Очередные "перлы" министра МЗСР РФ:
http://www.minzdravsoc.ru/health/child/103 Министр Татьяна Голикова приняла участие в совещании у Президента РФ по вопросам школьного здравоохранения и рассказала об основных направлениях развития школьной медицины
16/мая /2011/
В настоящее время почти 18,5 млн детей (или 71 процент от общего числа детей) посещают учреждения дошкольного и общего образования, проводя в них большую часть своего активного времени.
В 2010 году по официальным данным первую группу здоровья имели 20,7% школьников, вторую группу здоровья - 59,2%, а 18,3% - третью группу здоровья, т.е. хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имели 1,8% детей.
Отмечается рост числа детей оканчивающих школу с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.
Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают в результате неблагоприятных факторов воздействия образовательной среды.
В России открыто 32 353 медицинских кабинета. Медицинское обслуживание 18 478 сельских школ осуществляется медработниками фельдшерско-акушерских пунктов и бригадным методом.
С учетом территориальных условий и числа обучающихся Минздравсоцразвития России разработаны различные формы медицинского обслуживания детей в школах. Так, в городах с населением свыше 25 тысяч человек используется <традиционная> форма, когда медработники находятся в штате детской поликлиники, в составе отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
В городах с населением менее 25 тысяч человек в штатах центральных районных больниц также есть ставки врачей-педиатров и медицинских сестер для медицинской помощи обучающимся.
Обслуживание по принципу <единого педиатра> проводится на врачебном (педиатрическом) участке с профилактической работой в школах и разработкой необходимых рекомендаций по оздоровлению.
В сельской местности профилактические осмотры проводятся бригадой врачей-педиатров и врачей-специалистов в установленные сроки с назначением рекомендаций по оздоровлению и медико-педагогической коррекции.
Малокомплектные образовательные учреждения в сельской местности обслуживаются медицинскими работниками ФАПов.
В отдельных регионах имеется опыт работы по созданию центров или отделений охраны здоровья детей. Центры организованы на базе школ, медицинские работники находятся в штатах школ. В отдельных регионах налажена совместная работа центров здоровья и дошкольно-школьных учреждений, это как выездные формы осмотров, так и координация работы по телемедицинской связи
Какие именно виды помощи оказываются в школьных медицинских кабинетах? Это неотложная медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни и здоровью; проведение профилактических осмотров и иммунизация; медико-психологическая и медико-педагогическая помощь детям.
Кроме того, медработники контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм, качество питания, физические нагрузки, в первую очередь у детей с отклонениями в состоянии здоровья.
С 2008 по 2010 год отмечается рост обеспеченности школ медицинскими работниками - на 7% врачей и на 7% среднего медицинского персонала.
Средняя заработная плата врачей и среднего медицинского персонала, работающих в школах от медицинских организаций, за три года увеличилась на 20% и 15% соответственно. На совещании было рекомендовано регионам предусмотреть дополнительные выплаты и социальные льготы медицинским работникам образовательных учреждений.
На программы модернизации здравоохранения в 83 регионах предусмотрены финансовые средства в размере 615,5 млрд. рублей, в том числе на развитие детской медицины, включая школьную - 161,9 млрд. рублей, что составляет 26,3%.
В ближайшие годы планируется развитие деятельности центров здоровья для детей, проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2011 года во всех регионах вводится новое мероприятие с целью раннего выявления и профилактики развития заболеваний - углубленная диспансеризация подростков, с участием врачей-специалистов и проведением функциональных и лабораторных обследований.
Планируется введение в школах специалистов по общественному здоровью и ориентация на эту работу специалистов медицинских кабинетов.
На совещании Татьяна Голикова акцентировала внимание на том, что с этого года начинается работа по созданию условий для инклюзивного образования, физического и психосоциального благополучия детей-инвалидов, а также проведение социологического тестирования обучающихся для выявления детей, склонных к самоубийству, - развитие системы психологической помощи данной категории детей.
В рамках программ модернизации здравоохранения регионов в 2011 - 2012 гг. предусмотрено проведение углубленной диспансеризации более 2,5 млн. детей подросткового возраста, на эти цели предусмотрены средства в объеме более 3 млрд. рублей.
В настоящее время Минздравсоцразвития разрабатывается проект приказа, утверждающего Порядок оказания медицинской помощи детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Порядок устанавливает правила оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе плановой и неотложной медицинской помощи детям в возрасте от 2-х месяцев до 17-ти лет включительно в образовательных учреждениях России различных типов и направлен на эффективное проведение профилактики заболеваний, оздоровления школьников.
Проект приказа Минздравсоцразвития России <Об утверждении Порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, с целью раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ> определяет порядок проведения осмотров и механизм взаимодействия образовательных учреждений и медицинских организаций.
история редактирования