Здравствуйте!
Прежде, чем мы начнём рассуждать о таком серьёзном явлении нашей кухни, коим является пельмень, следует головы чуть подготовить. И начнём мы совсем издалека, - зададимся вопросом: "Собственно, а когда появляется кухня?". Вопрос уместен потому, как мы знаем точно, что кухня сегодня у нас есть, но также точно мы знаем, что когда-то её не было. Значит, был момент, когда она появилась.
И здесь опять же совпадём в одном моменте, если спросим себя - а без чего не может быть кухни вообще? Правильно, без огня, без того источника жара, на котором мы готовим и без которого все наши рецепты ничего не стоят. И уже видится картинка, как древний кулинар добывает огонь, чтоб приготовить первое блюдо, - барбекю из мамонтятины в листьях лопуха.
Только было всё не так, - человек не добыл огонь, чтоб готовить, а начал готовить, потому, что огонь был. И здесь небольшое отступление.
Соль, вот что было главным, - без соли человек погибает. И, если живя у моря, ему было достаточно иногда делать пару глотков морской воды, чтоб восполнить её запасы, то с освоением внутренних областей, где таких морей не было, возникала проблема. А осваивать было необходимо, местных мамонтов уже истребили, а что остались начали вымирать, и ушли вглубь континента. И было им хоть бы что, - свой запас соли хитрый зверь получал из травы, ему хватало. Человек траву не ел, но очень любил мамонта, который необходимый запас соли накапливал в организме. И в результате удачной охоты, всё племя шло к месту, где стукнули мамонта по башке, или загнали в яму. И жили там, пока не доедали совсем, постепенно всё удаляясь от источника соли, - моря. Куда деваться, искали солонцы, где все звери глотали землю с повышенным содержанием соли, пока решение не пришло само, - они наткнулись на пепелище. Попробовав золу на вкус, они поняли, что нашли то, что искали, - соль. Связав в голове огонь и золу, они поняли, что достаточно иметь огонь, чтоб всегда быть с солью. А от холода вполне подходят шкуры, недостатка в которых никогда не было. Вот отсюда стала появляться кухня, - от желания быть с солью, а огонь стал удобным компактным реактором по её воспроизводству.
Поначалу древние просто натирали плоды и мясо золой, этого было достаточно, пока не заметили, что в результате нехитрой процедуры пища приобретает новый ярковыраженный вкус, дольше хранится, что было важно. Постоянно находясь у костра, добывая соль, следующий шаг - термическую обработку - сделать было уже просто. И дело было не во вкусе, а в уничтожении многочисленных паразитов, которые в изобилии присутствовали в пище. Получалось, что племя, практиковавшее термическую обработку пищи, было более здоровым и, соответственно, более успешным.
Здесь, как пример, приведу древний доживший до наших дней рецепт китайских столетних яиц, как способ сохранить продукты с использованием золы. Куриные или другие яйца обмазывают смесью золы и глины так, чтоб не проникал воздух. Есть можно через несколько месяцев. Аборигены Австралии, бушмены в Африке практикуют натирание мяса золой для длительного хранения. И если остальные не делают так, то только потому, что нашли другое решение проблемы.
Почему я начал издалека, чтоб вы примерно понимали механизм логики, которой следует пользоваться, когда мы изучаем явление. Не было в человеке ничего такого, чтоб мечтать о крембрюле или готовке на огне, его вполне устраивало сыроедение. Не давая себе труда вникнуть в природу явления, некоторые "исследователи" просто заявляют: "Им (древним людям) так хотелось", что неверно, - всегда есть причины. И здесь мы переходим ко второму этапу, касающимся нашей удмуртской кухни непосредственно.
Исследователями удмуртской кухни мы можем назвать повара Германа Ивановича Соковнина и этнографа Елену Ясоновну Трофимову. Первый собрал рецепты, добавил общепита, - профессия обязывает, - за что ему низкий наш поклон. Вторая собрала интересные факты и переписала рецепты у первого. И всё бы ничего, но она попробовала делать умозаключения. Все её перлы я подробно осветил в своей книге "Удмуртская кухня", посвятив целую главу, - а иначе нельзя, глупость разошлась по интернету простым перепостом и воспринимается уже как истина, кому-то надо поправлять.
Читая Елену Ясоновну я склонился к мысли, что удмурты это кулинарные извращенцы, вроде чукчей, которые не любят хлеб настолько, что даже его не сеют. Впрочем как и клубнику, картошку и многое другое. Одним из утверждений Елены Ясоновны будет: "Удмурты не любят жарение, поэтому жарка у них не прижилась и распространения не получила", - более точные цитаты в первоисточнике или в моей книге, там и ссылка на первоисточник. Вот и рассмотрим это "открытие" Елены Ясоновны с точки зрения повара, которым она никогда не была, - вообще, как можно писать о предмете, которого не знаешь? - бокс по переписке вещь куда более реальная, чем "знание" подобного исследователя.
Во первых, все люди братья, следовательно кулинарные пристрастия от национальности не зависят, а определяются чем-то иным. Чем именно, мы сейчас и выясним.
Во вторых...
Жарение, - один из способов термической обработки продуктов, сохраняет исходные вещества, делает их более удобоусвояемыми, обеззараживает. Применяется в основном к продуктам животного происхождения, или растительных и прочих, в которых практически не содержатся витамины, которые в процессе жарения разрушаются полностью.
Без чего не может быть жарения? Правильно, без сковородки. Можно согласиться с Еленой Ясоновной, что однажды удмурты потеряли сковородку и с тех пор не жарят, но это вряд ли. Посмотрим на сковородку, как она выглядит. Не важно, с ручкой она, или без ручки, если есть куяльник. Важно, что у неё есть бортик, причём у разных сковородок разной высоты. Почему? Правильно, чтоб жир не утёк, то есть жарить без жира невозможно (на опережение, - блины пекут, но никак не жарят). Значит, чтоб что-то пожарить, необходимо иметь жир и сковородку. Причём здесь крышка? Специальная крышка для сковородки появилась только в прошлом веке, до этого обходились без неё, и ничего.
Почему же, имея всё это: жир, саму сковородку, в Европе стали пользоваться широко жарением только с 15-го века, а у нас ещё позже? Чтоб ответить на этот вопрос, давайте пожарим кусок мяса на обычной газовой плите. Выглядеть это будет так: сначала на большом огне Вы обжариваете кусочки со всех сторон до хорошей поджаристости, затем, - вот здесь внимание! - уменьшаете огонь, и продолжаете тушить на медленном огне ещё какое-то время до готовности. Так всё дело в плите! У нас должна быть возможность быстро уменьшить жар, или переставить сковородку в такое место, где он меньше. Можем ли мы подобное сделать в печке типа русской, которая появилась у удмуртов примерно в 15-им веке? Кто знает, скажет вряд ли, очень это неудобно, с одной из сторон всегда будет подгорать, а на другой недожариваться. Вертеть будете? - Ну-ну, флаг в руки, надолго вас не хватит. Нормальное блюдо получить очень трудно, картошку разве что пожарить, так нету, - Колумб ещё деньги не собрал на открытие Америки. А из репы парёнка лучше, - поставил себе в печь с утра, к обеду уже готова, и следить не надо.
Плита на дровах как инструмент для готовки и только, а не многофункциональный аппарат в том числе и для обогрева жилища, пришла в 15 - веке в Центральную Европу, тем самым распространив жарение во многие страны. И связано это было в первую очередь именно с необходимостью кормить большое количество людей, - гостей, двор, постояльцев, пилигримов. Т.е. она появилась как инструмент нарождающегося общепита и аристократической кухни, когда в первую и единственную цель ставился вопрос готовки, но никак не обогрева. Аристократии удмурты не имели, а с ними и соответствующей кухни. Чё-то не помню я у нас пилигримов, в основном ушкуйники, так те сами всё забирали, чтоб им ещё готовить. Хорошо, если хозяевам живыми уйти удавалось. Потому плиту для супостатов удмурты так и не завели, не платили московиты, - а без денег какой бизнес? И похожая судьба была не только у удмуртской кухни. А ещё Елена Ясоновна, этнограф, - эх!
Да и сам процесс жарения у Удмуртов ещё в прошлом веке выглядел своеобразно, - обжаривалось предварительно отваренное мясо или продукты. И главным было получить "зажаристую" декстрированную корочку, которая была такой вкусной. Так, кстати, я готовлю " макароны по удмуртски с томатом".
Рецепт
Макароны по удмуртский с томатом
Отварите макароны до готовности. На сковороде на свином жиру или растительном масле разжарьте томатную пасту так, чтоб цвет жира стал насыщенно оранжевым, посолите, сложите макароны, жарить до лёгкой зажаристости.
Тонкость, - пасты должно быть достаточно много, именно она определяет вкус блюда, следите, чтоб не осталось непрожаренной пасты.
Сегодня, когда уже есть охлаждённое мясо, - пока только куриное, но я надеюсь на лучшее, - удмурты потихоньку осваивают жарение, и получается у них совсем неплохо, но это уже другая история.
В следующем посте уже про пельмени.