Текст о разнице между познанием и исследованием в научном смысле этого слова.
А не спеть ли мне песню? Вот напишу я сейчас про наболевшее - про Посев Срук. Каждый год мне звонит или пишет какой-нибудь хороший человек и спрашивает, а не возьмусь ли я помогать толковой девочке или не менее толковому мальчику, который желает сделать смелый, дерзкий эксперимент по микробиологии. И рассказывает мне про очередной Посев Срук. Или еще хуже - на конкурс имени Вернадского приходят на рецензирование проекты, прошедшие региональные этапы, отмеченные и восславленные, и это все тот же инфернальный Посев Срук. Что я по этому поводу желаю сказать:
1. Под Посевом Срук я имею в виду любой школьный проект, где школьник что-то вырастил на питательной среде - отпечаток ладони, носа, глаза, мазок тампоном с поверхности, открывал чашки Петри в сортире. И до этого момента, в принципе, все в порядке, проблемы начинаются дальше.
2. Дальше все, что выросло, надо а) посчитать и б)определить. И то и другое сделать совсем нетривиально. Медицинские заведения, клинико-диагностические лаборатории и микробиологические лаборатории по контролю качества решают подобную задачу каждый день. Существует соответствующий САНПиН и МУКи к нему, где очень подробно расписано, как именно проводить такой анализ. И поэтому я не считаю десятиклассника или даже восьмиклассника, а уж и подавно преподавателя, предложившего выполнить этот проект "толковым" - если кто-то удосужился прочитать эту литературу - а все свободно лежит в сети - то энтузиазма было бы поменьше, а задача бы ставилась реалистичнее. Но еще одна проблема состоит в том, что прочесть эти несложные документы может или с
пециалист хотя бы со среднем специальным образованием (медсестра КДЛ), или человек, который смог разобраться в базовом медучилищном курсе микробиологии. Или (если мы говорим о преподавателе биологии с высшим образованием и после курсов повышения квалификации) смог его вспомнить с книгою в руке. И вот такой человек и правда "толковый". Только в этом случае мне не нужно писать ничего, из того, что я собираюсь написать ниже.
3. В чем же проблема посчитать число колоний? А в том, что надо посчитать а) число разных колоний и б) общее число всех колоний. В том, что многие колонии сливаются (как считать двойные колонии?), в том, что одинаковые на вид колонии могут содержать разные микроорганизмы, в том, что существуют ползучие формы - как их считать? На какой день считать, на какой среде, при какой температуре растить, почему так? Если знаете ответы на все эти вопросы - пожалуйста, милости просим считать ОМЧ, общее микробное число (клеток/на что-то, а, кстати, на что?).
4. Определение микроорганизмов. Тут вообще тихий ужас. Микробиология от ботаники отделилась около ста лет назад. Прошло то время, когда великий Сергей Николаевич Виноградский занимался Дробянками на кафедре ботаники Санкт-Петербургского Университета. С тех пор город Санкт-Петербург трижды поменял название, страна поменялась дважды и в науке "микробиология" тоже кое-что произошло. Вот как мыслят "протеоботаники" от микробиологии - если колония пахнет жасмином или земляничным мылом, то это синегнойная палочка, если колония на агаре Эндо белая, а не металлическая - это не кишечная палочка. Вот как бы не так, не отличаются микроорганизмы друг от друга как однодольные и двудольные, по околоцветнику. Не все штаммы Pseudomonas aeroginosa выделяют производное амилацетата, не все имеют соответсвующие островки патогенности, не все штаммы токсигенны. Геном Pseudomonas aeroginosa варьирует от 5,2 до 7 млн нуклеотидных пар, соответственно, и разнообразие метаболических проявлений тоже. Также с E. coli - не все штаммы лактозоположительны, например, не у всех есть жгутики.
5. Как же определяют микроорганизмы "большие тети и дяди"? Очень непросто. Во-первых, есть медики. Их задача - ответить на вопрос "а не завелась ли у пациента Нехорошая бяка sp? У них есть святая святых - Средоварка с большой буквы. Это и человек и пароход - Средоварке работает специально обученная медсестра и с нее сдувают пылинки. Без Средоварки не будет ничего - потому что на один анализ уходит от пятидесяти чашек Петри с одними средами и до двадцати пробирок с другими средами. Медики ставят пестрые ряды - проверяют метаболические реакции микроорганизмов: будет ли синяя окраска и пузырьки на среде Гисса с глюкозой? а с фруктозой? а с маннозой? Разжижает ли культура желатин? Выделят ли индол? Есть и у нее пероксидазная система? А что с преципитацией? Но так "ловятся" только те микроорганизмы, которые могут иметь клиническое значение и соостветствующим образом описаны. Остальные отправляются в графу "неведомая и неважная фигня", то есть " прочие неидентифицированные микроорганизмы". Если же надо определить микроорганизм de novo, то есть ответить на вопрос "че за фигня?", то существуют такие пути - MALDI TOF - посмотреть, белки каких масс в каких соотношениях составляют этот микроорганизм и сравнить полученные данные с готовой базой данных. Если такой организм в базе есть, то проблема решена. Еще можно секвенировать часть генома этого микроорганизма, например, ген fmo или ген 16srna, или вообще весь геном целиком. Можно, кстати, сделать библиотеку клонов 16s rna и отсеквенировать клоны. Ничего из этого нельзя выполнить, не имея доступа к научно-исследовательской лаборатории с квалифицированными сотрудниками. Ах да, и для этого всего в любом случае требуется чистая культура, кроме библиотеки.
6. А что же тогда делать, если школьник не может пойти выполнять работу в НИИ? Можно решать обратную задачу, например - работать с чистой культурой и ставить для этого соответствующие задачи. Или выделить культуру самостоятельно и охарактеризовать ее по всем правилам, литература доступна. Выделить одну-единственную культуру и охарактеризовать - и из этого получится одно очень приличная, абсолютно корректная школьная работа.
7. И да, самая жуть - Выводы из Посева Срук. Вот они: надо руки мыть, а зубы чистить, помещение проветривать, герань сажать, фиалки сажать, полы мыть и желательно дезсредствами и мылом, можно кварцевать помещение (это для продвинутых). Товарищи, дорогие друзья и уважаемые коллеги! Пожалуйста! Не надо делать Посев Срук школьным проектом! Ну если очень хочется, сделайте лабораторную работу на уроке! Я, честно говоря, вообще буду принимать разные меры к тому, чтобы работы типа "Посев Срук" не были допущены к конкурсам школьных проектов, ибо более бессмысленную задачу еще надо придумать.
7. Микроорганизмы только кажутся очень простыми в обращении, на самом деле "просто" можно вырастить несколько колоний на чашке. Но даже в этом случае вы не сможете объяснить, что именно у вас выросло, хорошо это или плохо и почему выросло так, а на другой чашке иначе. Для этого, дорогие товарищи друзья и уважаемые коллеги, надо учить матчасть. Вот например, высеяли вы и каким-то чудом определили, что у вас золотистый стафилоккок водится на дверной ручке. Ну что что же? Это наш обычный симбионт, и слава богу, что он там есть. Или высеяли кишечную палочку в воздухе из школьной столовой. Это не фекальное загрязнение, товарищи, это просто вокруг дети, и это прекрасно, честное слово. Или плесневые грибы вдруг откуда ни возьмись появились на картофельном срезе. Тут уже без комментариев, ну правда.
8. Матчасть для биологии прокариотов надо учить заново. Конечно, если вы хорошо понимаете, как работают эукариотные системы, то с освоением прокариотной биологии вам будет проще. Это тоже самое, как зная испанский язык учить французский. Вот, к слову сказать, знаю я нескольких французов, которые считали, что по-английски говорить просто - нужно только французские слова говорить на английски лад. Пушкин наш Александр Сергеевич, вспоминают, делал нечто подобное. Англоговорящие от этого приходят в недоумение, также как и микробиологи от иных рассуждений. Вот прямо еще раз - микробиология, точнее, биология прокариотов - это отдельная, огромная дисциплина, требующая специального усвоения. Она имеет некоторое сходство и с биологией эукариотов, но и существенные различия имеет тоже.
9. Мы понимаем, что очень нужны интересные книги и курсы лекций и просто занятия по биологии прокариотов для небиологов. Мы стараемся, правда. Просто образовался очень большой разрыв между тем, что сейчас действительно есть в микробиологии и тем, как эта дисциплина представлена в неспециальной литературе. За время моей работы по специальности было два очень серьезных открытия, которые перевернули мое представления о микроорганизмах. А детям и взрослым про микробы до сих пор рассказывают в стиле шестидесятых годов. Мы работаем над этим, но уже кое-то есть.
10. Спасибо всем, кто дочитал, для вас бонус - фотография субклонов лабораторного штамма E. coli C600, клетки которого взяли и внезапно поползли под воздействием бактериофага. Лайк, шер, репост, всем пис!