quote:
Originally posted by uzver:
догматы устанавливаются вселенскими соборами в результате длительных дискуссий, для того чтобы не тратить время на откровенно бредовые вещиточно такие же догматы существуют и в науке
например в 1775 году (задолго до признания законов термодинамики и даже грамотной их формулировки) Французская академия наук после обсуждения приняла догмат о том что вечный двигатель невозможен и больше заявки от таких "еретиков" они принимать не будут
и что?
опять соврал чо! подменил научные постулаты на догматы мракобесов с которыми академия наук всегда боролась
"В 1743 г. в изданном Академией наук астрономическом календаре синод обнаружил сведения <относительно Луны и прочих планет>, которые, по его мнению, были <к соблазну народному склонны>. Синод потребовал изъять календарь из продажи и печатать в дальнейшем календари только с его <апробации>.
По инициативе Ломоносова Академией паук стал издаваться впервые в России научно-литературный журнал <Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие>, выходивший с 1755 по 1764 г. Журнал, рассчитанный па широкие круги читателей, распространял научные знания, особенно по естествознанию. <Вся Россия с жадностью и удовольствием читала сей первый русский ежемесячник>, - писал современник. В этом журнале, снискавшем любовь читателей, синод нашел ряд статей, <вере святой противных и с честными нравами несогласных>, так как в них <утверждались многие миры>, т.е. пропагандировались научные взгляды о возникновении вселенной, подрывавшие церковные легенды (<св. писание заблуждением называется> ). Синод настаивал на ликвидации журнала под угрозой <жесточайшего за преступления наказания>9.
Донос синода был направлен не только против Академии наук, но и против M. В. Ломоносова лично. Синод знал, что Ломоносов отвергал религиозные взгляды о познании природы, что он был против буквального понимания церковных текстов о мироздании. Ломоносов высмеивал тупость и невежество духовенства, выступавшего против науки. В эпиграмме <К Пахомию> Ломоносов стыдил противников науки:
Ты словом божим незнанье закрываешь...
Ты думаешь, Пахом, что ты уж Златоуст!
Но мы уверены о том, что мозг твой пуст.
Враждебно встретил синод книгу французского академика Фонтенеля <Разговор о множестве миров>, изданную в 1740 г. при содействии Ломоносова. В ней талантливый автор в популярной форме излагал научные данные астрономии, противоречащие церковным представлениям. Гнев синода вызвал не только автор, разрушавший основы религиозного мировоззрения, но и талантливый переводчик книги, Антиох Кантемир, ядовитые сатиры которого на <райских врат ключарей святых>, на <безмозглых> попов восстановили духовенство против автора. Синод признал книгу Фонтенеля <противной вере и нравственности> и потребовал ее изъятия.
Книга Фонтенеля была очень популярна среди читателей, интересовавшихся вопросами науки. Еще в 20-х годах XIX в. она была широко распространена. Популярность <Разговора о множестве миров> отмечена Пушкиным. Герой романа <Евгений Онегин>
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого.....
Раздраженный выступлениями Ломоносова против церкви и изданием при его содействии книги Фонтенеля синод потребовал в 1757 г. от Елизаветы <приостановить> научную деятельность Ломоносова. <Таковые соблазнительные и ругательные пашквили, - говорилось в послании, - истребить и публично сжечь, а впредь дочинить воспретить, а означенного Ломоносова для надлежащего в том увещения и исправления в синод отослать>10.
Ломоносов не испугался гонений со стороны синода и продолжал выступать против церкви. Ломоносов требовал <привилегий> для науки, важнейшей из которых он считал свободу научных взглядов от преследований церкви. <Духовенству к учению, правду физическую для пользы и просвещения показующему, - писал он, - не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях>11.
В 1756 г. Московский университет просил у синода разрешения на издание философской поэмы английского писателя Александра Попа (1688-1744 гг.) <Опыт о человеке>, которую перевел на русский язык профессор Поповский, активно участвовавший в борьбе против средневековых ненаучных представлений о строении вселенной. Синод нашел в поэме <зловредные> идеи Коперника, которые <св. писанию противны, с православной христианской верой весьма несходственны и юношеству соблазнительны могут быть>. Синод обвинил автора и переводчика в том, что они ничего не заимствовали из писания и распространяли идеи <о множестве миров>, <священному писанию совсем не согласные>.
Синод не мог запретить издание поэмы, так как за нее вступился всесильный Шувалов. Поэма была передана на <исправление> московскому митрополиту Амвросию... Он изуродовал ее, выбросив места <св. писанию и политическим узаконениям противные>, и заменил их своими стихами, так что в переводе <о множестве миров, коперниковой системе и натурализму склонного ничего не осталось>. Внесенные митрополитом Амвросием изменения набрали другим шрифтом, и в таком виде поэму напечатали в 1757 г. Современники шутили, что поповские стихи легко можно отличить от поповских. Поэма <Опыт о человеке> пользовалась у читателей большим успехом, до 1812 г. она выдержала 6 изданий.
...
... в <Курских губернских ведомостях> в 1850 г. была помещена статья В. Гутцейта <Об ископаемых Курской губернии>, в которой цензура <догматиков-мракобесов> усмотрела взгляды, несовместимые с библейскими мифами о происхождении мира. <Нельзя не обратить внимание, - писал цензор, - что в ней мироздание и образование нашей планеты и само появление на свет человека изображаются и объясняются по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея в его книге Бытия>42."