Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста.
Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков
активизируют нервные окончания на ладошке -
это стимулирует работу речевого центра.
1. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в пальчиковые игры
( <Сорока-белобока>, <Ладушки> и др.).
2. Массируйте пальчики после каждого кормления или во время активного бодрствования.
3. Давайте ребенку с 2 месяцев разные на ощупь предметы.
4. С 10 месяцев для развития моторики подойдут следующие игрушки: набор
складных матрешек, пирамидки. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы.
5. С года может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.
6. С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц,
завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы.
7. Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация.
8. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
9. Очищать крутые яйца.
10. Чистить мандарины.
11. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
Отшелушивать пленку с жареных орехов.
12. Собирать с пола соринки. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,
гвоздики, фасоль, бусинки).
13. Лепить из теста печенье.
15. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
16. Открывать почтовый ящик ключом.
17. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и
раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.
18. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
19. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
20. Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).
21. Помогать отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
22. Помогать перебирать крупу.
23. Закрывать задвижки на дверях.
24. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение
обувь.
25. Собирать на даче или в лесу ягоды.
26. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
27. Вытирать пыль, ничего не упуская.
28. Включать и выключать свет.
29. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
30. Перелистывать страницы книги.
в этой группе вы можете найти информацию о детях и скачать картинный и информационный материал.
Диалог.
- Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:
Что ты ёж такой колючий?
Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.
-Вопросы. "Да-нет" (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.
Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.
Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.
- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Посторайтесь чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.
- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. " Куклы разговаривают", "Кормление зверей" и т.д.
Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.
Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.
Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.
Рекомендации.
При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо "дядя" отвечает "дя", на вопрос Что тут растёт? Вместо "дерево" отвечает "веве". Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.
Советы родителям
1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
5. Предложите ребенку соревнование <Чья сказка лучше>, <Чей рассказ интереснее> с участием всех членов семьи.
6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
Обогащение словарного запаса
На прогулках обращайте внимание на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Имена прилагательные. "Сейчас наденем красные штанишки", "А где наша белая кофточка?" За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы.
Глагольный словарь.
При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте ей потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм. Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной речи.
По картинкам к сказке "Репка" удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дед? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?
Картинки к сказке "Колобок" - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сначала встретился колобок? А ещё с кем встречался колобок?
Рассматривая картинки из сказки "Маша и медведь", обязательно надо спросить: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?
К картинкам по сказке "Гуси-лебеди" можно спрашивать: Куда пряталась девочка с братцем от лебедей? Где летали гуси-лебеди?
Развитие связной речи
При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: "Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы". Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего воз-раста преобладает наглядно-действенное мышление.
Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского - "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино горе", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Телефон". Нравятся детям стихи С. Я. Маршака, А. Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков.
Гиперактивные дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям.
Они неусидчивы, неуступчивы, стремятся оказаться в центре внимания любой ценой.
Существует предположение, что гиперактивность или синдром гиперактивности и нарушения внимания - результат обострённой реакции нервной системы на вполне нормальные раздражители (зрительные, слуховые) у некоторых особенно чувствительных детей. Это может выражаться в неуправляемом поведении, вспышках гнева и торопливости.
Что могут сделать воспитатели, если в их группе один или более гиперактивных детей?
Рекомендации могут быть следующими:
1). Увеличить физические нагрузки; под руководством преподавателя физкультуры дети могут кувыркаться, прыгать, играть в мяч, расходуя больше энергии;
2). Учить ребёнка усидчивости и сосредоточенности.
- Давайте перечислим несколько занятий, которые этому способствуют.
3). Если поведение ребёнка становится неуправляемым, постарайтесь изолировать его и успокоить.
- Давайте обсудим варианты успокоения таких детей.
На занятиях у специалиста:
1). Для расторможенных детей должен быть специальный набор заданий (заранее подготовить перечень заданий, которые ему давать).
2). В начале занятия нужно сразу давать ребёнку задание (Иди, принеси, пожалуйста
3). Необходимо чаще чередовать задания.
4). Предлагать ребёнку больше игр на мелкую моторику и конструктивный праксис.
5). Давать ребёнку выплеснуть свою энергию с помощью различных шуршащих, гремящих пособий (н-р: вкладыш от коробки конфет, давать ребёнку вдавливать, вправлять, шуршать им; стричь ножницами газету и т.п.).
Психологи рекомендуют:
1). Проанализировать причины гиперактивности ребёнка: заболевание щитовидной железы, стресс или болезнь кого-то из взрослых в семье;
2). Постоянно менять виды энергии ребёнка: физическую активность сменять умственными задачами, рисованием, просмотром и обсуждением мультфильма;
3). Всегда говорить с гиперактивным ребёнком спокойно, чётко формулируя задачи и требования;
4). Избегать игр с оружием (по статистике гиперактивность в 6 раз чаще встречается у мальчиков), просмотра телепередач и фильмов со сценами жестокости, насилия.
Действия родителей могут быть такими:
1). Тактично и спокойно напоминать ребёнку о правилах поведения, выражая уверенность в том, что он сможет вести себя правильно;
2). Если на детской площадке или в гостях поведение ребёнка станет неуправляемым, - уединитесь с ним, успокойте, подержите на руках, умойте; в случае необходимости извинитесь, и уведите малыша;
3). Играйте в ролевые игры, предлагая ребёнку роль благородного рыцаря, спасателя, доброго волшебника;
4). Сочиняйте истории, где главным героем будет ваш ребёнок; помещайте его в разные ситуации и помогайте выбираться из них.
Используемая литература.
М. А. Аралова, Формирование коллектива ДОУ психологическое сопровождение. М. -2005г.
Е.Г.Тунина , Индивидуальное сопровождение ребёнка в развивающих играх. (из лекции).
Это очень мудрое правило для построения отношений со своим ребёнком. Выдающийся учёный Л.С. Выготский сформировал закон психологического развития ребёнка, который назвал зоной ближайшего развития. Очень важно, чтобы каждый родитель знал об этом законе. Вот в чём заключается его суть...
В каждом возрасте и для каждого ребёнка индивидуально существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. Все дела, которые он может выполнить при участии взрослого или не доступные ему вообще, находятся за пределами этого круга.
Например, ребёнок сам может убрать игрушки. Но он ещё не может все свои дела, которые он делает в течение дня, самостоятельно организовать. Поэтому родители постоянно говорят: <Сначала покушаем, а потом...>, <Пора собираться гулять...>, и т.д. Чтобы было более понятно, необходимо нарисовать один круг внутри другого. В маленький круг определяем дела, с которыми ребёнок может справляться сам, а зона между границами маленького и большого круга - это дела, которые ребёнку под силу только со взрослыми. Задачи за пределами большого круга ребёнок не может сделать даже со взрослыми.
По мнению Л.С. Выготского, по мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт дел, которые он раньше мог выполнить только со старшими, а не тех, которые лежат за пределами двух кругов. Т.е. завтра ребёнок сможет сделать то, что сегодня он делал с папой и именно благодаря тому, что это было <с папой>. Зона дел, которую ребёнок делает со взрослым, это золотой запас, его потенциал на ближайшее будущее. Поэтому Л.С. Выготский назвал её зоной ближайшего развития.
Ребёнок, с которым родители занимались много, будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее, чем ребёнок, который предоставлен сам себе. Часто дети нас сами просят: <Поиграй со мной>, <Возьми меня с собой>. Они очень хорошо знают, в чём в данный момент нуждаются, поэтому, если есть возможность, не отказывайте ребёнку.
Часто родители жалуются, что у них нет времени для того, чтобы заниматься с ребёнком. Получается, что у них есть более важные дела. В таком случае необходимо помнить, что порядок важности дел мы выбираем сами. Только стоит осознать, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит намного больше времени и сил. Если ваше участие в занятиях ребёнка не помогает ему, то обратите внимание на то, как вы обращаетесь с ним. Без дружелюбного, тёплого тона в общении с ребёнком очень трудно сохранить хорошие отношения для совместных занятий. Лучше сохранять позицию на равных.
Л.С. Выготский считал, что ребёнку легче и быстрее учиться, организовать себя и свои дела, если ему помочь внешними средствами. Это могут быть записки, картинки для напоминания, схемы. Это уже не слова взрослого, а их замена. Ребёнок пользуется ими самостоятельно, и тогда он уже на полпути к тому, чтобы справиться с делами самому.
Можно нарисовать вместе с ребёнком последовательность каких-то действий, например, что за чем надевать, собираясь на прогулку,
как организовать распорядок дня, последовательность обязательных дел вечером. Дети очень любят такой способ обучения, быстро осваивают и становятся более самостоятельными.
Одна мама рассказывала, что никак не могла приучить ребёнка одеваться самостоятельно, тогда они вместе с ним нарисовали картинки, глядя на которые, было понятно, что за чем надо надевать. Ребёнок, надев первую вещь, бежал к картинкам, отыскивал пальчиком следующую вещь, бежал надевать её, снова бежал к списку искать другую вещь. В семье наступило спокойствие, ребёнок оказался чрезвычайно занят.
Занятия с детьми дают большую пользу не только детям, но и взрослым, так как в результате они взамен получают крепкие отношения на всю жизнь. Источник: Ю.Б.Гиппенрейтер, "Общаться с ребенком. Как"
В основном взрослые считают, что застенчивость - это недостаток. Многие полагают, что данная черта присуща детям с заниженной самооценкой.
Застенчивость на самом деле может стать недостатком, когда родители будут воспринимать ее именно так. Стеснительный малыш может быть таким же уверенным в себе, как и его боевые ровесники.
То, как малыш воспринимает свою робость, полностью зависит от родителей. Если вы к ребенку относитесь, как к личности и принимаете его застенчивость как черту его характера, а не какой-то недостаток, то он будет в себе уверен и сможет радоваться жизни так же, как и другие детки. Однако, если родители уделяют стеснительности ребенка чересчур много внимания, то он в своих качествах начнет сомневаться. Воспринимать застенчивость как черту характера и ощущать, что это недостаток - это две огромные разницы. Когда родители считают, что застенчивость является недостатком, ребенок начинает себя считать неполноценным.
Стеснительность является чертой характера, а не недостатком. Скромные детки всегда щедры, очень милы, и отличаются прекрасным поведением. В основном они умеют хорошо слушать и уважать точку зрения других людей. Им очень нравится, когда другие детки в их играх принимают участие. Хотя порой они стесняются, в иных ситуациях ощущают себя совершенно уверенно. Им очень нравится играть с маленькой группой деток (2-3 человека) и говорить с одним взрослым. Если застенчивого ребенка чем-то заинтересовать, то от его стеснительности и следа не останется. Часто он начинает стесняться из-за чрезмерного интереса окружающих людей.
В основном дети не страдают от своей стеснительности, намного чаще данная черта не нравится родителям. Они ощущают себя неловко, когда их малыш ведет себя не так смело, как другие детки. Они считают, что на ребенка смотрят предосудительно, либо просто на него не обращают никого внимания, а занимаются больше с другими, более энергичными детками.
Родители могут себе и своему малышу помочь избегать каких-то неловких обстоятельств и защитить его от критики чужих людей. Например, многие стеснительные детки стесняются здороваться, либо отвечать на какие-то вопросы взрослых.
Пусть родители это сделают вместо них и сами естественно заведут разговор для того, чтобы отвлечь интерес собеседника от малыша. Попытка разговорить малыша может привести к плохому результату, он может вовсе закрыться в себе и замолчать.
Одновременно надо у ребенка развивать активность, а также самостоятельность. Стимулируйте малыша к многостороннему общению в быту: к кому-то обратиться с просьбой, что-то отдать (к примеру, деньги - водителю). На первых стадиях присутствие, а также участие знакомого взрослого являются обязательными.
Справиться с неловкими ситуациями могут помочь ролевые игры. Поиграйте с малышом: <Давай с тобой представим, что к нам домой пришли гости, и они у тебя спрашивают: <Как дела?> Что ты им ответишь?> и т.п. Ролевые игры бывают очень полезными, так как помогают отработать трудные для малыша ситуации.
Однако не надо от ребенка ждать природного поведения в обстановке, которая для него некомфортна.
Воспользуйтесь пятью советами для того, чтобы помочь малышу выработать уверенное поведение:
1. Научите малыша начинать и завершать разговор. Можете составить с ребенком список фраз, которыми можно начинать разговор с различными группами людей, к примеру, что он мог бы сказать человеку, которого он знает; взрослому, которого он видит впервые; приятелю, которого он видел некоторое время; ребенку, с которым он хочет поиграть на площадке и т.д. Потом, меняясь ролями, отрепетируйте разговор до тех пор, пока малыш не станет легко и самостоятельно данными фразами пользоваться.
2. Поощряйте взглядом контакт. Говоря с ребенком, всегда повторяйте: <Посмотри на меня> или <Смотри мне в глаза>. Через некоторое время ему данный прием больше не потребуется, и он будет уверенно смотреть собеседнику в глаза.
3. Тренировка навыков разговора с младшими детками. Рекомендуется стеснительных деток сводить с детьми меньшего возраста - сестрой или братом, соседским ребенком, двоюродными детьми, либо малышом ваших друзей - для кратковременных игр.
4. Отрабатывайте поведение в тех либо других социальных ситуациях. Малыша необходимо подготавливать к предстоящему событию - говорите о встрече гостей, а также
подготовке к празднику. Потом помогите ребенку потренироваться, как гостей поприветствовать, как себя вести за столом, о чем разговаривать и даже как попрощаться.
5. Организовывайте условия для ролевых игр в паре, так как это наилучший способ создания социальной уверенности. Ваш малыш может к себе домой пригласить поигарть одного из своих друзей. Предложите деткам сладости и попытайтесь вмешательство свести к минимуму; исключено, должно быть, присутствие сестер и братьев, телевизор входить в список игр не должен.
Заблаговременно предсказать, как со временем может измениться характер вашего малыша, достаточно сложно. Многие стеснительные дети затем становятся более активными и уверенными в себе. В любой ситуации основная задача родителей - воспринимать стеснительность ребенка как природную черту характера и организовывать все условия для того, чтобы он себя ощущал комфортно в разных ситуациях.
quote:
Originally posted by gromova:
Здравствуйте.Моей дочери 3г.7мес. Не выговаривает букву "р",но очень старается,и получается гортанный звук(как у французов). Я прошу ее не торопиться.Говорю: Давай, если очень хочется овладеть звуком "р",поиграем с язычком(нашла в интернете игры для постановки дыхания,упражнения для языка),научимся правильно произносить. Дочь мне отвечает,что уже научилась и вовсю картавит. Меня очень волнует вопрос:если так все оставить,отстать от ребенка и просто ждать,когда она подрастет,то не войдет ли этот способ произношения в неисправимую или трудноисправимую привычку? Нужно ли сейчас вплотную заниматься (может даже с логопедом) над правильным произношением этого звука.Спасибо заранее за ответ.
Основная цель ролевой детской игры - воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и (или) животных, существ. При этом объект может быть как реально существующим (мама, папа, продавец или кондуктор), так и вымышленным (супергерой, сказочный персонаж).
Ребенок моделирует поведение и ситуации, экспериментируя с ситуациями, и таким образом, получает жизненный опыт в игровой форме, а также необходимые навыки общения (ролевые - через <обыгрывание> роли, <деловые> - путем договора с партнерами по игре и <дружеские> - отношения, которые влечет за собой совместная игра).
Достоверность имитации для ребенка заключается не только в строгом соблюдении определенного регламента поведения (<что нужно сделать, чтобы <приготовить> суп, как мама?> ), но и иногда - в наличии сопутствующих предметов (ребенок взаимодействует с куклой, пользуется игрушечными расческами, машинками и т.д.).
В свою очередь, кроме адаптации ребенка к окружающему миру, знакомства с правилами общества и воспитания в игровой форме, изучения функциональности бытовых предметов, ролевая игра также служит хорошим подспорьем в развитии памяти и внимания. Использование так называемых <предметов-заместителей>, которые служат ребенку тем или иным предметом, в зависимости от текущей игры - прекрасное упражнение на тренировку памяти и развитие образного мышления, что также приносит пользу и речи, и общему развитию ребенка.
Особенности и содержание
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в <дочки-матери>, в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут <войну>. Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают <сменить амплуа> и с удовольствием играют как в <свои> игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть <самих себя> - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры будут различаться в зависимости от возраста ребенка: считается, что первыми ролевыми играми ребенок начинается интересоваться, когда начинает осознавать свои действия - это возраст примерно от 2-х до 3-х лет: ребенок начинает подражать маме, имитируя ее действия. В таком возрасте ребенку полезно будет приобрести несколько предметов, которые могут оказаться полезными при игре: куклу-младенца, за которой он будет ухаживать, несколько вспомогательных игровых предметов, машинки.
Отличительной характерной чертой действий ребенка будет являться их непостоянство (ребенок может внезапно бросить свое занятие и переключиться на другую игру, его не интересует продукт своего творчества), а также стремление к имитации реально существующих людей: матери, отца.
Следующий возраст, в котором происходит изменение характера ролевой игры - средний дошкольный возраст (от 3-4 до 5 лет). В этом периоде наиболее важным для ребенка становится четкое соблюдение ритуала действий, а не внешняя схожесть с объектом подражания - игры становятся насыщеннее по содержанию, дольше, а также в них появляется осознанный сюжет.
И последний этап возрастной ролевой игры - игра детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, где основное внимание уделяется ее сюжету. Дети действуют сообща, демонстрируя формирование <деловой роли>, договариваются о правилах игры заранее и четко обсуждают ее рамки (<может быть>, <не может быть>, <нельзя> ).
Происходит четкая идентификация личности при игре без наличия каких-либо вспомогательных предметов, и дети легко могут <поменяться> ролями без особых усилий, в то время как у младших детей процесс <самоидентификации> сопряжен с использованием вещей: принцесса должна быть обязательно в роскошном платье, водитель - обладать машиной и т.д.
Кроме того, наблюдается бурный рост <самостоятельной> активности: дети с удовольствием фантазируют и импровизируют на ходу, что развивает мышление и воображение.
Виды и примеры ролевых игр
Ролевых игр существует великое множество, однако приведем наиболее распространенные из них:
<Дочки-матери> и другие
эмоционально-сопряженные ролевые игры.
<Дочки-матери>, оказывается, одна из самых известных игр - ученые недавно обнаружили, что она присутствует в любой культуре! Игра формирует у ребенка четкую социальную модель поведения в обществе, прививает девочкам материнский инстинкт и приемы обращения с будущим ребенком, а также способствует развитию коммуникативных навыков в полной мере.
Сюда же относятся эмоциональные ролевые игры, связанные с переживанием эмоций, пока недоступных, как, казалось бы, ребенку: воспитание и рождение детей, уход за животными и проч. Покажите ребенку пример своим поведением: возьмите куклу в руки, убаюкайте ее, поцелуйте и уложите спать. Не успеете оглянуться, как маленькая <мама> выучит урок и повторит его с удовольствием! Совсем маленьким деткам полезно показывать на <ляле> части тела: носик, ротик и т.д.
<Школа>, <больница>, <магазин>, прочие ситуационные ролевые игры.
Они часто сопровождаются использованием дополнительного реквизита: игрушечных касс, докторских наборов, игровых <денег>. Помимо формирования у ребенка поведенческой модели и формирования реакции на различные ситуации (а магазине может быть очередь; как попасть в больницу, если сломана нога и т.д.), такие игры дают представление о функционале тех или иных предметов (докторских инструментов, магазинной кассы .
Покажите ребенку основные приемы счета денег - сколько будет пятьдесят и десять? А сколько нужно дать сдачи? Нет реквизита под рукой? Не беда, его легко изготовить из подручных средств: бумаги, картона и краски.
<Репетиция поведения>.
Это - моделирование какой-либо ситуации, уже произошедшей с ребенком, повторное переживание пройденного им опыта в игре. Допустим, ребенок может <репетировать> свой день рождения с учетом уже прошедшего, или <играть в зоопарк> после визита в настоящий зоопарк. Эта игра позволяет эффективно сбросить психологическое напряжение, и часто используется для <повторного переживания> не только позитивных, но и негативных ситуаций, чтобы проанализировать их и помочь малышу справиться с переживаниями (по ходу игры полезно задавать наводящие вопросы: чего ты испугался? А что, если:?).
Если ваш малыш испугался жирафа или тигра в зоопарке - повторное переживание ситуации с пластмассовым тигром или жирафом поможет избавиться от фобий! Для самых маленьких детей будет актуально повторение определенных действий: укачивания малыша, вращение руля.: Помогите ему и покажите пример, повторив для закрепления его 3-4 раза.
Театр и маскарад.
Одна из самых любимых детьми игр - не только потому, что в игру часто с удовольствием подключаются взрослые, но и потому, что она зачастую связана с каким-либо праздником (Новый Год, День Рождения). Костюмированное представление не только дает ребенку в полной мере <вжиться> в роль, но и получить общественное признание, а ощущение <анонимности> поможет избавить малыша от комплексов и раскрепоститься - ведь он в маске (на сцене) и его никто не узнает!
Кроме того, такие игры особенно полезны для развития фантазии: уже <готовая> роль предполагает самостоятельное расставление акцентов. Поговорите с ребенком о том, каким он видит своего персонажа. Какие его черты ему нравятся? А какие - не очень? Что еще мог сделать этот персонаж? Чтобы хотел изменить ребенок? Предложите ему импровизацию на сцене. Вдвойне полезно, если вы будете играть по мотивам любимых детских книг: сказки о Колобке, Курочке Рябе и прочие произведения наверняка понравятся ребенку, а самостоятельное развитие сюжета заронит зерна актерского таланта!
Если же непоседе недосуг, или у вас нет возможности поставить полноценную <постановку>, попробуйте предложить ему кукольный театр. Это не только увлекательное занятие, но также оно развивает мелкую моторику рук, кроме того, малыша можно подключить к изготовлению кукол для представления. Здесь становится возможным моделировать практически любые ситуации. А в театр теней можно играть в любой обстановке - для этого не нужен реквизит!
Рекомендации
Четких рекомендаций относительно ролевых игр не существует: это, прежде всего, игра. Однако стоит упомянуть несколько факторов, которые могут существенно повлиять на ход игры и развитие ребенка.
Не вмешивайтесь в игру, а если все-таки вмешались, постарайтесь вести себя корректно, согласно <правилам>. Иначе вы не только можете испортить малышу настрой, но и, вполне возможно, не добьетесь нужного результата: лучше объяснить малышу необходимое замечание в игровой форме. Это будет четче и быстрее усвоено, чем нотация.
Полезно задавать ребенку вопросы, которые помогут ему более полно раскрыть <роль>: кто он, где он живет, чем он занимается и т.д.
Старайтесь как можно чаще менять <реквизит> для детских игр: пусть это будут не обязательно дорогие наборы, а просто палочки, камушки или цветы. Это развивает все органы чувств ребенка, позволяет ему больше фантазировать и знакомиться с окружающим миром насыщеннее.
Постарайтесь приобрести
несколько <тематических> наборов, которые будут давать ребенку
представление о той или иной профессии. Расскажите, по мере возможности, для чего предназначен тот или иной предмет (<молоточек> доктора, <весы> продавщицы .
Подсказывайте ребенку сюжеты для игры - например, рассказывая сказки или стихи. Это позволит ребенку получить пищу для своей фантазии.
Для любого ребенка настоящим праздником станет маскарад, устроенный по всем правилам: сшейте ему костюм (или приобретите), купите грим, сделайте фотографии... Радостные впечатления надолго останутся в памяти малыша, а <анонимность> позволит скованному ребенку раскрепоститься.
Формируйте у ребенка правильное отношение к миру не только при помощи слов - но и своим собственным примером. Ведь все, что делают взрослые, находит отражение в детской игре.
Светлый праздник - Знаний день.
Подниматься вам не лень:
Все соскучились по школе,
Надоело уж <на воле>...
Раз пришли сюда учиться,
То придется потрудиться:
<Человеком чтобы стать>,
Много надобно читать,
И еще писать, считать,
Речь, конечно, развивать...
А учитель вам поможет -
Все по полочкам разложит.
Прочь гоните вашу лень
В этот праздник - Знаний день.
Поскорей идите в класс -
Все получится у вас!
Ничто не усваивается и не запоминается так же быстро, как интересное! Причем, это касается не только детей, но и взрослых. Чтобы обучить ребенка счету и важнейшим математическим понятиям, не нужны ни учебники, ни классы - ведь математика это прикладная наука. Специальных занятий с малышом не потребуется: ее можно изучать между делом.
Много и мало
Эти понятия ребенок усваивает довольно рано - в возрасте года- полутора лет, а то и раньше. Всегда обращайте внимание малыша, что в одном стакане воды много, он полон, а в другом - мало, на донышке. Или на тарелке было много яблок, а после ужина осталось мало или не осталось совсем ничего. Обсуждайте количество предметов при каждом удобном случае, просите показывать в книжке, где много, к примеру, деревьев или цветов, а где мало.
Большое и маленькое
Начинайте сравнивать между собой одинаковые предметы: мячи, деревья, ведра, яблоки и т.д. Просите показать, где маленькая машина; а где большая, где большая тарелка, где маленькая. Уточняйте свои просьбы: <принеси большую ложку, дай маленькую книжку>. Затем можно переходить к сравнению разных предметов и вещей, например кошка маленькая, а дом большой; камень большой, а совок маленький>.
Длинное и короткое
По тому же принципу обращайте внимание ребенка на карандаши, игрушечные или нарисованные поезда, хвосты животных, тропинки и т.д.
Сравнение количества предметов
О счете еще речи не идет, ведь ребенок вполне способен на глаз определить, чего больше - мишек или кукол; апельсинов или яблок; синих машинок или красных. Единственное, эти группы предметов должны отличаться более чем на 2. Предложите ребенку накрыть на стол и поставить перед каждым членом семьи по тарелке (или поиграйте с куклами и их сервизом). Обратите внимание малыша, что столовых приборов у всех поровну. Вообще, в чаепитие можно играть с огромной математической пользой: например, одна чашка разбилась, чашек стало меньше, чем кукол и блюдец, затем разбилось и блюдце, теперь чашек ровно столько же,
сколько и блюдечек, а кукол больше, и т.д.
Порядок возрастания и убывания
Практически любые предметы можно разложить по размеру: от большого к маленькому и наоборот. Предложите ребенку рассортировать чайные, кофейные и столовые ложки с поварешками, или тапки всех членов семьи, или книжки на полке.
Подготовка к счету
В возрасте 1,5-2 лет ребенок способен освоить счет от 3 до 5. Считайте вместе ступеньки, птиц на ветке, печенье, цветы. Просите показать, сколько малышу лет на пальцах. А играя в прятки, можно проговаривать: <раз, два, три, четыре, пять - я иду искать!>
Как видите, чтобы заложить базовые математические понятия, не нужны специальные занятия, а лишь ваша выдумка и желание.
quote:
Originally posted by СО/нц@:
дравствуйте, можно стоимость занятий и место в ПМ?
Как в это играть? Ребенку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг с видами пищи такой, как ест именно это животное. Всего 12 мордочек животных и двенадцать видов пищи. С обратной стороны на круге написаны названия этих животных. Сделала, чтоб не пропадать месту - заодно ребенок и поучится читать.
mamadelki.ru
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами).
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух).
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
quote:
Originally posted by pantera1984:
интересует стоимость занятий и место?
quote:
Originally posted by Romashkovna:
Добрый день. Интересует стоимость занятий и место?
Вопрос - со скольки лет нужно начинать занятия с логопедом? Ребенку 2,2г. И еще - если оба родителя картавят, то ребенок тоже будет картавить или еще не факт?
Здравтвуйте, возраст занятия с логопедом устанавливается индивидуально, по показаниям невролога, педиатра, и др. специалистов.
Если в семье родители картавят, то скорее всего ребенок то же будет картавить, так как речь подражательна)))))
Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком - утренние часы, примерно с 9 до11. Поэтому, если ребенок посещает детский сад, "развивать" его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии - лишь видимость. Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом! Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время.
Существует огромное количество литературы, развивающих игр, посвященных этой теме. И при желании можно приобрести все это добро в любом книжном или детском магазине. Но при выборе игр для ребенка с СДВГ необходимо придерживаться некоторых правил:
а) в игре должны быть четкие и понятные инструкции;
б) игра должна быть короткой по времени и удовлетворять потребность ребенка в двигательной активности, помимо задач по развитию внимания и т.п.;
в) результат игры должен наступать очень скоро;
г) необходимо иметь в запасе несколько коротких игр, и чередовать их, не позволяю ребенку пресытиться и устать от однообразия.
Как и во что играть?
Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.
По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п. Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит красные машины, едущие навстречу. (По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)
Старинная детская игра: "Да" и "нет" не говорите, черное с белым не берите", - также здорово тренирует внимание.
"Что у нас нового в комнате?" Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.
Игры с веревочками. Если помните из собственного детства, была такая забава в младшей школе. Связав концы веревочки, двое играющих снимают друг у друга с рук затейливые веревочные переплетения. Для ребенка старше 5 лет - это прекрасный способ развить внимание и координацию движений.
Игры типа, "проведи зайчика к морковке через лабиринт", "найди 10 отличий", лото, настольные игры с правилами - хороший способ не только развивать ребенка, но и просто позитивно общаться с ним. Только лабиринт для Вашего "моторчика" должен быть, по началу, самый короткий, а отличия в картинках - суперочевидными.
Одна мама рассказывала мне свой метод воспитания у ребенка усидчивости, вычитанный ею в книге. Ежедневно она усаживала своего пятилетнего сына слушать сказку и ставила перед ним часы. Мальчик должен был просто спокойно сидеть рядом, пока она читает: "Пока большая стрелочка не окажется вот на этой цифре и не зазвонит будильник". Начинали они с 3-х минут. Естественно, что поначалу сын не слушал, вертелся, переспрашивал, когда же раздастся звонок.
Но мама спокойно продолжала ему читать. По завершении отмеренного времени, малыш мог отправляться на все четыре стороны. Постепенно он привык сидеть спокойно, потом начал слушать, что ему читают не перебивая, заинтересовался содержанием историй.
Как только это произошло, мама стала увеличивать время: 5 минут, 7, 10, 15 и т.д. За полгода ей удалось добиться того, что ребенок, не вскакивая, сидел и слушал чтение в течение 40 минут! Надо сказать, что редкий здоровый пятилетний ребенок способен на такой подвиг. Однако именно такое время ребенку предстоит спокойно проводить в школе на уроках. Так, что этот метод, тоже, кажется мне эффективным. Главное, чтобы книга была интересной и подобные занятия ежедневными, а не от случая к случаю. (Применение этого метода не означает, что отныне книги ребенку предстоит слушать только в таком режиме.)
Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:
. Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких
. Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно
. Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия
. Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет
. Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет
. Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями
. Т. Г. Визель. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
. О. А. Новиковская. Стихи для развития речи. 4-7 лет
. Ф. Б. Шапиро. Остров Робинзона. Лукоморье. Страна Сказилия. Игры и головоломки со звуками и буквами
. И. Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! (серия книг)
. Н. Гальская. Тетради для закрепления произношения звуков (7 штук) из серии "Говорящий карандашик"
. К. Валентина. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)
. Н. В.Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "Р" и "Р'"
. Т. А. Куликовская. Логопедические скороговорки и считалки
quote:
Originally posted by Эксклюзив0106180:
Добрый день! Интересует стоимость занятий и место и время. Ребенку 6 лет, горловой звук "р". и делаете ли массаж. Спасибо
Здравствуйте, занятия отложенны до февраля, по причине большого количества детей. К сожелению логопедический массаж не делаю.
quote:
Originally posted by Катекирина:
Занимаетесь ли вы с детьми 2-х лет. И интересует артикуляционный массаж.
Здравствуйте, извините, к сожелению с детьми раннего возраста и логопедическим массажем не занимаюсь.
Жизнь - это постоянный воспитательный процесс человека. Если в вашей жизни происходят неприятные события, значит, Жизнь вас за что-то воспитывает, преподносит вам урок, чтобы вы его уяснили.
Если у вас трудный ребенок, значит, вы должны задуматься о роли родителя, пересмотреть ваши ценности и жизненные установки. Надо осознать ваше восприятие мира, может оно слишком категорично. Вам необходимо потрудиться быть родителем и трудный ребенок будет вашим воспитателем нового осмысления жизни.
Что же вам поможет в воспитании такого ребенка?
1. Любите его. Просто любите его. Любовь - она же без условий, особенно у мамы. Остановитесь на один час, найдите тихое место, где вам никто не будет мешать и вспомните моменты такой любви к вашему ребенку. Прочувствуйте ее еще раз и запомните - чувствами, эмоциями, телом. И вспоминайте о ней каждый раз когда возникнет неприятность или трудность.
2. Общайтесь с ребенком. Дарите вашему ребенку 1-2 часа каждый день и только ему, всецело, все внимание и время. Поиграйте с ним, делайте то, что приносит ему удовольствие. Рассуждайте на различные темы.
3. Не критикуйте ребенка и тем более не кричите на него. Если у вас произошла очередная неприятность или непослушание, сначала успокойтесь сами (досчитайте до 10) и после спокойно поговорите с ребенком. При этом будьте в позиции "на равных" с ребенком. Самое главное давайте ему высказаться и внимательно слушайте его. Дети обычно сразу говорят суть проблемы одним предложением, но мы обращаем внимание на слова, а не на смысл. Детям еще сложно объяснить глубокий смысл, мы родители должны понять его на поверхности слов.
4. Замечайте в детях и говорите им об этом - только лучшее и позитивное. В каждом человеке есть плюс и минус. Цените в ваших детях плюсы. Главное, не забывайте им об этом говорить, для них это очень важно.
5. Не называйте детей негативными словами даже в шутку. Эти слова надолго запечатляются в подсознании ребенка и могут оказать негативное воздействие во взрослой жизни.
Конечно, эти рекомендации полезны для всех родителей.
Но если у вас трудный ребенок, тогда вы должны применять эти рекомендации в двое чаще и дольше. Значит, вам придется именно трудиться быть любящими, внимательными и терпеливыми родителями.
И еще один вопрос для обдумывания - Кто решил, сказал, что у вас трудный ребенок? Не вы ли сами...
Трудный ребенок - это требующий, не желающий, а уже именно, требующий к себе внимания близких. Сначала требует внимание близких, создавая проблемы в семье, а если не получает его, тогда идет требовать внимания близких, создавая проблемы окружающим.
Вы же реагируете только тогда, когда он что-то делает и не важно - хорошо это или плохо, ведь ему разницу никто не объяснил. Последствия его действий с ним не обсуждали, почему "нельзя" он не понял.
Часто слышу - Но я же ему(ей) уже по всякому объясняла, говорила! Тогда вопрос - Как вы объясняли? Каковы были ваши интонации в голосе? Что это было нравоучение или совместное рассуждение?
Общайтесь с детьми чаще, рассуждайте, создавайте ситуации, задавайте им вопросы и слушайте, что говорят дети, наблюдайте за ними. Не доказывайте ребенку свою точку зрения, она может быть ошибочна. Узнайте лучше его точку зрения на ситуацию и обсудите их вместе.
Любите детей и легкого вам труда!
1. Если ваш ребенок начал заикаться, прежде всего установи+те правильный режим дня.
2. Необходимо сразу ограничить речь ребенка.
5. Досуг заикающегося ребенка надо организовать так, чтобы
он как можно меньше занимался шумными и подвижными играми.
6. В течение всего дня разговаривать с детьми спокойно, не спеша.
10. В речевых играх (лото, детское домино), при заучивании стихотворений старайтесь добиться, чтобы речь ребенка была спокойной, плавной, неторопливой, достаточно выразительной.
11. Если ребенок говорит с задержками, то мягко спокойно
остановите его и заставьте то же самое повторить не спеша, спокойно.
12. Если ребенку трудно начать говорить помогите ему, произнося одновременно с ним начало фразы.
13. В обращении с ребенком будьте выдержаны, не потакайте
капризам ребенка, а требовательность не доводите до резкости.
14. Приучайте ребенка к самостоятельности.
10. В случае заметного ухудшения речи обращайтесь за консультацией к врачу и логопеду.