http://sv-loginow.livejournal.com/37192.html ПЕРЕБЕЖЧИК
Лёша - мечта педагога. Маленький (трудно учителю сохранять авторитет, когда ученик смотрит на него сверху вниз), всегда аккуратно одетый, тихий, вежливый. Плюс ко всему - отличник; но не круглый, так что его вполне можно воспитывать, соблазняя потенциальной медалью. Ему бы ещё ходить на какой-нибудь подходящий кружок, рыбок разводить или делать аппликации из соломки. А он заявился на кружок химии, где беспрестанно что-то гремит, дымит и подозрительно воняет.
Обнаружилась в Лёше замечательная, хотя и неудобная для учительского спокойствия активность. Расскажешь ему что-то, даже продемонстрируешь, если возможно, а он раскопает где-то книжку, которая открывает новые, иной раз неприятные возможности.
-- А если вот так?
А я об этом прежде не слыхивал. Отстал за те пятнадцать лет, что химией не занимался.
Пришлось мне не только Лёшу учить, но и самому учиться. Хорошо, что толковый мальчик входил в моё положение, когда я говорил, что сходу ответить не могу, надо смотреть литературу.
Хуже другое: то и дело Алёша притаскивал какие-то схемы (по большей части на бумаге), генераторы, излучатели, ещё что-то - и просил консультации. А я физику с детства не переношу. Папа - кандидат физ-мат наук, мама - доцент физики, старший брат - физик, дядьям, тёткам и кузинам-физикам счёта нет. А у меня склад ума гуманитарный, даже в химии больше всего меня привлекает её история.
Пришлось бегать в библиотеку или консультироваться у специалистов, чтобы соответствовать Лёшиным представлениям о настоящем учителе. Но я уже предвидел, что скоро наступит время, когда Лёша начнёт прилюдно сажать меня в лужу. И не со зла, а, напротив, от излишней почтительности.
Спасло меня то, что я рассказал Лёше о 45 интернате, что при университете - какие там учителя, какие ученики: И после девятого класса Лёша ушёл туда. А то опозорился бы я в его глазах навеки.
Примерно через полгода Алексей зашёл в свой бывший класс. Рассказывал о себе, об учёбе. И вдруг произнёс фразу, которую я запомнил намертво: ;Только, знаете, мне теперь физика почему-то больше нравится;. Сказано это было с ощутимым чувством вины; казалось, преступник ждёт, что я брошу ему в лицо гневное: ;Предатель! Как ты посмел разочароваться в химии!; -- и он заранее готов претерпеть любую кару.
-- Лёша, -- сказал я, -- да ведь с самого начала было видно, что ты физик, а ко мне пришёл просто от безысходности, потому, что Раиса Яковлевна - добрая женщина, но ничему тебя научить не могла.
* * *
К чему всё это написано? А причин было три:
Прежде всего, я порой думаю, так ли я был прав в своей работе? Среди моих учеников достаточно большой процент стал химиками. А вдруг в ком-то из них в результате погиб великий астроном, палеонтолог или кардиохирург? Не встретился на пути нужный учитель, а встретился я - и вот результат. Понимаю, что это размышления в пользу бедных, но не думать не могу.
Во-вторых, очень хочется сказать, что не всё так беспросветно было в школьной жизни. Конечно, драматические эпизоды более сюжетны, но нормальной жизни было, всё-таки, больше.
И, в-третьих, мне просто любопытно, что скажет сам герой очерка. Что запомнилось ему, как он воспринимал всё это тогда, и что думает теперь, почти четверть века спустя.