немного рассуждений на тему...
недавно задумалась над разницей в подходах к обучению и фразой "требовать от ребенка". мне сказали, что от ребенка я требую много. При этом правда меня рядом с дочкой видят раза 3 в год. вывод сделан на основании только того ,что много доп. занятий и я всегда поиске пособий, интересностей всяких и готова много об этом узнавать и говорить. я задумалась. формально наверное да, много. но для себя я делаю разницу между созданием обогащенной среды и занятиями в удовольствие. и требованиями. для меня "требования" - это напряженная атмосфера, когда кто-то кому-то зачем-то должен, когда уходит игра и перестает быть процесс на равных. ну когда например добиваются идеального выполнения какой-то операции. например идеальных прописей или идеальных гамм. или идеального "колеса" с натянутым всем всем. вот пока не сделаешь сейчас как надо - будешь делать. Или двойные прыжки на скакалке до кровавых мозолей на руках. А чего - некоторые мамы своих шестилеток дома так гоняют. Я для себя это не считаю возможным. заинтересовать, найти двойное дно, играть в это, включить в это подружек и друзей детей, чтобы им было с кем это обсудить.
т.е. если попробовать найти сравнение, то требование - это тянуть росток за верхушку. А то чем стараюсь заниматься я - обработка почвы и старание подвесить на небо солнышко. А росточек уже сам-сам.
понравилась статья. ща будет много букв
Ты всё делаешь неправильно!
November 3rd, 2013
Про то, как играть в обучающие игры, и не только.
Ощущение успеха, ощущение того, что у тебя что-то получается, очень сильно влияет на то, нравится человеку заниматься каким-то делом, или нет. И в занятиях с детьми, и при разработке игр, и в тренингах для взрослых я всегда стараюсь делать так, чтобы людям нравился сам процесс, чтобы он был интересен и комфортен для них. Для меня это стало уже само собой разумеющейся вещью, которую я не замечаю - просто по умолчанию исхожу из этого.
На игротеках <Банды умников> мы часто имеем дело сразу и с детьми, и с родителями. Объяснить родителям, что это за игры, и как обучать детей в игре, даже более важно, чем собственно поиграть с детьми. Конечно же, родители стараются помочь детям поскорее понять правила, вникнуть в суть, поясняют как верно ходить и пр. И в этом процессе очень наглядны становятся некоторые стереотипные педагогические ошибки, которые взрослые усвоили, несомненно, в школе (где далеко не всегда кого-то волнует, нравиться ребёнку то, что он делает, или нет).
( Collapse )
Ты же это знаешь!
Это такой укор, претензия. Например, нужно сложить четыре и шесть - и ребёнок затрудняется это быстро сделать. И такой ещё поглядывает на пальчики - но знает, что на пальцах ему считать мама не разрешит, ведь он уже <большой>. А его мама, полная праведного укора, стыдит его - она же ему это уже не один раз объясняла, да и таблицу сложения они учили.
Страх - плохой помощник в развитии позитивной мотивации. Ребёнок, который боится получить порицание, большую часть психической энергии тратит на тревогу, заинтересоваться при этом самой игрой затруднительно. В таких случаях дети часто просто молчат и смотрят в стол, или, даже не пытаясь подумать, сразу говорят <не знаю>.
Если я вижу, что ребёнок затрудняется пусть даже и в простом вопросе, то веду себя подчёркнуто мягко и тактично, чтобы не попасть в этот стерепотип <укоряюще-требующего> взрослого.
Я не буду <в лоб> спрашивать <Ну, сколько же будет четыре плюс шесть?> - я скажу <М-м-м, дай-ка подумать, сколько же будет четыре плюс шесть:> или <А как же нам выяснить, сколько будет четыре плюс шесть, кто-нибудь может придумать способ?>
Чтобы ещё быстрее <растопить лёд>, и снять у ребёнка этот страх ошибиться (и получить за это порцию порицания), я сам могу <забыть> сколько будет два плюс два, или назову красный синим - дети меня поправят, и всем будет понятно, что ошибаться или не помнить чего-то здесь совсем не страшно, и за это здесь не ругают.
Нет, не так!
Вообразите, что вы играете в <тепло-холодно>, и теперь ваша очередь искать. И вот вы входите в комнату, и вам сразу говорят <холодно>. И куда бы вы не направились - вам продолжают говорить <холодно>. Шкаф - <холодно>, диван - <холодно>, стол - <холодно>, налево - <холодно>, направо - <холодно>. Никаких намёков. Насколько интересно так играть? Скорее всего, вы просто остановитесь и прекратите поиск.
А может, вы решите пойти на принцип, и станете перебирать вообще все вещи, сканируя комнату сантиметр за сантиметром. В итоге, вы подошли к столу (<холодно> ), открыли ящик (<холодно> ), достали коробку (<холодно> ), в коробке перебрали все вещи и нашли шкатулку - и вот наконец-то партнёр по игре сказал <горячо, обожжёшься!> Оказывается, он не знал, что в этой игре должны быть всякие температурные градации, а думал, что можно говорить либо <холодно>, либо <горячо, обожжёшься!>
Вот примерно так же многие взрослые <помогают> детям в поиске верного решения задачи. Их не волнует, какая часть рассуждений верна - они указывают исключительно на ошибку. Получая одно за другим <холодно>, ребёнок теряет интерес к процессу. Да и веселья в игру это не добавляет абсолютно точно.
Какое бы неверное действие не сделал ребёнок (или взрослый), практически всегда можно скорректировать его, не использую категоричные <неверно>, <не так>, <неправильно>, <ты ошибся>. Наоборот, всегда можно похвалить, что малыш сделал хоть какое-то действие. Он подумал, что-то предположил и принял решение - это уже большое дело! Он <вошёл в комнату> - это уже <тепло>!
<Да, если бы мы складывали всех животных вместе, это было бы так, но тут по правилам нужно складывать их отдельно>
<Ага, ты отлично закричал "Турбо!", но давай внимательно посмотрим, что у нас на карте с условием>
<Да, тут четыре угла, но как быть с остальными признаками?>
<Да, так, действительно можно сходить! Сейчас правда ходить должна Маша - если она не заберёт эти карты, то это сможешь сделать ты>
А ещё можно не <тыкать> в ошибку, а помочь найти верное решение, или сделать задания посильными.
<Давай посчитаем на пальчиках>, <помоги мне убрать все сложные карты, где внизу три точки>, <давай посмотрим, если мы две половинки пиццы сложим на одну тарелку - сколько на тарелке будет пицц?>, <давай представим, что в вазе было восемь яблок, но сорока утащила несколько, и их осталось пять - сколько она утащила?>.
Вот как надо!
Это замечательно работает в комбинации с двумя вещами, о которых сказано выше. Примерно так это будет звучать: <Ты же это знаешь, вспоминай! Нет, не восемь! И не четырнадцать! Ну смотри, ведь шесть плюс четыре будет десять!>
Прям как комбинация в боксе: обманно-отвлекающее движение, блок, блок, удар! У противника нет шансов провести ни одного эффективного действия!
Взрослым как-то трудно держать в голове, что смысл занятий и игр с ребёнком - это процесс, а не результат. То есть весь смысл в том, чтобы ребёнок подумал о том, сколько же будет четыре плюс шесть, нашёл способ это проверить. И если вдруг у него не получается это сделать быстро -будет мало проку, что ему кто-то сообщит правильный ответ. Помощь взрослого может заключаться в том, что он поможет найти способ посчитать, покажет смысл тех или иных операций.
Я давно подавил в себе вот этот порыв подсказывать правильный ответ. С моей точки зрения задача обучения - научить ребёнка искать и находить правильный ответ, а предоставление готовых правильных ответов прямо противоречит этой задаче.
Если ребёнку сложно решать какие-то задачи - то я просто предлагаю задачи попроще, которые будут для него посильны, понятны, и в которых он будет успешен. Он получает прочный опыт с ними - и для него уже становится доступным следующий уровень сложности.
То есть просто нужно сделать шаг назад, снизить планку. Самое интересное, что при этом можно намного быстрее достичь прогресса в обучении, чем пытаясь таки как-то <затащить> ребёнка сразу на трудный, некомфортный для него уровень задач. Это не говоря уже об удовольствии от процесса и формировании позитивной учебной мотивации.
Именно для этого при разработке игр <Банды умников> сразу предусматривалось, что во всех играх есть варианты упрощения и усложнения правил, или карты отмаркированы по сложности, чтобы можно было начинать с простых, и постепенно вводить в игру сложные.
Слушай внимательно, тебе объясняют!
Когда детям рассказывают что-то неинтересное - они не слушают. Это, кстати, довольно логично с их стороны. Взрослые склонные решать такие досадные затруднения по-простому, директивно, то есть заставлять себя слушать: <не отвлекайся>, <слушай внимательно>, <ты всё поняла?>, <повтори, что я сказал> и пр. Понятно, что это не добавляет процессу ни интереса, ни веселья, а слушают дети всё равно невнимательно (ибо детское внимание мало подвластно своим хозяевам).
Чтобы привлечь внимание ребёнка (да и взрослого) неэффективно говорить <слушай меня> - нужно просто делать что-то интересное.
Для этого важны две вещи: во-первых, самому хорошо разобраться с правилами, чтобы объяснять складно и динамично, не путаясь в показаниях, во-вторых, использовать немного фантазии.
У игр чаще всего есть <сеттинг> - тема оформления. Например, <Делиссимо> - это игра про пиццу и курьеров, выполняющих заказы. Как только мы начнём рассказывать не про алгоритм перекладывания карточек с места на место, а историю про то, что курьеры на мотороллерах хотят выполнить свои заказы быстрее всех, и делают они это так-то и так-то - нас будут слушать намного охотнее.
Даже если у нас не выходит истории, мы всегда можем добавить нашему рассказу драматизма. Например, вместо <вот я выкладываю карту с тремя ёжиками, и количество ёжиков становится больше, чем лягушек> сказать <вот на полянку выбегают три колючих ёжика, и такое большое количество ёжиков легко задаст жару такому количеству лягушек>.
Да и в самой игре взрослые частенько забывают, что, играя с детьми, можно бы вести себя чуть менее серьёзно. Даже самые простые вещи, вроде издавания автомобильных звуков <вжжж> и <ррррр> при выкладывании карточек с автомобилями в <Трафик-джеме>, заметно меняют атмосферу происходящего.
***
Самое замечательное, что когда взрослый умеет избегать вот этого стереотипного школьно-директивного поведения - перестаёт оценивать, корить, указывать, и в целом относится к процессу проще и позитивнее - то игра доставляет намного больше удовольствие не только детям, но и самому взрослому!
история редактирования