71-911 ;City Star; - российский пассажирский моторный четырёхосный четырёхдверный односторонний трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО ;ПК Транспортные системы; на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Производство модификации 71-911ЕМ также осуществляется на НЗЭТ в Санкт-Петербурге[1].
Первый в СНГ односекционный трамвайный вагон со 100 % низким уровнем пола. Является аналогом проектного полностью низкопольного вагона 71-625, который планировал выпускать УКВЗ.
Содержание
1 История создания
1.1 Модификации
1.2 Выпуск
2 Конструкция
2.1 Тележка
2.2 Интерьер
3 Испытания
4 Эксплуатация
5 Участие в выставках
6 Примечания
7 Ссылки
История создания
Впервые о работе российских конструкторов над принципиально новой моделью трамвайного вагона с полностью низким уровнем пола стало известно в начале 2000-х годов, когда были озвучены планы Усть-Катавского вагоностроительного завода начать с сентября 2002 года серийное производство не имеющего аналогов в СНГ нового низкопольного трамвайного вагона 71-625[2]. Однако в связи с рядом причин, планы УКВЗ не были осуществлены в планируемые сроки. Вернуться к разработке и проектированию данной модели конструкторскому отделу завода удалось лишь в 2013 году[3][4].
В октябре 2013 года на базе Нижнекамского предприятия ;Горэлектротранспорт; представителями Торгового Дома Усть-Катавского вагоностроительного завода была проведена презентация новых трамвайных тележек[5][6], на основе которых УКВЗ планировал приступить к строительству полностью низкопольного одиночного трамвайного вагона.
Однако в начале 2014 года УКВЗ разорвал отношения со своим Торговым домом, которому и принадлежали права на тележку для нового вагона. В дальнейшем один из учредителей ТД УКВЗ, вышедших из состава фирмы, организовал компанию ПК ;Транспортные системы;, пригласил главного конструктора УКВЗ и выкупил конструкторскую документацию на тележку у ТД УКВЗ, создав на мощностях Тверского вагоностроительного завода аналог вагона 71-625, получившего индекс 71-911.
Совокупный объём инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию двух опытных образцов трамвайных вагонов со 100 % низким уровнем пола - односекционного четырёхосного вагона 71-911 и трёхсекционного шестиосного вагона 71-931, составил 10 млн евро.[7]
Вагон на 80 % состоит из российских деталей. Из импортного оборудования: финские двери, чешский двигатель, австрийский редуктор. Остальное - российское, поставляемое 20 компаниями, в том числе: ;Красноярские машиностроительные компоненты; (алюминиевые профили интерьера салона), фирма ;Парус; (электромеханические тормоза), ГК ;Канопус; (комплект электрооборудования), ;Урал Полимер; (полимерные детали экстерьера и интерьер кабины водителя), ;Этна; (система климат-контроля) ;Техника Транспорта; (кондиционер салона)[7].
Модификации
71-911E - колея 1435 мм (для Ростова-на-Дону)
71-911ЕМ ;Львёнок; - колея 1524 мм, модернизированный
Выпуск
71-911ЕМ в Перми
Данные по выпуску вагонов 71-911[8], 911Е[9] и 911ЕМ[10] по годам приведены в таблице:
Год выпуска Модель Количество
вагонов Зав. номера
2014 71-911 1 1
2015 7 2-8
2016 71-911Е 17 2-18
2017 13 19-31
2018 71-911ЕМ 1 1
2019 15 2-16
71-911 13 9, 17-21
2020 71-911ЕМ 20 17-36
Всего 71-911 21 1-9, 17-21
71-911Е 30 2-31
71-911ЕМ 36 1-36
Конструкция
Низкопольный трамвай 71-911E производства ПК ;Транспортные Системы; в Ростове-на-Дону.
Трамвай имеет модульную конструкцию, что позволяет разработать на его базе целое семейство трамвайных вагонов различной вместимости и длины. В основе трамвайного вагона находится запатентованная конструкция трамвайной тележки, которая, благодаря своей эластичности, является менее требовательной к состоянию рельсового пути, что повышает плавность хода, снижает шумность при движении трамвая и улучшает комфорт в салоне.
Тележка
На трамваях ООО ;ПК Транспортные системы; применяются низкопольные тележки с использованием традиционных колёсных пар. Для увеличения ширины низкопольного прохода над тележкой, буксы вынесены наружу, редуктор установлен максимально близко к колесу, а дисковый тормоз - на валу двигателя. Тележки имеют две ступени подвешивания - надбуксовое и центральное, с применением спиральных пружин и резинометаллических упругих элементов. Двигатель с редуктором соединён посредством эластичной муфты[11]. На трамвае 71-911 обе тележки - поворотные.
Интерьер
Кабина водителя трамвая 71-911Е
Салон низкопольного трамвая 71-911E
Испытания
71-911 на испытаниях в Москве
71-911 на испытаниях в Перми
В конце июня 2014 года трамвайный вагон поступил на испытания в Московское депо имени Баумана, где получил бортовой номер 0202. Вагону предстояло пройти межведомственную комиссию и сертификацию. После окончания испытаний планировалось начало эксплуатации данного вагона с пассажирами в Москве[12]. Однако, на баланс ГУП ;Мосгортранс; данный вагон так и не был принят и не был введён в эксплуатацию на московские трамвайные рельсы, после этого опытный вагон вернулся в Тверь. 28 октября 2014 года вагон модели 71-911 получил акт межведомственной комиссии, разрешающий его запуск в серийное производство.
4 марта 2015 года второй трамвай этой модели поступил на заводскую обкатку в трамвайное депо N 2 города Твери, получив номер 002. 12 марта вагон был отправлен обратно на завод,[13] однако летом этого же года вновь поступил в трамвайное депо N 2 города Твери, но уже на постоянной основе.
В 2018 71-911ЕМ был на испытаниях в Перми, местные жители оценили бесшумность трамвая, плавный ход, безопасность, системы климат контроля и другое. Позже в 2019-2020 МУП "ПермГорЭлектроТранс" закупил 8 таких трамваев.