Не все наблюдатели одинаково полезны
http://nabludatel.org/weblog/2...2014-statement/ ОТКРЫТОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Мы, представители различных российских наблюдательских объединений, сложившегося наблюдательского сообщества – координаторы, члены избирательных комиссий, наблюдатели – заявляем о непризнании нами референдума, проведённого в Автономной Республике Крым и в городе Севастополе (не входящем в АР Крым).
Основаниями для такой позиции являются следующие обстоятельства.
1. Сроки проведения референдума.
Референдум был назначен Постановлением Верховной Рады АР Крым от 06.03.2014 г. [1] и Решением Севастопольского городского совета от 06.03.2014 г. [2], т.е. на его подготовку отводилось всего 10 дней. В качестве нормативной базы было принято «Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым» [3] и аналогичное по содержанию «Временное положение о референдуме в г. Севастополе» [4] (далее – Положение).
Мы полагаем невозможным за 10 дней где-либо в мире нормально и честно провести любые региональные выборы или референдум такого масштаба и значимости для будущего нескольких стран. Невозможно провести полноценную общественную дискуссию по вопросу статуса Крыма, обеспечить состязательность двух мнений, экспертного обсуждения, взвешенного подхода к последствиям того или иного выбора на многие годы вперёд. Особенно всё это актуально в период быстро меняющейся, нестабильной и нервозной политической обстановки в Украине, где только что в результате драматических событий пришло новое руководство страны и необходимо налаживать обстановку и готовиться к общенациональным выборам Президента Украины (25 мая 2014 г.).
За 10 дней в таких условиях спокойно разобраться во всём потоке как правдивой, так и лживой информации рядовой участник референдума не в состоянии.
2. Агитация, агитационные материалы.
Согласно п. 2 раздела VI Положения запрещается участие в агитации иностранцам и лицам без гражданства (в том числе через журналистскую деятельность или в форме участия в концертах, спектаклях, спортивных соревнованиях и других публичных мероприятиях), органам власти АР Крым и органам местного самоуправления. Однако даже высшие должностные лица Крыма вели открытую прямую агитацию и практическую деятельность, направленную на определённый исход референдума [5, 6, 7], а именно – на отделение от Украины и вхождение в РФ; а российские медиа-персоны приезжали в Крым и вели широкую агитацию за отделение от Украины [8].
Агитационные материалы были односторонними, содержали в себе дезинформацию, нагнетали массовый психоз, в том числе с демонстративным использованием нацистской символики, имеющей явную негативную коннотацию [9]. Агитационная кампания проходила в условиях отключения от эфира национальных СМИ, внедрения российских теленовостей и цензуры [10, 11]. Выступления и решения крымских политиков содержали: материальные и нематериальные обещания о будущей «сладкой жизни» в РФ [12, 13], прямую ложь, подмену понятий, нагнетание истерии на идеологической основе и манипулирование общественным сознанием [14] , а также признаки государственной измены и военного мятежа [15, 16].
Различные социально-экономические посулы, высказываемые представителями РФ [17, 18], мы рассматриваем как фактический отложенный подкуп участников референдума в широком масштабе, а также введение их в заблуждение.
В таких условиях соблюдение принципа информированного выбора при волеизъявлении граждан мы полагаем полностью отсутствующим.
3. Активное избирательное право, учёт и списки участников референдума, голосование.
Согласно п. 3 главы 1 раздела I Положения в референдуме вправе участвовать граждане Украины, достигшие возраста 18 лет и зарегистрированные на территории АР Крым или г. Севастополя соответственно.
Согласно решению Центральной избирательной комиссии Украины от 06.03.2014 г. [19] предписано заблокировать доступ к базе данных Государственного реестра избирателей для Крыма и Севастополя.
Однако Крым и Севастополь самостоятельно составили и изготовили списки участников референдума [20]. По поступавшим сообщениям, в списках участников референдума были серьёзные недочёты, а также происходило голосование иностранцев – граждан РФ [21, 22].
4. Работа комиссий, проблемы наблюдения, открытости и гласности, подсчёта голосов.
Согласно п. 2 главы 5 раздела III Положения осуществление деятельности комиссий по проведению референдума должно быть открытым и гласным, а принятые решения доводиться до сведения общественности. Однако, согласно п. 1 главы 5 раздела III Положения на заседаниях комиссии другие лица могут присутствовать только с разрешения или по приглашению комиссии, о чём принимается специальное решение.
Согласно п.3 главы 4 раздела VII Положения подсчёт голосов на участке должен осуществляться открыто и гласно. Однако, Положение формально не предусматривает деятельность наблюдателей или представителей СМИ, ознакомление их с документами, получение ими копий протоколов УИК и ТИК, и даже само присутствие при проведении подсчёта голосов в помещении для голосования и подведении итогов в вышестоящих территориальных комиссиях. По поступавшим сообщениям наблюдателей и журналистов, находящихся на участках, чтобы увидеть подсчёт голосов, удаляли [23], и даже выдворяли с применением физической силы [24, 25].
5. Незаконность назначения и проведения референдума.
Статья 132 Конституции Украины провозглашает принцип единства и территориальной целостности страны, а согласно статье 73 Конституции Украины вопросы об изменении территории страны должны решаться исключительно на всеукраинском референдуме.
Решением Конституционного суда Украины от 14.03.2014 г. [26] Постановление Верховной Рады АР Крым признано не соответствующим Конституции Украины и утратившим силу, избирательным комиссиям предписано прекратить деятельность по проведению референдума, а Совету министров АР Крым – прекратить финансирование мероприятий по проведению референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней и агитационных материалов.
6. Фактор ввода вооружённых формирований из Российской Федерации.
Общепризнанным является факт демонстративного ввода в Крым различных российских вооружённых подразделений, взявших под контроль ключевые объекты [27].
В таких условиях соблюдение принципа свободного волеизъявления граждан мы полагаем спорным. Выборы и референдумы не могут проводиться при нагнетании силы и угрозы применения оружия, особенно со стороны вооружённых подразделений страны, которая является непосредственно заинтересованной стороной в определённом исходе референдума.
Также с «работой» вооружённых силовиков – насилием, угрозами, препятствием в работе и уничтожением носителей информации – столкнулись и российские журналисты, приехавшие освещать референдум [28].
ЗЫ пруфы по ссылке