quote:
Originally posted by well-well-well:
Картофель по-настоящему стал известен восточным Угро-финнам лишь в советское время.
Мало следов повседневности... Но, тем не менее, опровергнуть это могу:
ГАКО, ф.56... 1853-1857
Л.2об. [сыновья вотяка Архипа Петрова Андрей, Лев и Петр в лесу готовили мочало, оставшиеся дома] во весь день были в огороде для уборки картофеля.
ГАКО, ф. 582... 1849 г.
Л.23-23об.: Вообще я заметил, что вотяки садят картофель только в огородах и на лужках около домов своих:; причина этому, по отзывам крестьян, заключается в изобилии хлебных растений и в недостатке сбыта оных. Напротив того, крестьяне русских округов Нолинского, Слободского, Орловского, отчасти Котельнического и преимущественно Вятского, ощущающие недостаток земли для хлебов и которые по этой причине принуждены обращаться к посевам растений, могущих заменить собою недостаток хлеба, садят картофель на полях (заметьте, на полях, потому что мало земли, а если ее много, то картофель -- огородная культура).
Оттуда же насчет "великодержавного шовинизма":
Л.32: Вообще я заметил, что в обществах, населенных вотяками, подводная повинность охотнее отправляется натурою, потому что вотяки имеют более лошадей, нежели русские крестьяне, которые при недостатке лошадей, дорожа временем, охотно желают переменить натурную подводную повинность в денежную...
50об.-52об.: Также расправы более действуют в округах, населенных русскими крестьянами, нежели в округах, занятых вотяками и татарами. Вотяки, по общим отзывам, в случае ссоры или других встреч между собою по народному и старинному обычаю прежде обращаются к своим старейшинам и когда не получают от них удовлетворения, тогда уже в расправу. Татары же, вообще скрывая взаимные враждебные отношения между собою пред своим начальством, неохотно обращаются в расправы для разбирательства.
Следы русской кухни:
ЦГА УР, ф.241... 1854 г.
Л.1-1об.: 15 апреля Z 1854 г. Г. приставу 3 стана Сарапульскаго уезда Z Каракулинскаго приказа Z Рапорт. Z Сельский староста поч. Носачева Иван Мордвинов рапортом сего числа донес приказу, что назад тому дней десять умер крестьянин поч. Носачева Артемий Парфенов Дулесов и по церковному обряду погребен при церкви с. Новопоселеннаго. А ныне мать сего умершаго Лукия Ермилова объявила ему, что он помер от того якобы, что жена его и родная мать последней крестьянка с. Пьянаго Бора: скормили его ядом, запеченным в пирогах из картофеля, которыя привозила последняя в виде гостинца как родному зятю своему; и Ермилова об этом узнала потому, что будто бы дочь ея, девка Ирина, евши таковой пирог после Артемья, дозналась, что в нем был положен яд:
ВГВ, 1859, N...: Почти все раскольники не употребляют картофеля: Некоторые не употребляют еще свеклы и моркови:
И ради шутки (разумеется, по мне автор переборщил): Но главный всеобщий порок раскольников - разврат: Разврат раскольников не ограничивается никакими родственными отношениями:
история редактирования