Правила игры. 1995. ? 2.
8 См.: Singer M, Lalich. Cults in our Midst. San Francisco: Joessy-Bass Inc. 1996; Scheich G. Positives Denken macht
krank. Frankfurt: Eichborn Verlag, 1997.
9 Ed Kur, Riehard Bunning. Будущее корпоративного управления // Управление персоналом. 2004. ? 5. С. 115.
10Schwertfeger B. Der Griff nach der Psyche: was umstrittene Personlichkeitstrainer in Unternehmen anrichten.
Frankfurt/Main, New York: Campus Verlag, 1998; Schwertfeger B., Koch. Der Therapiefuhrer. Munchen: Heyne
Verlag, 1995; Schwertfeger, Barbel: In drei Tagen zum Gluck. // SuddeutscJie Zeitung. 1997.13. Marz.
11 См.: Барлас Т.В. Популярная психология. М., 1997. С. 75-79 и др.
12 См., например: Milgram, S. Obedience to authority. New York: Harper & Row, 1974; См.: Зимбардо Ф., Ляйппе
М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
13 См.: Пугачев В.П. Управление свободой. М., КомКнига, 2005. С. 129-155 и др.
14 Там же. С. 131-139.
15 Дилтс Р.Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. С. 29 и др.
16 Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии / Пер. с англ. М., 2000. С. 13.
17 Howe, Robert F. Self-Help Course Allegedly Shattered a Life // Washington Post. 1992. 7. Juli.
18 См.: Пугачев В.П. Управление свободой. С. 234-261. Gei.ler R. Massenmedien, Basiskommunikation und
Demokratie. Tubingen, 1973.
19 Управление персоналом. 1999. ? 10. С. 15.