Вальдорфская школа возникла около ста лет назад как одна из попыток преодоления проблем школы индустриальной эпохи. За XX век был целый ряд попыток сформировать школу, пригодную для воспитания человека постиндустриального общества, но все они были преждевременны и не поддержаны окружающей реальностью индустриального общества, требующего воспитания квалифицированного и ответственного исполнителя - винтика производственной машины. В результате выжить смогла только вальдорфская школа - благодаря интеграции в теософскую секту, которая сама была средством адаптации людей постиндустриальных профессий к господствующему индустриальному укладу.
В результате в настоящее время вальдорфская педагогика оказалась единственной, которая хоть в какой-то степени адаптирована к требованиям нового, постиндустриального общества. Поэтому сегодня реформа образования в Европе идёт по пути "вальдорфизации", то есть внедрения элементов вальдорфской педагогики в находящуюся в кризисе систему индустриально-гимназического образования. Этот путь - паллиативный, разумнее было бы просто сокращать традиционные школы и способствовать расширению вальдорфских.
В перспективе, очевидно, вальдорфской школе придётся претерпеть серьёзную эволюцию для дальнейшей адаптации к требованиям нового общества. Но в отличие от традиционных гимназий она на такую адаптацию способна. Я прогнозирую, однако, постепенное появление других направлений постиндустриальной педагогики, более радикально направленных на адаптацию к постиндустриальной реальности, например, на базе методики Сухомлинского. Однако, в настоящее время ничего перспективного, кроме Вальдорфской школы, просто нет.
Надо иметь в виду, что в младших классах вальдорфская школа стремится развивать ребёнка, а не загружать информацией, поэтому серьёзно отстаёт от индустриальной школы по предметам образовательного стандарта, в силу чего ребёнка после вальдорфской переводить в индустриальную школу не стоит. С другой стороны, в более старших возрастах обычно это отставание сменяется опережением в силу более высокой мотивации и способности самостоятельной работы с информацией. Разумеется, это общее заключение, в каждой конкретной школе может быть по-другому, в зависимости от установок и квалификации педагогического коллектива.
Ещё одной проблемой вальдорфской школы я считаю слишком догматическое следование учению Рудольфа Штайнера в его классической форме. Конечно, нельзя отрицать гениальности Штайнера, как одного из величайших мыслителей прошлого века, намного опередившего своё время, но обратной стороной этого опережения является абсолютное отсутствие в его время понятийного аппарата современной психологии, в результате чего ем пришлось для формулировки своего учения использовать мистическо-религиозный язык и понятийный аппарат, который сегодня безнадёжно анахроничен, дезориентирует и не только затрудняет понимание, но и искажает саму направленность учения Штайнера. В этом смысле антропософия повторяет сегодня судьбу советского марксизма, который из-за использования архаичной понятийной базы и сектантского отказа от развития теории ушёл от Маркса и пришёл к краху. С другой стороны, у вальдорфской педагогики в условиях отсутствия модернизированной антропософской теории нет друго го варианта, как только следовать схеме, сложившейся 90 лет назад.
В любом случае, в Вальдорфской школе обучают своих детей не только представители интеллигенции, но и крупные политики - там учились дети Коля, Геншера, Шрёдера, Берлускони, то есть тех, кто хорошо осознаёт перспективу. С другой стороны, среди выпускников Вальдорфской школе были лауреаты нобелевской премии по медицине, но не по физике и химии.
http://gilbo.ru/?page=liderlist&art=2772