Чему учить прикладных бакалавров?
Вторая тема, которую обсуждали участники заседания, - прикладной бакалавриат, один из самых дискуссионных сюжетов в российском образовании за последние несколько лет. Несмотря на многочисленные дебаты на различных площадках, на сегодняшний день ни профессиональное сообщество, ни власть так и не пришли к окончательному выводу, что же это такое. Александр Соболев честно признал, что на сегодняшний день Минобрнауки не имеет по этому вопросу сформированной позиции - ее нет ни в официальных документах, ни в выступлениях руководителей министерства.
Обсуждение идеи прикладного бакалавриата началось еще в 2008 году, при разработке модели <Российское образование - 2020>, и продолжилось в 2011 году, когда создавалась Стратегия-2020. Необходимость поиска формы высшего образования, альтернативной обычному (академическому) бакалавриату, объяснялась тем, что, во-первых, около 60 процентов студентов вузов вне зависимости от направления подготовки начинают работать на втором-третьем курсе, фактически игнорируя учебу (налицо неформальная договоренность с администрацией вузов: вы с нас строго не спрашиваете, а мы создаем для вас контингент). И, во-вторых, в каждом секторе экономики есть рабочие места, для которых вовсе не требуется четырехлетнее высшее образование: чтобы работать, например, менеджером торгового зала, необязательно учиться четыре года, да и работодателю для таких должностей не нужны избыточно образованные люди, им просто некомфортно на таких рабочих местах.
Вузы сегодня выпускают в три раза больше специалистов, чем техникумы, и, казалось бы, проблему можно решить, переориентировав часть молодых людей на техникумы. Но спрос на среднее профессиональное образование уже не вернуть на прежний уровень. Как показало всероссийское исследование, проведенное Высшей школой экономики, даже в том случае, если после техникума молодой человек будет зарабатывать больше, чем после вуза, и его не призовут в армию, около 70 процентов родителей все равно отправят его в вуз. А прикладной бакалавриат в понимании разработчиков Стратегии-2020 - это то же высшее образование, но студенты учатся два года вместо четырех, затем в течение года проходят практику, получают диплом и сразу могут идти работать. В то же время они сохраняют возможность в любой момент продолжить учебу в академическом бакалавриате и, окончив его, поступить в магистратуру.
Однако в 2010 году в министерстве Андрея Фурсенко возобладало другое понимание прикладного бакалавриата. Его сделали четырехлетним: сначала студенты два года получают прикладные компетенции, а затем еще два года - компетенции теоретические. Начался эксперимент по внедрению такой модели - об этом участникам общего собрания АВРЭМ рассказала начальник отдела содержания и технологий образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина. Однако от эксперимента выиграли только техникумы, которые участвовали в нем в консорциумах с вузами. Проблема студентов вузов, фактически бросающих учебу на третьем курсе, так и не была решена - ведь после второго курса они не получали ни диплом о высшем образовании, ни компетенции, с которыми можно было бы сразу идти работать. По мнению Ярослава Кузьминова, есть серьезные сомнения в оптимальности такой модели прикладного бакалавриата.
В ходе дискуссии Михаил Эскиндаров отметил, что студенты на старших курсах вынуждены работать не ради заработка и не из-за нежелания учиться, а потому что после окончания вуза без опыта работы они работодателям не нужны. По его мнению, возможности внедрения прикладного бакалавриата в том виде, в каком он предложен в Стратегии-2020, все же ограничены - например, бухгалтеров для крупных корпораций нельзя готовить в рамках прикладного бакалавриата, поскольку они должны хорошо знать и английский язык, и математику, и даже эконометрику. Целесообразность прикладного бакалавриата ректор Финансового университета предложил рассматривать лишь для отдельных вузов, сохранив право ведущих вузов выпускать академических бакалавров, против чего, впрочем, не возражали авторы Стратегии-2020.
Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.
Ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров считает целесообразным вводить прикладной бакалавриат только на технических направлениях. Проректор Московского государственного института международных отношений МИД России Артем Мальгин возразил, что, напротив, возможности гораздо шире - например, он был бы уместен при подготовке специалистов по муниципальному управлению, менеджеров в сфере туризма, переводчиков-референтов. <Вводя прикладной бакалавриат, мы повышаем ценность академического бакалавриата, отсекая <лишних> людей от магистратуры, - считает он. - Переход на трехступенчатую систему подготовки в высшей школе будет полезен всем нам>.
Чтобы определиться с перспективами прикладного бакалавриата, общее собрание АВРЭМ приняло решение создать рабочую группу. Ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь, в нее вошли представители Финансового университета, Уральского федерального университета, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В ближайшее время рабочей группе предстоит проанализировать, по каким специализациям можно готовить экономистов и менеджеров в рамках двух- или трехлетнего прикладного бакалавриата и на каких рабочих местах они будут востребованы.