из найденного сегодня в ленте
Лекция Новосёлова была посвящена истории изучения графита, начиная от первых упоминаний в 1555 году - до открытия наноматериала графена, которое в 2010 году и принесло Константину Новосёлову и его учителю Андрею Гейму Нобелевскую премию по физике. Вот такое увлечение!
После интереснейшей лекции (говорить просто о сложном могут только гении), ребята стали задавать ученому вопросы. Сначала они были о графене, а потом - о жизни, о науке. Например: можно ли до 11-го класса заниматься математикой, а потом переключиться на физику? Оказывается, можно. Просто сначала стоит выучить всю математику, потом - ее забыть, но знать, где что записано. В физике важно догадаться об ответе, а потом, с помощью математики, обнаружить, почему этот ответ неправильный.
Или другой <детский> вопрос: изучение графена находится на стыке физики и химии. Какую науку тут знать важнее? На что последовал ответ: наука - одна. И то, что мы разделяем ее на физику, химию и т.д. - это искусственное деление. <Я понятия не имею, чем я сейчас занимаюсь - физикой или химией>, - признался Нобелевский лауреат.
Другая математика
Возможно ли быть математиком, физиком и химиком в <одном флаконе>? Об этом я спросила у Виктора Клепцына - научного сотрудника французского CNRS и Реннского института математических исследований (IRMAR), кандидата физико-математических наук, который приехал на финал Всеросса в качестве одного из руководителей команды Москвы, а еще - в роли человека, задача которого - общение с детьми, попытка рассказать им о больших математических сюжетах. <Есть такая шутка, что биология - это прикладная химия, химия - прикладная физика, а физика - это прикладная математика. На самом деле, и пропасть между математикой и физикой не такая большая>, - ответил на мой вопрос Виктор Клепцын. - И быть одновременно математиком, физиком и химиком вполне реально>. Он объяснил: <Мы смотрим на реальность и пытаемся понять, как что устроено. Существует эксперимент и теоретические объяснения. Есть возможность поставить эксперимент, понаблюдать и попробовать из этого построить теорию. И наоборот: есть теория, которая дает предсказание и его можно проверить в эксперименте. Единственное отличие математики в том, что там есть слова <аксиома> и <теорема>. У физиков вместо этого - <теория>, <предсказательная сила>. Какие-то вещи, которые приходят из физики, можно сформулировать и как открытые математические задачи>.
Чем олимпиадные задачи отличаются от <большой> математики
И все-таки, хочется понять, чем задачи, даже самые сложные, которые дают на олимпиадах, отличаются от тех, которые решают <взрослые> математики. Ведь после окончания школы, олимпиадные задачи закончатся и начнется что-то другое. Собственно, для того, чтобы показать талантливым детям, что их ждет в будущем, чем сегодня занимаются математики, сюда и приехал Виктор Клепцын. Рассказать, например, на начальном уровне про такой математический сюжет, как теорема о Полярном круге в <Ацтекском бриллианте>. В школьно-олимпиадном мейнстриме нечасто появляются такие сюжеты. Там существует стандартный список тем.
Возникает вопрос, зачем нужна олимпиадная математика, если она так сильно отличается от того, чем занимаются <взрослые> ученые? В чем разница? По мысли учителя математики московской школы N 218 Александра Блинкова, все просто: <На олимпиаде тебе дается задача, которую нужно решить за короткое время. Задача иногда искусственная. А профессиональные математики чаще всего сами ставят себе задачи. Они могут думать над ней год-два, всю жизнь. А это совершенно другое. Тут важна не скорость, а глубина. Олимпиадная математика, особенно на уровне всероссийской и дальше, это - в значительной степени спорт. В отличие от науки. Человек, который ярко себя проявил в олимпиадах, совсем необязательно станет настоящим математиком. Но он может найти себя в смежной области. Не случайно многие из наших ведущих бизнесменов получили математическое образование и были успешны в олимпиадах>.
Впрочем, тут нет никакой закономерности: Григорий Перельман был победителем международной олимпиады школьников. Главная миссия таких соревнований в том, что на какой-то ранней стадии они развивают интерес к математике. Если человеку интересно сидеть и решать задачи, это многое о нем говорит.