С утра проверяю страницу на фейсбуке. Сразу же вижу в ленте несколько <новостей> о предстоящих курсах по стоматологии. Как и каждым утром, каждый божий день.
Курсы о реставрации. Курсы о реставрации жевательных зубов. Отдельно - о реставрации фронтальных. Протезирование. Имплантаты. Протезирование на имплантатах. Фотография в стоматологии. Маркетинг в стоматологии.
Глобальный феномен. Не существует такого количества курсов ЗА ДЕНЬГИ в нейрохирургии или урологии.
Стоматолог, пожалуй, идеальный <клиент> постдипломно-образовательного бизнеса.
Но обо всем по порядку.
Что значит - СТОМАТОЛОГ?
Стоматолог (в понимании обывателя) - врач (спасибо обывателю и на этом), который лечит зубы. Небольшое поле работы, узкая специализация. Обманчивое суждение. На самом деле, без огромного багажа междисциплинарных знаний и способности этот багаж в нужный момент "распаковать", далеко не уедешь. Мы прекрасно это знаем, но не всегда осознаём. Многие выбрали путь <зуболечения>, превратив свою работу в монотонное повторение однотипных действий. Это гипнотизирует и усыпляет разум, как у работника конвейерного цеха на заводе. С одной стороны. С другой - работа становится стрессогенной, особенно если что-то идет не по плану. Это не совпадение, что среди врачей-стоматологов такой высокий риск суицида, депрессий, инфарктов и инсультов. А еще высокий уровень тревоги.
Хорошие маркетологи знают обо всем этом. Знают, как надавить, чтобы побудить стоматолога купить что-либо. Синдром неоправданных ожиданий и неудовлетворенности самим собой. Стремление к перфекционизму. Стресс, тревога и эмоциональное выгорание.
Разочаровался в себе? Снизилась самооценка? Стоматологическая наука не стоит на месте. Пора обновить знания. Записывайся на новый мастер-класс *только сегодня, только сейчас, количество мест ограниченно* и <будь в теме>.
Стало меньше пациентов? Правда думаешь, что это из-за кризиса? Просто твои пациенты ушли к другому доктору, у которого на стене много сертификатов. А Ты - отстал.
Работа стоматолога, без всяких сомнений, очень тяжела. Как морально, так и физически. Вот только пациенту это очень сложно объяснить. Люди боготворят кардиохирургов и травматологов-ортопедов, которые спасают их жизни и ставят на ноги. Бесспорно, в этом случае сложно не прочувствовать результат их труда. Но сколько пациентов из 100 получит истинный восторг, если вы покажете ему извлеченный из канала после двухчасовой работы сломанный инструмент? Перепломбируете резорцин-формалиновый зуб? Существующий стереотип стоматолог-деньги (к слову, актуальный в Европе 50 лет назад, но уж точно не сейчас) очень сложно сломать. Как дать пациенту прочувствовать все ваши старания, объяснить, что проще для вас было бы удалить зуб за ту же сумму, чем корпеть над ним 2-3 часа? Качественная работа стоматолога воспринимается как само собой разумеющееся; любые ошибки - как повод к судебному разбирательству. Эти трудности в коммуникациях с пациентами иногда приводят к чувству отчаяния.
Эволюционно сложилось так, что люди не могут существовать вне общества. Начиная с раннего детства, мы привыкли искать одобрения, похвалы и признания со стороны других1. Вначале родителей, затем сверстников и преподавателей, позже - начальников и клиентов. Кто может по достоинству оценить старания врача-стоматолога? Кто действительно ПОНИМАЕТ, чего стоит весь этот адский труд? К сожалению, только те, кто делает то же, что и Вы. Ваши коллеги-стоматологи. Даже друзья-лечебники со своими язвительными полушутками <стоматолог-не врач> еще во времена студенчества оставили отпечаток на вашей самооценке, хоть ни вы, ни они не отдают себе в этом отчет.
Маркетологи, слегка разбирающиеся в психологии, знают об этой глубинной нереализованной потребности в самовыражении:
Хочешь, чтобы мир узнал о тебе? Добро пожаловать в нашу группу на фейсбуке. Публикуй свои фото и получишь много лайков (лайк-как способ выражения похвалы/признания/комплимента, которых мы жаждим). И чем <художественнее> фото, тем больше лайков. И, кстати, мы ничего не продаем.
Никакого маркетинга, просто группа по интересам. Но если очень хочется, то у нас есть отличный набор для фотографии в стоматологии (как бы намекая: красивые фото ->больше лайков). И гладилок.
Первый закон интернет-маркетинга: "Cоздать сообщество".
Второй закон: "Cоздать потребность".
Третий закон: "Cоздать продукт и удовлетворить потребность".
Промежуточный итог.
Имеется: врач-стоматолог. Работает в большинстве случаев добросовестно. Стремится к самосовершенствованию. Немного нервный из-за растущей конкуренции и требований пациентов. Довольно успешный. Слегка уставший. Посетил несколько десятков курсов повышения квалификации. Открыл для себя что-то новое. В чем-то разочаровался. Купил набор боров от гуру. Макрообъектив и фото-аксессуары на все случаи жизни. Все реже и реже появляется на конгрессах. Перед тем, как идти, хорошо подумает о своих шансах услышать что-то новое и ненаписанное в гордо стоящих на его стоматологической полке книгах. Все меньше его привлекают курсы стандартного формата. Все больше - организованные программы с парочкой лекций, прогулкой под парусом в средиземноморье и коллективным высасыванием устриц в окружении стоматологической элиты. В принципе это и правильно. Ничему не научимся - хоть отдохнем. Сделаем селфи с очередного мастер-класса, которое почему-то все больше освещает вопрос <что мы ели, что мы пили, как мы классно потусили>, чем образовательный процесс.
копипаст.
история редактирования