quote:
Originally posted by nv159:
У вас с памятью проблемы? Пустые прилавки и очереди за всем появились, когда на полную раскрутились всякие карьерные засранцы из КПСС вроде Горбачева, Ельцина, Черномырдина
гы! это у вас провалы в памяти
при Горбачеве появились пустые винные прилавки и дикие очереди за бухлом.
а в ссср очереди были за всем! за мясом, за помидорами, за колбасой, за курицами, за туалетной бумагой....
и это закреплено в произведениях культуры того времени. в кино, в литературе, в живописи...
Государственный Русский музей г. С.Петербург
Художник Сундуков. "Очередь"
Очереди за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производили действительно гнетущее впечатление. От них веяло безысходностью.
или ещё: Очередь как форма существования
Акция "Очередь" московских концептуалистов вполне может считаться символом своей эпохи - сложно представить более выразительное и в то же время такое простое и лаконичное высказывание о том, чем для советских людей было время брежневского застоя. Человек встает у двери какого-то безымянного учреждения, что рядовые прохожие однозначно расценивают как призыв к формированию очереди. Проходит немного времени и к нему присоединяются все новые и новые люди. Для людей это самый привычный способ времяпрепровождения, рутина жизни, ежедневная процедура вроде чистки зубов и приема пищи, которая уже начинает совершаться в автоматическом режиме, без раздумий. Люди даже толком не интересуются, ради чего образована эта очередь и что их ждет за закрытыми дверями. Они просто присоединяются к ней.
Ожидание в очереди - привычная форма существования для советского человека, которому чтобы не растеряться и не утратить опору под ногами, нужна определенная суточная порция стояния в очереди. Без этого его мир пошатнется, а сам человек рискует почувствовать себя выпавшим из привычного потока жизни, в котором он прежде чувствовал себя столь уверенно. Здоровая позиция нормального человека - не допускать этого, не раскачивать лодку, а идти по жизни надежным проверенным путем. К тому же стояние в очереди - это ежедневная порция оптимизма, ведь ожидание в очереди всегда обещает наградить страдальца каким-нибудь ценным призом: будь то билет в кино, редкая книжка или 200 грамм дефицитной колбасы. Вообще, стояние в очереди - это своего рода лайт-версия ожидания наступления рая на Земле, то есть коммунизма. Эта ежедневная процедура учит советского гражданина проявлять терпение, знать свое место, не пытаться нарушить правила. И в итоге долгожданное счастье достанется каждому, кто был хорошим мальчиком или девочкой.
Акция "Очередь" - это не стеб над советскими гражданами, не желание их высмеять. Это попытка в ясной и простой форме показать трагедию человека брежневской эпохи, иллюзорность его надежд и призрачность обещанного светлого будущего.
Акция московский концептуалистов <Очередь>, предельно выразительная в своей простоте, высвечивает не только психологию советского человека периода застоя, но, пожалуй, и механизм работы массового сознания как такового. Хотя, будет сложно представить нечто подобное в другом месте и в другое время. Поэтому акцию стоит воспринимать скорее как точечный удар, который, может вывести размышления на более широкий уровень.
Что, собственно, происходит? Никто этого не знает, но все чего-то ждут. В этом и состоит суть всего художественного мероприятия. Ассистент художника под видом обыкновенного человека занимает стратегическую позицию у какой-то неприметной двери. Постепенно за ним начинает выстраиваться очередь, чьи масштабы растут с ужасающей скоростью. Вот, собственно, и все. Советский человек привык сначала вставать в очередь, а потом уже выяснять, что ему там могут дать. Вопросом <а нужно ли оно?> никто даже и не задавался. Конечно, нужно. Над человеком, отдающим очереди немалую часть жизни, впрочем, никто не смеется. Акция, наоборот, показывает высочайшую степень отчаяния, которая успела стать привычно рутиной. Ожидание и надежда на что-то светлое и несомненно прекрасное, будь то копченая колбаса, сапоги из Чехословакии или обещанный коммунизм, стали спутниками советских людей. Их, наверное, даже перестали замечать. Просто шли в очередь как на работу.
Если посмотреть на акцию концептуалистов с безопасного временного расстояния, то можно в ней разглядеть не только замученного дефицитом советского человека. Главным героем акции становится время, которое неизбежно уходит. Ожидание как один из наиболее привычных и популярных способов времяпровождения. Следование за толпой без тени здорового скепсиса. Бесконечная очередь за иллюзорными благами. А эта история уже не только про брежневский застой и не просто про отсутствие колбасы на прилавках. Хотя, это тоже печально.
история редактирования