Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста?
ГРОМОВА О.Е.,
канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник ИКП РАО, Москва
В этом номере журнала мы продолжаем знакомить читателей с новейшими исследованиями, которые проводятся в лаборатории содержания и методов обу-чения детей с нарушениями речи Института кор-рекционной педагогики РАО (директор - академик РАО, д-р пед. наук Н.Н. Малофеев).
Вашему вниманию предлагается Анкета для роди-телей, которая не имеет аналогов в отечественных методических изданиях по логопедии. Она ориенти-рована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1 года до 2-2, 5 лет в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербаль+ных средств общения. Родители, заполняя эту анке-ту, смогут проанализировать собственное речевое по-ведение, задуматься о том, какие возможности для стимуляции речи своего ребенка они используют.
Акцент в анкете делается на описание особеннос+тей речевых проявлений ребенка во время основных режимных моментов: при подготовке ко сну, корм-лении, на прогулке, во время самостоятельной игры, при взаимодействии со взрослым. Как правило, ро-дители мало говорящих детей сами частично ограни-чивают или полностью исключают такие ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребенка. Они не подзывают его к телефону (<Иди поговори с бабушкой> ), не спра-шивают его мнения о том, что он хочет получить на завтрак или обед (<Яйцо или каша? Чай или моло-ко?> ), не тренируют ребенка сообщать о своих физи-ологических отправлениях (<А-а! Ка-ка! Пи-пи!> ), не стимулируют малыша <договаривать> нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым. Мало вни-мательны родители неговорящих детей и к тем фор-мам доречевой активности ребенка, которые предшествуют появлению первых слов и способствуют успешно+му развертыванию подража-тельной его активности при общении со взрослыми.
Специалисты, которые бу-дут использовать данную ан-кету в своей практической работе, должны учитывать, что в раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка, а не выносить окончательный вер-дикт о нарушении его рече-вого развития. Даже мало го-ворящий ребенок, при соот-ветствующем внимании со стороны взрослых, способен добиться значительного про-гресса в развитии своей речи в течение достаточно коротко+го периода времени. Опыт по-казывает, что после 2-3 ме-сяцев целенаправленного вни-мания к развитию детской речи со стороны родителей, которые используют в ежед-невном общении с ребенком игры и тренировочные упраж+нения*, рекомендуемые лого-педом, малыш добивается за-метных успехов в накоплении и активизации своего словар+ного запаса.
Мы будем благодарны и при-знательны всем логопедам, ко-торые поделятся данными, со-бранными при анкетировании родителей. Россия - огромная страна, где есть различные климатические зоны с диамет-рально противоположными ус-ловиями проживания людей, разнообразными традициями в семейном воспитании и, конеч-но, отличными друг от друга национальными языками, ко-торые оказывают доминирую-щее влияние на особенности раннего речевого развития де-тей в разных регионах. Обоб-щение разрозненных сведений об индивидуальных особенностях речевого развития детей по-зволит в раннем возрасте вы-делить значимые диагностичес-кие оценочные критерии.
Анкета для родителей
<Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка>
Уважаемые родители (бабушки и дедушки)! Благодарим вас за согласие ответить на вопросы нашей ан+кеты, которая посвящена особенностям речи и поведения ва+шего ребенка. Мы про+сим вас прочитать описания, вопросы и варианты ответов к ним.
Нормативов правильного произношения в раннем возрасте нет. Мы попробуем выделить основные тенденции в развитии звуковой стороны речи ребенка раннего возраста и сопоста+вить их с особенностями поведения, присущими вашему ре+бенку в настоящее время.
Обратите внимание, что описанные фрагменты поведения касаются конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в течение дня, следуя основным режимным момен+там (сон, кормление, активное бодрствование, туалет).
Нам важно, чтобы ответы были о текущем поведении ре+бенка, а не о том, каким он был раньше или к чему он, воз+можно, способен в будущем. Будьте внимательны при пере+ходе от одного вопроса к другому.
С уважением, разработчики анкеты
Ситуация I. Находясь в хорошем настроении, ребенок по собственному желанию подражает новым звукам или новым словам, которые произносит взрослый при игре, на прогул+ке, чтении книги и т.п.
1. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации II).
2. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
3. Смотрит ли ребенок при этом на вас, как бы прося по+ощрить его речевые попытки?
Да, часто.
Иногда.
Нет.
Ситуация II. Ребенок самостоятельно играет с каким-то предметом. Например, катает машинку, мячик, складывает из кубиков башню, играет с мягкой игрушкой или куклой. При этом он что-то постоянно произносит <на своем языке>, смысл его <слов> вам не понятен, однако интонации указы+вают на то, что он произносит нечто связное и осознанное, во только для себя, а не обращенное к вам.
4. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации III).
5. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
1
2
3
6. Опишите, пожалуйста, фрагмент этого звукового потока
или перечислите отдельные звуки, которые вы сумели отчетливо распознать на слух.
Ситуация III. Во время совместной деятельности (игра, прогулка, кормление) взрослый просит ребенка повторить за
ним слово.
А) Мы никогда не просим ребенка повторять слова за взрослым (переход к ситуации IV).
Б) Ребенок внимательно смотрит на лицо говорящего че-ловека и пробует воспроизвести нужное слово.
7. Наблюдаете ли вы такое поведение у вашего ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
8. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Пе+
речислите.
9. Слово, произносимое ребенком:
- приблизительно напоминает слово, произнесенное взрослым;
- похоже на фрагмент слова взрослого;
- совсем не похоже на образец взрослого.
В) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспро-изводит отрицательный жест головой) или начинает кап-ризничать, демонстрируя свое негативное отношение к дан+ной ситуации.
10. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
11. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция вашего ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
- ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
- ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому он не способен воспроизвести новую звуковую последовательность;
- ребенок проявляет свое упрямство, он часто отказывается выполнять и другие задания, например, убрать свои игрушки на место или сложить одежду на стульчик;
- вам кажется, что ребенок .
Г) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытяги+вает губы, двигает языком, ищет правильную артикуляцион+ную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
12. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации IV).
13. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка?
Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более пра+
вильным, или предложите свой вариант:
- ребенок боится, что у него не получится из-за трудно+
стей с артикуляцией звуков речи;
- ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же от+
влекается на что-то другое и не предпринимает новую попыт+
ку воспроизвести трудное слово;
- ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается
от выполнения трудных заданий;
- вам кажется, что ребенок .
Ситуация IV. Взрослый разговаривает с ребенком по те-лефону. Ребенок в ответ на реплику взрослого улыбается и издает отдельные звуки или сочетания звуков. Затем он за-мирает, молча выслушивает очередную фразу взрослого, об-ращенную к нему, и снова что-то по-своему <говорит>. Со стороны эта ситуация напоминает диалог, обмен реплика+ми, хотя смысл детского сообщения непонятен взрослому.
14. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации V).
15. Звуки, произносимые ребенком напоминают:
- воркование;
- гуканье;
- лепет;
- неразборчиво произносимые слова;
- неразборчиво произносимые фразы;
- не подходят не под одно из перечисленных выше описаний.
Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда сам может налить себе молоко (переход к ситуации VI).
Б) Произнесет название жидкости (при этом оно может звучать очень искаженно).
16. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово <пить> и укажет на нужную жидкость.
17. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужную жидкость.
18. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы сами догадаетесь, что он хочет пить и, вероятно, предложите ему именно молоко.
19. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VI).
Ситуация VI. Ребенок хочет есть определенный продукт пи-тания, например, яблоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда может взять яблоко сам (переход к ситуации VII).
Б) Скажет, используя название продукта (при этом слово <яблоко> может звучать очень искаженно).
20. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово <дать> и укажет на нужный продукт.
21. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужный продукт.
22. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы догадаетесь, что он хочет есть и, вероятно, предложите ему именно яблоко.
23. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет.
Ситуация VII. Перед сном взрослый читает или рассказы-вает ребенку хорошо знакомую сказку. Он специально не договаривает одно слово в конце фразы, чтобы ребенок <по-мог> ему правильно закончить высказывание.
А) Мы никогда не используем такого приема (переход к ситуации VIII).
Б) Ребенок договаривает нужное слово (при этом оно мо+жет звучать очень искаженно).
24. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации В).
В) Ребенок может произнести нужное слово, но отказыва-ется это сделать, активно демонстрируя свое нежелание (от-рицательный жест, капризы, закрывание книги или, наобо-рот, подталкивание ее к читающему взрослому).
25. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Г).
26. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ре-
венка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является бо+
лее правильным, или предложите свой вариант:
- ребенок боится, что у него не получится хорошо произ+
нести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
- ребенок невнимательно слушал сказку, поэтому не спо+
собен вставить нужное слово;
- ребенок проявляет свое упрямство, часто отказывается
выполнять и другие речевые задания по просьбе взрослого.
При этом неречевые задания, например, показать нужную
картинку, выполняет без особых проблем;
- вам кажется, что ребенок __________.
Г) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизво-дит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя негативное отношение к данной ситуации.
27. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Д).
28. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ре+
бенка? Выберите ответ, который, на ваш взгляд, является бо+
лее правильным, или предложите свой вариант:
- ребенок боится, что у него не получится произнести
слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
- ребенок невнимательно слушал задание взрослого, по+
этому не способен воспроизвести данную звуковую последова+
тельность;
- ребенок проявляет упрямство, часто отказывается вы+
полнять задания, не связанные с произнесением слов;
- вам кажется, что ребенок .
Д) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягива-ет губы, напрягает язык, ищет артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей по-пытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
29. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VIII).
30. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка?
Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более пра+
вильным, или предложите свой вариант:
- ребенок боится, что у него не получится из-за трудно+
стей с артикуляцией звуков речи;
- ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же от+
влекается на что-то другое и не предпринимает новую попыт+
ку воспроизвести трудное слово;
- ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается
от выполнения трудных заданий;
- вам кажется, что ребенок __________
Ситуация VIII. Ребенок хочет в туалет. Как он сообщит вам об этом?
А) С помощью специальных слов <а-а>, <ка-ка> и т.п.
31. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Б).
Б) С помощью определенного жеста или действия (пока+жет на свои штанишки или станет их снимать, сам сядет на горшок).
32. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Ему не надо сообщать об этом, потому что он пользует+ся памперсами.