izhevsk.ru Главная /  Слухи, скандалы, сплетни /  Ижевский пруд - отработанный карьер железной руды. Так вот почему "Малиновая гора"

Имя:
Пароль:
 зарегистрироваться | Войти через
напоминатель пароля
mark.ru
Ижевский пруд - отработанный карьер железной руды. Так вот почему "Малиновая гора"
НОВАЯ ТЕМА правила | поиск | картинки | | | о форуме |
  Новости | Авто | Недвижимость | Работа | Бизнес | Стройка | Объявления | Совместная покупка | | |
  всего страниц: 11 :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Ижевский пруд - отработанный карьер железной руды. Так вот почему "Малиновая гора"   версия для печати
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 30-11-2019 01:40 Elden Редактировать сообщение Elden    первое сообщение в теме:



пост 438 (переходите по ссылке ниже)
https://izhevsk.ru/forummessage/72/5912809-r438.html#438

Не прошло и года, как некто умеющий создал понятный, доступный фильм на основе данной темы, за что ему спасибо:



автор видео конечно некоторые моменты подогнал под идею своего канала ))) ,но общая суть более чем передана...
В данной же теме вопрос пруда (а точнее 2-х ижевских прудов) раскрывается намного шире и логически упорядоченнее.
----------
Этот 1 пост в обратном хронологическом порядке развития темы.
----------
С 343 поста вновь изменено название темы: "Ижевский пруд - отработанный карьер железной руды. Доменные печи все еще рядом стоят!". В нем разъяснения данного названия:
https://izhevsk.ru/forummessage/72/5921041-0.html
Автор видео из 64 поста по ссылке утверждает, что это доменная печь Кажимского железоделательного завода:


ничего не напоминает???


----------
До 343 поста тема еще раз меняла название и называлась: "В Ижевске ДВА пруда. Дорога по дну к бывшему отработанному карьеру железной руды"
----------
В 213 и 220 постах фото с разных ракурсов дороги к предполагаемому карьеру руды от ТЭЦ 1 по дну Ижевского пруда.


----------
Объяснение имеющегося названия темы о том, что в Ижевске ДВА пруда в посте 138 и ниже. В 144 посте, крупное фото ВТОРОГО ПРУДА и не откуда-нибудь, а из Ижевского архива...
----------
"Тема: Ижевский, Воткинский, Камбарский, Пудемов пруды - отработанные карьеры железной руды! " - Так называлась эта тема до 137 поста.
----------
(После первой страницы обязательно прочтите 108-117 посты про Кабарский 1761г, Пуденовский 1759 г железоделательные заводы и их пруды... А в 20 км от Удмуртии есть еще железоделательный завод с прудом и общим хозяином с Пуденовским ЖДЗ 120 пост)
----------
Так же в теме есть новое толкование появления слова Удмурт и то как оно превратилось в слово Вотяк пост 127-128
----------
Собственно начало темы:
Утверждается, что Ижевский пруд копали руками, про Воткинский как-то тихо молчат.
История Воткинского железоделательного завода начинается в 1759 году, а Ижевского в 1760:
https://iz-article.ru/jelezo.html
Утверждается, что работали они на привозной руде горы Благодать на Урале (город Кушва).
На секундочку посмотрим на карту:


ни одного прямого водного сообщения железные дороги в России по официальной версии с 1830-х годов!!!

Выдержка из ссылки выше:
"Начиналось рождение ижевского железа у Благодати, где плавили пудовые болванки первосортного чугуна, грузили в коломенки. Огромные приземистые баржи, бравшие до 12 тысяч пудов, плыли по Чусовой и Каме до Гольян. Чугун переваливали в телеги, и в телегах везли через увалы в Ижевский завод. "

Они совсем 36нутые там были что ли??? Вокруг куча рек, куча мест где можно запрудить, а они в Ижевск да в Воткинск.....
----------
А вот если железа было нужно много, а залежи его были в строго определенных местах, вот тут уже вырисовываются причины постройки заводов у мест залежей руды.
----------
Собственно остатки той самой горы Благодать:


заливаем водой и получаем ракурс со стороны Строителя...

история редактирования

Показать текст сообщения полностью

МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 25-1-2020 21:38 МатиасРуст

это республика, сейчас до 11 т.м3 - но это механизированная. но в основном на строительные работы. дровами сейчас не топят заводы

история редактирования

Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 25-1-2020 22:19 Elden

quote:
Originally posted by gennadi:

и вполне логично что дрова к заводу доставлялись лесосплавом



Не логично, что стена для направления дров из бетона, при том, что вокруг деревянная.
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 25-1-2020 22:27 Elden

Ну и главное, по сути у места дороги-пирса фактически нет течения, основное течение вдоль металлурга к плотине. Бревна самоходом к месту дороги-пирса не поплывут, а если техническими средствами, так не проще к месту погрузки непосредственно заталкивать?
МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 25-1-2020 22:43 МатиасРуст

ви это нас спрашивайт ? не понимаю по рюсски.
архивы, мой друг, архивы. и меньше российской прессы читайте перед едой.
перед вами только что процитирован текст из книги, там есть описание. вы думаете что по пруду будут сполавлять лес по течению?. он неделю будет плыть. только хардкор, только катер или атомный ледокол.

это в ссылке Толяныча

история редактирования

МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 25-1-2020 22:50 МатиасРуст

вы себе забили две точки - рытье рудника до рождества христова неандертальцами (в современных строительству города данных нет) и ваше мироощущение 2019 г. деятельность остальных поколений выпадвкт из вашего горизонта событий.
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 25-1-2020 23:03 Elden

quote:
Originally posted by МатиасРуст:

рытье рудника до рождества христова неандертальцами



А с чего вы взяли, что неандертальцы вообще были, в том понятии в котором мы их знаем и что если они и были, то были они тогда когда мы о них знаем???.........
МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 25-1-2020 23:08 МатиасРуст

Я забыл.


Что вы знатный тролль

Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 25-1-2020 23:36 Elden

quote:
Originally posted by МатиасРуст:

Я забыл.

Что вы знатный тролль





Не - не -не -не -не, позволю себе, вернуть вас к первому посту к фразе "Собственно начало темы:", все то, что здесь выяснилось, выяснилось благодаря складыванию логической цепочки от того, что нет никакой рентабельности и возможности строить железоделательный завод в Ижевске без наличия в нем собственных запасов железа.
МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 25-1-2020 23:59 МатиасРуст

откланяюсь. спасибо за внимание.
пока интерес к теме потерян
п.с. для гна Елдена интересноя живая информация. пусть и не местная.
https://www.yaplakal.com/forum2/topic2062272.html

история редактирования

gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 26-1-2020 01:33 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

нет никакой рентабельности и возможности строить железоделательный завод в Ижевске без наличия в нем собственных запасов железа



ты так и не привел никаких внятных обоснований нерентабельности производства при отсутствии рудника.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 26-1-2020 01:59 gennadi

насчёт дороги по дну пруда- обычная конка для вывоза сплавленного леса. загоняют телегу в воду, потом без лишних усилий баграми затягивают плавающий лес на телегу и всё, поехали никаких тебе кранов и сложных грузоподъёмных механизмов, всю работу по погрузке выполняет архимедова сила.
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 26-1-2020 02:44 Elden

quote:
Originally posted by gennadi:

обычная конка для вывоза сплавленного леса.



Для чего такая длинная?
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 26-1-2020 09:10 gennadi

это же очевидно- чтобы уклон был меньше
Толяныч
Рейтинг: 1256/-42
-- написано 26-1-2020 09:41 Толяныч

Не совсем по теме,но тоже интересно)

Толяныч
Рейтинг: 1256/-42
-- написано 26-1-2020 10:29 Толяныч

 

Земснарядом за это время, чего только не вытащили. На дне находили и горные породы, натыкались даже на дорогу, построенную задолго до возникновения пруда
https://www.myudm.ru/news/new?id=13480
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 26-1-2020 10:57 gennadi

это всё проделки вукузё
Толяныч
Рейтинг: 1256/-42
-- написано 26-1-2020 11:00 Толяныч

quote:
это всё проделки вукузё

Согласен
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 26-1-2020 11:59 gennadi

даже в сороковых годах двадцатого века функционирование ижевских заводов завязано на лесе 
Mad-Max
Рейтинг: 120/-15
-- написано 26-1-2020 18:37 Mad-Max

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 3
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2012. Вып. 4
Экологические проблемы и природопользование
УДК 94(470.51):911.2(045)
А.А. Кашин
ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИЖЕВСКОГО
И ВОТКИНСКОГО ЗАВОДОВ
Показана роль природных особенностей местности в формировании крупнейших предприятий на территории
удмуртского Прикамья - Ижевского и Воткинского заводов. На ранних стадиях развития заводской промышленности (XVIII-XIX вв.) значение ландшафтных факторов было особенно велико. Природные особенности местности во многом определили территориально-отраслевую структуру экономики Удмуртии, а также рисунок расселения и транспортной сети территории.
Ключевые слова: Ижевский и Воткинский железоделательные заводы, Ижевский оружейный завод, природные
условия.
В основе возникновения каждого города лежит конкретная причина, благодаря которой поселение либо возникает, либо начинает быстро расти, вследствие чего возвышается над округой, превращаясь в крупный населенный пункт. В одних случаях города начинались с крепостей, бывших форпостами экспансии государства и присоединения новых земель. К таковым можно отнести, например,
Саранск, Оренбург и Воронеж. В других случаях это были транспортные узлы на построенных железных дорогах либо морских коммуникациях. Классические примеры - Мурманск и Новосибирск. В
третьих - промышленные поселения, заводы. К такому типу поселений относятся 4 из 6 городов Удмуртии: Ижевск, Воткинск, Можга и Камбарка. Само слово ;завод;, вынесенное в название, понимается не только как промышленное предприятие, но и как особый тип населенных пунктов, возникших
вокруг таких предприятий.
Природные факторы всегда имели и имеют значение при размещении населенных пунктов и
влияли на их эволюцию. Так, очевидно, что сверхкрупные города не возникают в экстремальных природных условиях, а сельские населенные пункты в России тем крупнее, чем более благоприятны почвенные и агроклиматические условия. В настоящее время с ростом технической оснащенности промышленности и развитием транспорта влияние природных факторов изменилось и они уже не всегда
являются главными в размещении и эволюции населенных мест, но на стадии возникновения промышленности на территории Удмуртии они были определяющими. Многие из современных характерных особенностей городов и промышленности в них являются унаследованными, изначально предопределенными природными обстоятельствами.
Промышленное освоение Удмуртского Прикамья начинается в середине XVIII в. Так, в 1758 г. начинается строительство Воткинского, а в 1760 г. - Ижевского железоделательных заводов. Это послужило предпосылкой для возникновения в будущем и других отраслей промышленности, в первую очередь машиностроения. С этого момента на данной территории начинает меняться характер взаимоотношений человека с природой, да и весь уклад жизни. Уже к концу XVIII в. поселения Ижевского и
Воткинского заводов становятся крупнейшими промышленными поселениями Вятской губернии. Разумеется, промышленность Прикамья не была ограничена указанными заводами, но именно они оказали
решающее влияние на формирование территориально-отраслевой структуры экономики Удмуртии.
На первый взгляд само возникновение предприятий подобного профиля парадоксально на территории, не располагающей запасами собственных железных руд. Однако надо иметь в виду, что
сырьем для производства железа была не руда, а чугун - материал, вполне транспортабельный и для
того времени. Производили его на уральских заводах, входивших в состав Гороблагодатского горного
округа - Кушвинском и Баранчинском [1].
Успешному развитию Ижевского и Воткинского заводов в большой степени способствовал на
редкость удачный выбор места для их размещения. Реки Иж и Вотка, достаточно полноводные для
создания крупнейших для своего времени водохранилищ и в то же время доступные для перекрытия
при технологиях XVIII в. К тому же, в силу особенностей гидрографии, удобные для постройки пло-
4 А.А. Кашин
2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
тин неширокие долины этих рек располагались достаточно близко от основной транспортной магистрали региона - р. Камы. Наконец, места для заводов были удачно выбраны вблизи ландшафтного рубежа - границы Вятского песчаного массива, к северу от которого располагались обширные леса (сырье для производства древесного угля), а к югу - свободные от песчаного покрова Можгинская и Сарапульская возвышенности с глинистыми грунтами и относительно плодородными почвами и в силу
этого с многочисленным населением (что обеспечивало трудовые и продовольственные ресурсы).
До постройки железных дорог транспортировка больших объемов груза могла осуществляться
только водным путем. Кушвинский и Баранчинский заводы располагались соответственно на реках
Кушва и Баранча, находящихся в бассейне Иртыша, но на небольшом расстоянии от р. Чусовой (приток Камы). Это позволяло преодолевать незначительное расстояние по водоразделу и подвозить чугун
гужевым транспортом на пристани реки Чусовой и ее притоков. Малые реки выбирались для строительства заводов потому, что, во-первых, в отсутствии механизации труда запруживать более крупные
реки в XVIII в. было невозможно. Кроме того, строительство плотин не практиковалось на судоходных реках, так как технологией строительства судоходных шлюзов инженеры того времени еще не
владели, а в условиях, когда речной транспорт был основным, препятствия в виде плотин могли создать серьезные транспортные проблемы.
Таким образом, местоположение заводов объясняется нахождением вблизи крупной транзитной
транспортной артерии - реки Камы, на достаточно полноводных несудоходных реках, на стыке крупных лесных массивов и густонаселенных районов с плодородными почвами. Микроположение Ижевского завода объясняется морфометрией долины Ижа в данном участке: расстояние между холмистым
левым берегом и возвышенностью на правом низменном берегу, необходимой для плотины, оказалось
меньше, чем в других местах по Ижу [2]. Учитывая сходный характер долины Вотки, можно предположить, что аналогичным образом было выбрано место для строительства Воткинского завода.
Подобная асимметрия рек Иж и Вотка (крутой левый берег и низменный, пологий правый) была
сформирована в перигляциальных условиях плейстоцена. Повсеместно перигляциальная денудация с
наибольшей интенсивностью проявилась на склонах, обращенных на север и восток, в связи с чем эти
склоны нередко выположены до предельно минимальных углов 2-3º и на них сформировались особенно
мощные делювиально-солифлюкционные шлейфы. Более сухие склоны южной и западной экспозиций
сохранили большую крутизну. В результате многочисленные долины малых рек приобрели резко выраженную асимметрию склонов инсоляционного типа, реликты которой широко распространены в плейстоценовой перигляциальной зоне Евразии. Этот тип асимметрии склонов (с более пологими склонами
северной и восточной экспозиций) соответствует южному варианту развивающейся в настоящее время
асимметрии склонов долин области вечной мерзлоты Восточной Сибири [3].
Зависимость заводов Урала от подвоза сырья дополнялась зависимостью от вывоза готовой
продукции - железа и изделий из него, что также можно было осуществлять только по рекам. Следовательно, в производственном цикле предприятий и обслуживающей их инфраструктуры (в первую
очередь, транспортной) не могла не проявляться сезонность, которая во многом определяла и характер производства, и образ жизни мастеровых заводов и приписных крестьян. Сплав по р. Чусовой был
возможен только в течение 2 недель, когда, во время весеннего половодья, из прудов, находящихся на
ее притоках, синхронно начинался спуск воды. Уровень воды в Чусовой кратковременно поднимался,
и это позволяло обеспечить сплав нескольких сотен барок. Сплав во многом носил стихийный характер, и из-за огромного скопления судов и значительной скорости течения, а также характера берегов
реки (значительное число скалистых выходов и крутых поворотов) часть судов разбивалась, без чего
не обходилась ни одна навигация. Если судно не успевало пройти по реке за определенное время,
приходилось ждать следующей навигации (следующего года) [4]. Следовательно, периоду весеннего
половодья предшествовал длительный этап подготовки, заключавшийся в транспортировке санным
путем в течение всей зимы продукции заводов на пристани, строительство судов, их загрузка и аккумуляция дополнительных запасов воды в прудах, расположенных на притоках Чусовой. Таким образом, возможность создания единой производственной цепочки уральских и камских заводов была
обусловлена в первую очередь ландшафтными условиями местности.
Деятельность камских заводов - Ижевского и Воткинского - находилась в зависимости от фаз
режима рек. Период возможной транспортировки определялся навигацией на Каме, а она судоходна с
апреля по ноябрь. Связь с камскими пристанями Устьречинская и Галево (для Воткинского завода) и
Гольяны (для Ижевского завода) осуществлялась гужевым транспортом и преимущественно санным
Природные предпосылки возникновения и развития: 5
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2012. Вып. 4
путем, так как в другие сезоны года, кроме зимы, гужевые тракты были трудно проезжими. О масштабах гужевых перевозок в ту эпоху свидетельствует широкое распространение в Удмуртии ;говорящей; фамилии Перевозчиковых (Перевощиковых), а также название села ;Перевозное; вблизи
Воткинска на Каме.
Таким образом, от момента возникновения до строительства железных дорог в Прикамье в самом конце XIX в. рисунок речной сети и сезонность режима рек во многом определяли и географию
заводов, и характер их функционирования.
К середине XIX в. на Урале и в Прикамье работали более 150 заводов [5]. Однако не всем было
суждено сохраниться до настоящего времени и стать основой формирования крупных населенных
пунктов, таких как современные города Воткинск и Ижевск с численностью населения 99 и 627,7 тыс.
человек соответственно (на 2010 г.) [6]. На наш взгляд, одной из причин роста заводов и появления
новых отраслей стали природные (ландшафтные) условия и географическое положение заводов.
Первые два десятилетия XIX в. стали поворотными для Камских заводов. В 1806 г., в связи с
объявленной Наполеоном континентальной блокадой, английская сталь перестала поступать в Россию, следовательно, возникла необходимость производства собственной стали. В короткие сроки наладить ее производство удалось русскому металлургу, изобретателю Семену Бадаеву (1778 - 1847),
который начал опыты на Петербургском заводе хирургических инструментов, а с 1811 г. продолжил
опыты на Воткинском заводе, где и началось промышленное производство стали в 1813 г. [7]. Зависимость страны от вынужденного импорта стали была преодолена. В 1830-х гг. Воткинский завод приступает к пудлинговому производству стали, бывшему на тот момент передовым. В 1870 г. одним из
первых в стране Воткинский завод осваивает мартеновский способ плавки. Развитие собственной металлургической базы в сторону повышения качества привело к возможности развития отраслей машиностроения и металлообработки на собственных ресурсах. Так, в 1847 г. на Воткинском заводе начинается производство пароходов, а в 1868 г. - паровозов. Кроме того, воткинские мастеровые производили целый ряд видов продукции из своего металла. Из уникальных заказов можно отметить шпиль
собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1857 - 58 гг.). А в конце XIX в., в связи со
строительством Транссибирской магистрали, завод освоил выпуск новой продукции - железнодорожных мостов. По общей длине построенных железнодорожных мостов в 1915 г. Воткинский завод вышел на первое место в России [8].
С развитием машиностроения стало меняться транспортно-географическое положение Камских
заводов, и в первую очередь Воткинского. В отсутствии судоходных рек и железных дорог вывозить
габаритную тяжелую продукцию возможно было только в период половодья, когда ниже плотины
пруда устанавливалась перемычка, а при спуске части воды образовывалось небольшое временное
водохранилище. Русло Вотки было частично спрямлено, сооружены борта из бревен [9]. Это превращало реку с небольшим расходом воды (около 6 м3
/с) в подобие канала, что позволяло судам оказываться на плаву, а работникам вручную транспортировать их до Сивы, которая при расходе воды около
30 м3
/с, весной судоходна. Соответственно, появлялась возможность проводить суда до Камы.
Таким образом, в отношении количественного роста металлургического производства в России
Ижевский и Воткинский заводы не сыграли заметной роли, но в деле усовершенствования металлургических процессов их значение по общему признанию бесспорно [1]. Одна из причин этого явления
- удаленность от источников сырья и, в какой-то степени, вынужденность искать свое место на общероссийском рынке не через увеличение объемов производства, а путем глубокой переработки относительно небольшого количества металла. Дело в том, что полностью преодолеть транспортную разобщенность Камских заводов и Урала как поставщика чугуна удалось только в 1919 г., когда была достроена железнодорожная линия Сарапул - Екатеринбург, а до этого снабжение сырьем оставляло желать лучшего. К тому же оно во многом зависело от капризов погоды.
На Ижевском заводе в 1807 г. возникает оружейное производство. Как представляется, в его
становлении главную роль сыграли ландшафтные факторы. Поиск места для строительства нового
завода был вызван слишком высокой себестоимостью производства оружия на Тульском и
Сестрорецком заводах. Масштабное производство требовало больших запасов лесных ресурсов, а
вокруг Тулы и Сестрорецка леса были сведены десятилетиями эксплуатации. Кроме того, новый завод
должен был опираться на собственную металлургическую базу. В этом случае удалось бы сократить
транспортные издержки на доставку на завод топлива и металла. Кроме того, одной из установок при
выборе места была удаленность завода от западных границ империи, исходя из военно-стратегических
соображений. Поиском места для строительства завода занялся А.Ф. Дерябин (1770 - 1820),
6 А.А. Кашин
2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
места для строительства завода занялся А.Ф. Дерябин (1770 - 1820), руководитель Департамента горных и соляных дел, один из крупнейших специалистов горнозаводского дела в России. Главным фактором, определившим Ижевский железоделательный завод в качестве базы для строительства оружейного
завода, было то обстоятельство, что только Ижевский пруд из заводских прудов заводов-претендентов
мог обеспечить работу сразу двух производств: железоделательного и оружейного [2]. Действительно,
Ижевский пруд был тогда одним из крупнейших заводских прудов империи, а таковым его делали расход воды в реке Иж и объем воды в пруду, обусловленный морфометрией долины.
А.Ф. Дерябин нашел, что при Ижевском заводе имеется ;достаточное количество воды для машин... лесов для строения и выжигу угля, возможность приграничить еще большее количество оных,
удобность получения самых лучших металлов для оружия, без дальнейшей перевозки оных, обширность места, довольно плодородная округа; [10].
Стоит отметить, что именно возникновение оружейного производства обеспечило поселку при
Ижевском заводе быстрый рост и последующее превращение его в один из крупнейших городов Приуралья. Для сравнения можно упомянуть: основным конкурентом Ижевского завода был Аннинский
завод на реке Бабка в Пермской губернии. В настоящее время на месте завода располагается деревня
Аннинск с населением 106 жителей (на 2002 г.) [11]. Изначально шансы на строительство завода были
равны, более того, был издан указ о начале финансирования строительства завода на Бабке, на базе
Аннинского завода [2]. Но в конечном итоге решение было изменено в пользу Ижевского завода.
Уже в первые десятилетия своего существования оружейный завод стал активно развиваться.
Главный корпус завода, построенный в 1815 г., стал крупнейшим и первым в Российской империи каменным многоэтажным производственным зданием [12; 13]. Количество рабочих росло, увеличивалось
и количество жителей в поселке при Ижевском заводе. По результатам первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., Вятская губерния оказалась на втором месте по численности населения с 3 031 тыс. жителей, уступив первенство лишь Киевской с населением 3 559 тыс. жителей [14].
При этом крупнейшим населенным пунктом был отнюдь не губернский центр и не центр какого-либо из
11 уездов, а поселение, имевшее на момент переписи статус сельского. Речь идет о селении Ижевского
завода (село Ижевское, Ижево). На момент переписи в этом населенном пункте проживала 41 тыс. человек [15], что соответствовало размерам довольно крупного города. В селении Воткинского завода
проживала 21 тыс. жителей [16]. По этому показателю оно делило 3-4-е места с уездным центром Сарапулом. В губернском центре Вятка насчитывалось 25 тыс. жителей [17]. Такая концентрация промышленности в отдельных населенных пунктах, вкрапленных в типично сельскохозяйственную территорию,
на наш взгляд, также во многом определена ландшафтными особенностями местности. В силу транспортной изолированности от густонаселенных центральных районов страны на данной территории была невозможна филиализация производства, то есть явление, когда производство трудоемкой, технологически сложной продукции осуществляется постадийно на нескольких относительно небольших предприятиях, как, например, происходило на Тульском оружейном заводе, где в казенных фабриках велись
только отдельные ;машинные работы;, а все остальное - на дому [12]. Это позволяет не создавать промышленные гиганты, вызывающие проблемы управленческого, социального (большое количество рабочих необходимо где-то размещать и чем-то кормить) и экологического (на стадии основания Ижевского оружейного завода, разумеется, такой термин не использовался, но в то время уже обращали внимание на отрицательные последствия территориальной концентрации большого количества людей и крупной промышленности) характера. Следовательно, ситуация, когда все стадии крупного производства
осуществляются в одном месте, начиная от производства металла и заканчивая пристрелкой и клеймлением оружия, была в определенной степени вынужденной. Залесенная территория, ограниченная крупными трудно преодолимыми для дорожного строительства реками, с населяющими ее государственными крестьянами (в дореформенный период) и работавшими на ней государственными заводами, была
малопривлекательна для частного капитала, а с началом эпохи железнодорожного строительства именно за счет привлечения частных инвестиций строились в основном железные дороги. Таким образом,
приоритет государственных интересов и специфические ландшафтные особенности местности определили отставание во включении территории в транспортную сеть страны, а также сверхконцентрацию
производства. Так, например, производство одного из самых массовых видов продукции Ижевского
оружейного завода - трехлинейной винтовки системы Мосина - требовало более 2 тыс. деталей и около
4 тыс. переходов (технических операций) [2]. И все это производилось в одном производственном корпусе одного завода. И более поздние образцы продукции, в том числе всемирно известный автомат Ка-
Природные предпосылки возникновения и развития: 7
БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2012. Вып. 4
лашникова, полностью производились в Ижевске, в том числе выплавка оружейной стали и производство комплектующих из дерева.
Еще одно из следствий территориальной оторванности от основных центров страны - формирование собственной научно-технической школы. Первые учебные заведения, принадлежавшие заводам, возникли еще в начале XIX в. при Дерябине. Так, заводская контора Воткинского завода в соответствии с ;высочайшим проектом;, утвержденным 13 июля 1806 г., постановила открыть в августе
1807 г. малую горную школу - первую в заводе [9]. В 1907 г. при заводе появилось среднее механотехническое училище - более высокая образовательная ступень. Его появление было вызвано объективными обстоятельствами того исторического периода. Новое ХХ столетие начиналось в России
бурным развитием капитализма. Выпускники столичных вузов уже не стремились на уральские заводы, а оседали в центральной части России, где высокими темпами шло техническое перевооружение
в промышленности. Воткинскому заводу была нужна элита технической мысли, а она не желала жить
в глуши, вдалеке от цивилизации, где темпы совершенствования производства явно тормозили. Казенные заводы экономили государственные деньги, и наоборот. Кадровый голод грозил серьезными
проблемами, поэтому правительство пошло на эксперимент и разрешило некоторым заводам на Урале
содержать за свой счет или оказывать необходимую помощь образовательным учреждениям любой
формы собственности, обучающим инженерно-технические кадры из местного населения, ;приросшего; к этим заводам [9].
В Ижевском заводе в 1807 г. А.Ф. Дерябиным были организованы и открыты начальные классы
Главной горной школы. В 1827 г. была организована арсенальная школа для ;оружейных детей;. В
нее принимали детей мастеровых, успешно окончивших начальные классы заводской школы. За 4 года обучения учащиеся этой школы становились квалифицированными оружейниками и обслуживали
не только Ижевский арсенал, но и распределялись по другим арсеналам страны [18]. В 1870 г. открывается оружейная школа на 100 человек, а в 1875 г. с целью подготовки учащихся для поступления в
оружейную школу была открыта Ижевская ремесленная школа по инициативе арендатора Ижевского
завода А. Бильдерлинга, при непосредственной поддержке Л. Нобеля и Е. Андреева и содействии комиссии по техническому образованию Русского технического общества [19].
В 1930 г. было открыто высшее техническое учебное заведение (ВТУЗ-комбинат) при Ижевских
оружейном и сталеделательном заводах. Однако первая попытка создания высшего учебного заведения для подготовки технических кадров завершилась неудачей. Но в 1952 г. был основан Ижевский
механический институт для обеспечения машиностроительных предприятий Ижевска собственными
кадрами [19].
Таким образом, можно выделить несколько важных аспектов влияния природных условий на
характер развития промышленности и опосредовано - на современный социально-экономический
облик Удмуртского Прикамья:
1) само возникновение, территориальная привязка Ижевского и Воткинского железоделательных заводов (а следовательно, и будущих городов) именно на данном месте, другими словами, ландшафтная предопределенность мезо- и микроположения Ижевска и Воткинска;
2) возникновение машиностроения и развитие заводов и городов как крупных машиностроительных центров;
3) глубокая переработка сырья (уральский чугун) и производство относительно небольшого
количества качественной стали, в том числе инструментальной и оружейной, возникновение собственных передовых технологий производства стали;
4) формирование одного из крупнейших в мире предприятий машиностроения - Ижевского
оружейного завода;
5) возникновение крупнейших в своей губернии населенных пунктов - Ижевского и Воткинского заводов (как особых типов поселений);
6) формирование собственной научно-технической школы и соответствующей образовательной базы.
Разумеется, с развитием транспорта, совершенствованием технологий и коренным изменением
образа жизни людей роль природных фактора уменьшилась, но важнейшие структурные черты экономики, общая конфигурация транспортной сети, планировочная организация населенных пунктов -
все это несет отпечаток начального периода развития заводов, когда роль природной составляющей
была решающей.
8 А.А. Кашин
2012. Вып. 4 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воткинский завод: общая историческая справка // Промышленная архитектура Урала XIX - начала XX вв.
URL: http://aldebaran.usaaa.ru/Industrial_Urals/vot/vot.htm
2. Шумилов Е. Ф. Город на Иже. Ижевск: Удмуртия, 1990. 608 с.
3. Дедков А.П., Мозжерин В.И., Ступишин А.В., Трофимов А.М. Климатическая геоморфология денудационных равнин. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1977. 224 с.
4. Иванов А.В. Хребет России. СПб.: Изд. группа ;Азбука-классика;, 2010. 272 с.
5. Иванов А.В. Уральские заводы // Берг-привилегии: интернет-журнал горнопромышленников России. 2010.
N1(5). URL: http://www.berg-privileg.com/archive/detail.php?ID=60
6. Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 1: Численность и размещение населения // Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/
croc/perepis_itogi1612.htm
7. Бадаев Семен Иванович // Большая биографическая энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography
8. Шестаков А.В.: От листового железа до стратегических ракет // Независимая газета: электронная версия.
URL: http://nvo.ng.ru/history/2004-04-16/5_rocket.html
9. Ясаков Г.К. Начало: исторические очерки. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. 212 с.
10. Александров А.А. Ижевский завод. Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957. 127 с.
11. Аннинск, Пермский район, деревня // Энциклопедия Пермского края: электронное издание. URL:
http://enc.permkultura.ru/show...idParentObject=
12. Ижевский оружейный завод // Оружейный портал. URL: http://guns.arsenalnoe.ru/m/41...ynyy_zawod.html
13.Символ города Ижевска // Информационный сайт по Ижевску и Удмуртской Республике. URL: http://izarticle.narod.ru/tauer.html
14. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Пространство, число наличного населения и плотность // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня ;Население и общество;.
URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus1897_01.php
15. Население в Ижевске // Информационно-справочный портал г. Ижевска ;Мой Ижевск;. URL:
http://www.myizh.ru/ cache/population.php
16. Воткинский или Камско-Воткинский казенный завод // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. URL: http://www.vseslova.com/brokga...iy_zavod.45136/
17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения губерний, уездов, городов Европейской части Российской Империи по возрасту // Демоскоп Weekly. Электронная версия
бюллетеня ;Население и общество;. URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_age_gub_97.php?reg=98
18. История Удмуртии: конец XV - начало XX века / под ред. К.И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 552 с.
19. Булдакова А.А. Основные этапы формирования системы подготовки оружейных кадров в Ижевске (по материалам архивных документов). URL: http://gasur.narod.ru/cdni/publications/2008/cht/06.htm
Поступила в редакцию 26.05.12
A.A. Kashin
Natural preconditions of origin and development of Izhevsk's and Votkinsk's plants
The article covers the role of the district's natural features in the formation of large-scale enterprises in the territories
of the Udmurt Prokamye-Izhevsky and Votkinsky plants. The role of the landscape factors were extremely great at the
beginning of industry development (in 18-19 centures). Natural characteristics of the territory defined greatly the
structure of Udmurt economy and the pattern of settling and transport net of this area.
Keywords: Izhevsk and Votkinsk iron-making factories, Izhevsk wapons plant, landscape characteristics.
Кашин Алексей Александрович, старший преподаватель
ФГБОУ ВПО ;Удмуртский государственный университет;
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: kashin-assis@yandex.ru
Kashin A.A., senior lecturer
Udmurt State University
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
E-mail: kashin-assis@yandex.ru
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 26-1-2020 18:46 Elden

quote:
Originally posted by Mad-Max:

На первый взгляд само возникновение предприятий подобного профиля парадоксально на территории, не располагающей запасами собственных железных руд. Однако надо иметь в виду, что
сырьем для производства железа была не руда, а чугун - материал, вполне транспортабельный и для
того времени.



Но только никак не в Ижевск, возвращаемся к 1-му посту темы, к словам "Собственно начало темы:"...
Mad-Max
Рейтинг: 120/-15
-- написано 26-1-2020 19:26 Mad-Max

ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (БУДУЩИЙ АЛЕКСАНДР II) ПИСАЛ О СВОЁМ ПРИЕЗДЕ В ИЖЕВСКИЙ ЗАВОД В 1837 ГОДУ:
📕 Мы приехали в Ижевский завод, лежащий в совершенной глуши, между лесами и болотами. Поутру в семь часов я отправился его осматривать, видел сначала железноплавильный завод, на котором, по их словам, вырабатывается железо лучше горного. После железноплавильного завода, я осматривал все оружейное производство, всю постепенность от самого начала до конца. Работа вообще производится весьма тщательно, доказательством тому служит, что я сам выбрал в арсенале несколько ружей, которые при мне были разобраны, перемешаны и вновь набраны, и все пришлось как нельзя лучше. Вообще нравственность рабочих довольно хороша. В лесе недостатка нет, и вообще сей завод в теперешнее время представляет гораздо больше удобств, чем Тульский, и мог бы еще более производить, если бы число оружейников было усилено, что могло бы быть исполнено переводом сего рода людей из Тулы, где класс этот в изобилии. В заключении еще скажу, что Ижевский завод в весьма удовлетворительном состоянии и для нас может быть особенной важности по дешевизне работы. В Туле недостаток леса, а здесь его много.📕

Обратите внимание на слова: "вырабатывается железо лучше горного"

история редактирования

Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 26-1-2020 19:36 Elden

quote:
Originally posted by Mad-Max:

Обратите, внимание на слова: "вырабатывается железо лучше горного"





Обратил. Залежей говорит намного меньше чем в горах - места ровнинные, а железо качественнее получается...

история редактирования

Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 26-1-2020 19:40 Elden

Вроде как - хвастает. Иначе как железо может быть лучше горного, если они его из их же чугуна (горного) льют?

история редактирования

gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 27-1-2020 13:14 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

благодаря складыванию логической цепочки от того, что нет никакой рентабельности и возможности строить железоделательный завод в Ижевске без наличия в нем собственных запасов железа.



Представь себе такую картину: есть рудник, но рядом с рудником малюсенькая речушка, мощности которой едва хватает,чтобы приводить в движение механизмы для первичной переработки руды, лес кругом, но заготовка его крайне низкая из за природных факторов( горы, болота и т.п.) или запасы леса крайне малы или нет лугов, посевных площадей для фуража.
Разумно будет на таком месте строить железоделательный завод?
Или проводить первичную переработку у рудника , а дальнейшее производство организовать там, где есть все остальные условия для производства?
МатиасРуст
Рейтинг: 305/-141
-- написано 27-1-2020 13:56 МатиасРуст

или такую линию выбрать для ....... - давайте бензин гнать на месторождении нефти, а также и пластмассы всякие и шины. А на месторождении железа делать автомобили. Какой смысл тащить железо в тольятти . Алюминий весь перерабатывать в красноярске - и провод тамже делать , и кастрюли, и самолеты. А нет провод нельзя, там же изоляция пластиковая - дилемма. Тут нужно спросить г-на Елдена куда переносить производство.
какая разница - повезещь ты 1000 пудов чугуна, или примерно той же массы ружья.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 27-1-2020 20:56 gennadi

quote:
Originally posted by МатиасРуст:

. А нет провод нельзя, там же изоляция пластиковая



Нижнекамск перенести в Красноярск)))
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 27-1-2020 21:56 Elden

quote:
Originally posted by gennadi:

Представь себе такую картину:



Кажется тема пошла на второй круг...

Еще раз цитата из первого поста:

quote:
Originally posted by Elden:

Они совсем 36нутые там были что ли??? Вокруг куча рек, куча мест где можно запрудить, а они в Ижевск да в Воткинск.....



минимум на расстоянии вдвое ближе куча таких мест...
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 27-1-2020 21:57 Elden

quote:
Originally posted by МатиасРуст:

или такую линию выбрать



не нужно путать эру до транспортной развязки и после нее...
И снова первый пост:
quote:
Originally posted by Elden:

ни одного прямого водного сообщения железные дороги в России по официальной версии с 1830-х годов!!!



Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 27-1-2020 22:06 Elden

Если что это Кушва:
 

Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 27-1-2020 22:10 Elden

Ну и не стоит забывать про 110 пост, ссылка на который так же имеется в 1-м посте (а так же на все другие пруды Удмуртии и не только.
quote:
Originally posted by Elden:

Вот чудеса 1759 года (вот тут таки проговорились):
http://region-history.ru/udmur...-udmurtii.html/
В северо-западной части республики - в Ярском и Глазовском районах, по правобережью реки Чепцы - встречаются месторождения железной руды. На местной руде продолжительное время работал Пудемский железоделательный завод, основанный в 1759 году.
http://fc.gasur.ru/fund/100000066277
17 октября 1756г. Берг-коллегией было вынесена резолюция о строительстве Пудемского завода. Завод был основан дворянином И.П.Осокиным и начал работать в феврале 1759г.

До 1880г. завод являлся одновременно чугунноплавительным и железоделательным, а затем перешел к выделке железа из чугуна Омутнинского завода.



Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 27-1-2020 22:13 Elden

Не стоит забывать так же про Омутнинск в 20 км от Удмуртии со своими официальными залежами и домной и еще куча всего.
----------
В общем второй раз по кругу не вижу смысла всего этого поднимать, особенно с учетом того, что на все основные моменты темы есть ссылки в первом посте.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 28-1-2020 00:04 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

Если что это Кушва:



то, что вокруг зелень не свидетельствует о том, что есть доступный для заготовки лес, достаточное количество лугов и посевных площадей.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 28-1-2020 00:05 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

минимум на расстоянии вдвое ближе куча таких мест...




болота, болота, куда не глянь одни болота
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 28-1-2020 00:11 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

затем перешел к выделке железа из чугуна Омутнинского завода.




этож не рентабельно!!!
они, что там еб@нутые?(с)
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 28-1-2020 00:31 Elden

quote:
Originally posted by gennadi:

этож не рентабельно!!!



50 км и 800 км естьразница?
quote:
Originally posted by Elden:

До 1880г. завод являлся одновременно чугунноплавительным и железоделательным, а затем перешел к выделке железа из чугуна Омутнинского завода.



Вот так нужно выделять. Паровозы в России появились в 1830, думаю, что за 50 лет более чем реально связать все ЖД в единую сеть ,а это уже совсем другая история...
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 28-1-2020 00:37 Elden

Более того, да я очень поддерживаю теорию, что отливали именно рельсы железных дорог и строили эти дороги "от себя" объединяя их в единую сеть.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 28-1-2020 00:40 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

50 км и 800 км естьразница?
quote:



quote:
Originally posted by МатиасРуст:

какая разница - повезещь ты 1000 пудов чугуна, или примерно той же массы ружья.




Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 28-1-2020 00:40 Elden

quote:
Originally posted by Толяныч:

Земснарядом за это время, чего только не вытащили. На дне находили и горные породы, натыкались даже на дорогу, построенную задолго до возникновения пруда



еще раз выделю. И скорее всего речь именно об этой бетонной дороге которая подходит к самому краю кратера (а я уверен, что идет она именно туда), где и работает земснаряд.
gennadi
Рейтинг: 551/-171
-- написано 28-1-2020 00:53 gennadi

quote:
Originally posted by Elden:

скорее всего речь именно об этой бетонной дороге



и когда по вашему мнению она появилась?
Elden
Рейтинг: 711/-674
-- написано 28-1-2020 00:58 Elden

quote:
Originally posted by gennadi:

болота, болота, куда не глянь одни болота



Они так то открыли на 30 лет раньше свое доменное производство, что требует куда более высокие температуры.
quote:
Originally posted by gennadi:

какая разница - повезещь ты 1000 пудов чугуна, или примерно той же массы ружья.




Ну во первых, по крупным рекам, ружья было куда проще доставить куда угодно, а потому рентабельность строительства завода в Ижевске снова ничем не оправдывается - сначала чугун в Ижевск, по отсутствующим дорогам, потом по ним же ружья еще куда-то, а во вторых:

Как я уже писал в теме - никто не возил ружья - железную развязку страны строили.

история редактирования

-->

200x150 320x240 400x300 800x600    без переносов   
быстрый ответ   

подпись
  всего страниц: 11 :  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 Во сколько и где сегодня в Ижевске народный сход за Навального? Ижевские события и новости
 На море - 2015-2017! Автомобилем из Ижевска и Удмуртии на Чёрное и Азовское море Автопутешествия

Главная /  Слухи, скандалы, сплетни /  Ижевский пруд - отработанный карьер железной руды. Так вот почему "Малиновая гора" форумы izhevsk.ru

 
 
 
 
 
© ООО "Марк" 2020
 
Интернет-провайдер КК МАРК-ИТТ