Годовые итоги борьбы социального блока правительства с негосударственными участниками пенсионной системы впечатляют. Все пенсионные законопроекты приняты, в среду их одобрил Совет федерации. В результате пенсионные фонды минимум на два года оставили без новых накоплений, самим НПФ придется доказывать свою "профпригодность", а граждан тем временем будут фактически мотивировать остаться только в распределительной пенсионной системе.
В личных беседах с участниками пенсионного рынка, а также с профильными чиновниками я не раз спрашивала их о планах на следующий год. Многие полагают, что 2014-й станет очередным раундом их борьбы - причем победным - с социальным блоком правительства. "Принятые Госдумой законопроекты настолько непроработанные, да и вся концепция большинства из них такой откровенный бред, что я уверен: работа с законами продолжится, они еще не раз будут перекраиваться",- заявил один из моих собеседников. В нескольких НПФ даже выразили мнение о том, что проходящая реформа - это лучшая пиар-компания пенсионных фондов. "Мне бы хотелось поблагодарить правительство за бесплатную рекламу и продвижение НПФ. Ведь люди-то реально пошли, причем самостоятельно",- утверждал руководитель крупного фонда. "Мы еще повоюем",- уверено большинство тех, чья работа связана с пенсионным обеспечением граждан.
Впрочем, подобную уверенность они излучали и год назад. Тогда Госдума одобрила в первом чтении поправку, согласно которой уже с 1 января 2013 года тариф отчислений в накопительную часть должен был сократиться с 6% до 2% для всех граждан. Однако Владимир Путин перенес "пенсионный маневр" с 2013 на 2014 год, уточнив, что он коснется лишь тех граждан, кто останется "молчуном" (то есть не заявит о выборе инвестпортфеля ВЭБа, НПФ или частной управляющей компании) или напишет заявление о выборе 2%. "Нам дается год на то, чтобы откатить реформу назад!" - радовались в декабре 2012 года мои знакомые в НПФ.
Фонды действительно многого добились в 2013-м: так, объем пенсионных накоплений, которыми они управляют, составил на конец третьего квартала 976,5 млрд руб., по итогам года он перевалит за триллион. Кроме того, число граждан, выбравших НПФ, также увеличилось: только с января по сентябрь 5,18 млн человек подали заявление о переходе из ПФР в НПФ (за весь 2012 год из ПФР в НПФ ушли 4,8 млн человек), то есть потенциально клиентская база НПФ может превысить 25 млн человек.
Но в целом уходящий год показал, что радость пенсионных фондов оказалась преждевременной. Социальному блоку правительства, занимавшемуся разработкой Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, в 2013 году удалось реализовать все ключевые положения этого документа. Вняв призыву премьер-министра Дмитрия Медведева, законодатели аккордно поработали в декабре, и в среду пакет ключевых пенсионных законопроектов был одобрен Советом федерации.
Что же мы имеем на данный момент? Пенсионная формула, высчитывающая права в виртуальных баллах, принята. Прекращение формирования пенсионных накоплений (по крайней мере в 2014 году) принято. Ну а в качестве бонуса накопления за второе полугодие этого года замораживают, а фонды лишаются функции трансфер-агентов: чтобы подать заявление в НПФ, гражданину теперь придется дойти до Пенсионного фонда России (ПФР), а не просто передавать документы через агента НПФ. И все это на фоне яростной критики, в том числе главы Комитета гражданских инициатив и бывшего министра финансов Алексея Кудрина, руководителя аппарата Счетной палаты Юрия Воронина и других признанных экспертов.
В такой ситуации вера участников пенсионного рынка в то, что в спешно принятые законы можно будет внести радикальные поправки, кажется как минимум наивной. Решения принимаются исходя из общей макроэкономической ситуации, состояния федерального бюджета, а эти показатели вряд ли приятно удивят нас в ближайшем будущем. Фонд национального благосостояния, призванный обеспечивать стабильность пенсионной системы, тратится на госпроекты, в то время как реальный (то есть без учета транша из бюджета федерального) дефицит бюджета Пенсионного фонда России продолжит расти - даже по официальным прогнозам. Где государство найдет свободные средства для того, чтобы выплатить пенсии хотя бы в текущем размере 10,4 тыс. руб. почти 40 млн пенсионеров (притом что ежегодно число пенсионеров будет расти в среднем на 400 тыс.) - уже неясно. Венгерский вариант с национализацией пенсионных накоплений выглядит, конечно, заманчиво для правительства, но вот проблема: национализировать накопления можно только один раз - и это решит проблему дефицита ПФР на один год. На следующий год дефицит образуется снова, а национализировать уже будет нечего.
Мария Ъ-Яковлева
http://kommersant.ru/doc/2377060?isSearch=True