ПАБЛО ПИКАССО
Иллюстрации к пьесе Фернана Кроммелинка "ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ РОГОНОСЕЦ"
Серия из 12 гравюр Пабло Пикассо 1968 года:
7 офортов, 4 офорта и акватинта, 1 офорт, акватинта и сухая игла.
В ожерелье представленных на выставке "Рапсодия страсти" работ Пабло Пикассо иллюстрации к пьесе Феранана Кроммелинка "Великолепный рогоносец" занимают особое почетное место. Они по праву относятся к шедеврам графического творчества мастера, где виртуозность линий и безупречность композиций достигают своего апогея.
Пьеса "Великолепный рогоносец" - театральная легенда ХХ века.
Ее автор - Фернан Кроммелинк (1886-1970) - крупнейший бельгийский драматург начала ХХ века. Эта комедия (в другом переводе на русский язык ;Великодушный рогоносец; ) принесла автору мировую известность. Кроммелинк построил свое произведение на развитии отвлеченного положения (в данном случае - ревности). Смелый и умный фарс Кроммелинка о сумасшедшей любви и безграничной ревности, граничащих с безумием, Пабло Пикассо доводит в своих иллюстрациях до абсурда.
Герой пьесы - Бруно - исключительная личность, "деревенский философ", сочинитель, человек, одаренный богатейшим воображением художника и поэта. Рядом с Бруно подлинная идеальная любовь - жена Стелла, которая обожает мужа и покорна ему во всем. Он тоже до безумства влюблен в свою жену, но никак не хочет поверить, что она ему верна. Ревность порабощает его душу... Согласно вздорной логике своей дикой страсти, Бруно, в тщетных поисках того, с кем она ему изменяет, заставляет Стеллу на самом деле изменять ему со всеми.
В созданном Бруно воображаемом мире нет места реальности, и он никак не может признать верность жены. Повинуясь своим воображениям, раздираемый любовью и ревностью, герой мечется в тщетных поисках измены. И самая суть ревности - "проклятое сомнение" - приводит Бруно к ужасному и абсурдному решению: Знаменитый Отелло, как известно, был доверчив, Бруно, же - не доверяет никому. Он - сам себе Яго, сам взвинчивает свою ревность и сам же распаляет свои подозрения. Бурно разглагольствует перед молчаливым писарем Эстрюго и оцепеневшей от изумления, но влюбленной в мужа и на все согласной Стеллой. Итог сумасбродства Бруно абсурден - ревнивец сам отдает свою жену всем мужчинам села и, в конце концов, теряет Стеллу.
Это необузданное, веселое, "балаганное" представление с потасовками и грубыми шуточками поднимает очень тонкую психологическую проблему - что иногда делает с людьми любовь?
Постановка в Париже в 1920 году пьесы Кроммелинка стала ярчайшим театральным событием. На русской сцене ;Великодушный рогоносец; впервые был поставлен в 1922 году знаменитым режиссером Всеволодом Мейерхольдом силами Вольной мастерской при Государственных высших театральных мастерских (ГВТМ) и вызвал яростные дискуссии и споры, эхо которых следует за этой постановкой и поныне...
Пьесу бельгийского символиста Фернана Кроммелинка можно трактовать по-разному. Например, разглядеть и размышления насчет ущербности чувственного восприятия действительности, и предчувствие горьких откровений экзистенциализма об одиночестве человека, не способного ни познать, ни предсказать окружающий мир.
В иллюстрациях "Великолепного рогоносца" Пабло Пикассо проявляется совершенно новое неожиданное и необычное прочтение всем известного произведения.
Кто-то увидит в них отголоски манифеста нового революционного искусства, которое пытались создать кубисты и сюрреалисты. А кто-то обнаружит в работах Пикассо не свойственные ему черты символистов, олицетворенные драматическими характерами, которые можно воспринимать и как живых людей и как образные обозначения понятий (в данном случае ревности). Гротеск поведения героев в пьесе Кроммелинка Пикассо довел до экстаза абсурда. Можно спорить о смещении акцентов в гравюрах гениального художника от прямого иллюстрирования текста в сторону личностного восприятия главной идеи пьесы. Ведь вся жизнь и личные отношения с женщинами у Пикассо были полны противоречий и порой даже трагизма.
Первая жена художника - Ольга Хохлова, по признанию внучки, закончила свои дни ;униженной, опозоренной и оскорбленной многочисленными изменами своего мужа, который никогда не просил у нее прощения, даже когда она лежала на смертном одре;.
Красивейшая и блистательнейшая Дора Маар умерла в нищете. Мария Тереза Вальтер повесилась в своем гараже. Последняя женщина в жизни художника, Жаклин Рок, застрелилась...
Трудно определить, насколько личностно было выражено внутреннее отношение Пикассо к теме ревности в его гравюрах к пьесе "Великолепный рогоносец". Но, безусловно другое - что эта графическая серия является одной из самых замечательных и талантливых работ великого гения ХХ века, в которой художник умело использовал разные техники для передачи образов и идей драматического произведения. Это разнообразие еще раз подчеркивает многогранность и широту таланта Пабло Пикассо, его зрелый и признанный опыт уже сложившегося мастера.
Мало кто из его современников обладал такой уникальной способностью представлять с помощью изобразительных средств жестокость и глупость в столь обнажённом виде, как и восторг всепобеждающей любви.
ПАБЛО ПИКАССО
"ПИКАССО И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ"
Серия из 16 гравюр
Серия рисунков "Пикассо и человеческая комедия" была выполнена Пабло Пикассо в Валлори (Vallauris) на юге Франции с 28 ноября 1953 по 3 февраля 1954. Город веками был известен своим гончарным производством, а прославился в XX веке благодаря пребыванию в нем Пикассо. Когда великий художник поселился здесь, то дал новый импульс развитию местного гончарного искусства и производству керамики.
В 1953 году, по воспоминаниям современников, личная жизнь Пабло Пикассо подверглась кризису. Его гражданская жена Франсуаза Жило оставила его в сентябре, за несколько недель до семидесятидвухлетия художника. Она забрала с собой их 6-летнего сына Клода и 4-летнюю дочь Палому. Эта уникальная женщина удивительным образом умела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои.
Она подарила ему двух детей и доказала, что семейная идиллия - это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности. В это же время Пикассо расстается и с Женевьевой Лэпорт.
Пикассо оказывается в одиночестве и трагических размышлениях по поводу старения и смерти. Отношения с Франсуазой всегда были наполнены огненной страстью сменяющейся мелодиями нежности и радости. Это отражалось в многочисленных портретах любимой женщины. В них четко ярко просматриваются сильные чувства, переживаемые мастером, его безудержная сила влечения. И вот эта многолетняя страсть обрывается и гаснет. Звучат аккорды, предвещающие завершение рапсодии бушующих в сердце художника эмоций.
;Прошлой зимой, в период с середины декабря по конец января 1954, Пикассо работал неутомимо над этой серией рисунков, которые входят в число лучших, чрезвычайно смелых, самых остро человеческих из всего, что он произвел в течение своей долгой и блестящей карьеры...; - так охарактеризовали современники выход в свет серии "Пикассо и Человеческая комедия". За девять недель художник создает 180 рисунков, из которых 164 были переведены в черно-белые гелиогравюры.
Самые необычные по форме и содержанию 16 рисунков были оформлены в цветные литографии. Все работы в 1954 году были выпущены специальным тиражом в знаменитом художественном издании Verve N 29/30, посвященным творчеству Пабло Пикассо. Для этого именного издания Пикассо нарисовал яркую обложку.
На выставке "Рапсодия страсти" представлены все 16 цветных литографий с рисунков Пабло Пикассо из данной серии, как своеобразное необыкновенное отражение кризиса страсти великого художника в самый переломный и сложный период его творческой и личной жизни.
Именно в этой пьесе под названием жизнь, которую художник не столько написал и нарисовал, сколько выстрадал, лучше всего можно услышать столь магическую мелодию эмоций и понять силу истинных чувств, которые двигают нами акт за актом, пока окончательно не закроется занавес судьбы.
ПАБЛО ПИКАССО
"КАЛИФОРНИЙСКИЙ АЛЬБОМ"
Представленные на выставке работы Пабло Пикассо из так называемого "Калифорнийского альбома" по праву могут быть отнесены к разряду уникальных. Они были созданы на его вилле "Калифорния" между 1 ноября и 16 декабря 1955 года. Каждый рисунок - это страница дневника жизни художника, его ассоциации и наблюдения.
Здесь и завершенные работы, и наброски, и эскизы.
В 1959-1960 годах рисунки из этого альбома были переведены в литографии и вышли в свет в том виде, как они были выполнены - именно в виде альбома.
По сути, "Калифорнийский альбом" - это сцены театра личной жизни Пикассо на уединенной вилле. Разные вариации одного и того же интерьера - мастерской художника - скорее напоминают декорации из спектакля, где смена предметов отражает изменение настроения или новый поворот в сценарии, по которому живет Пикассо.
Иногда на гравюрах появляется сам художник, и тогда становится понятным, что это не замершие декорации, а именно действие, разворачивающиеся перед глазами зрителей. На каких-то рисунках лишь предметы, наполняющие сцену. Но они тоже много говорят о том, что происходит в этом спектакле, придуманном и переживаемом Пикассо.
Среди работ "Калифорнийского альбома" особое место занимают рисунки женщины в восточной одежде в различных вариациях. Это неслучайно. В это время в жизнь Пикассо вошла новая муза, которой суждено было стать последней возлюбленной маэстро. Их знакомство состоялось в 1953 году. В то время Пикассо увлекся керамикой и
стал посещать мастерские Мадура (Madoura Pottery). Именно там его впервые увидела Жаклин Рок, женщина, которая не просто полюбила Пикассо, а превратила его в свою религию и исповедь.
Пикассо обрел новый мощный источник вдохновения. В 1961 году, прожив несколько лет вместе, 79-летний Пабло Пикассо женился на Жаклин Рок. Ей исполнилось тогда 34 года. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме нее.
Именно ей, последней возлюбленной, посвящено наибольшее количество картин Пикассо. Они интересны еще и тем, что написаны в разных техниках, поскольку созданы в поздний период, когда мастер, словно ставя под сомнение правильность пройденного пути, пробовал писать, повторяя стиль многих великих живописцев.
Но эти картины - не простое подражание, достойное, по мнению Пикассо, лишь воров. Каждая из поздних картин Пикассо - это шедевр, в котором угадывается его гений. Нет никаких сомнений в том, что источником сил и энергии для удивительной работоспособности стареющего художника стала его молодая жена. Подчеркивая покорность Жаклин, Пикассо часто изображал ее в окружении восточного колорита (например, знаменитая картина "Жаклин в турецком костюме", 1955 год). Рисунки "Женщина в восточной одежде" из "Калифорнийского альбома" - это по сути преддверие всего того большого цикла портретов возлюбленной Пикассо, которые он будет творить все оставшееся до смерти время. Они - первые наброски завершающих сцен любви из пьесы его жизни, написанной и нарисованной им. А в этой самой главной и самой сложной пьесе Пабло Пикассо был не только автором и художником, но и главным героем, главным режиссером и главным постановщиком.
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Иллюстрации к пьесам Маркиза де Сада "ТАНКРЕД", "НЕСЧАСТЬЕ В ОШИБКЕ", "БЛИЗНЕЦЫ ИЛИ ТРУДНЫЙ ВЫБОР"
Серия из 25 цветных гравюр 1969 года.
Иллюстрируя три пьесы французского писателя и мыслителя конца XVIII - начала XIX веков Маркиза де Сада "Танкред", "Несчастье в ошибке" и "Близнецы или трудный выбор", Сальвадор Дали создает свою рапсодию из 25 литографий, где страсти, эмоции, чувства героев проявляются как бы на сцене. Часть графических листов выполнена Дали в виде сценических декораций. Для этой серии характерно активное использование цветовых контрастов, ярко раскрывающих детали "любовных преступлений" и душевных мук как Маркиза де Сада, так и героев его пьес.
Французский писатель и мыслитель Маркиз де Сад (1740-1814 годы) предвосхитил интерес западной культуры XX века к эротике и сексуальности, показав в своих книгах значение эротического и сексуального инстинкта и зафиксировав различные формы их проявления.
Тем самым он наметил проблематику сексуальной стихии в творчестве Г.Аполлинера, С.Дали, П.Элюара, А.Арго, Л.Бунюэля, Э.Фрейда, Э.Фромма, И.Бергмана, Ф.Феллини, Ю.Мисима, Г.Маркузе, А.Камю и других.
Л.Бунюэль испытал огромное влияние произведений Сада, о чем подробно писал в своих воспоминаниях ("Бунюэль о Бунюэле"). Г.Аполлинер, открывший де Сада, высказался о нем, как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о де Саде было подхвачено сюрреалистами. Ему отдали дань А.Бретон, нашедший у него "волю к моральному и социальному освобождению", П.Элюар, посвятивший восторженные статьи "апостолу самой абсолютной свободы", С.Дали, придающий, по его собственным словам, "в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком".
В книгах де Сада сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить. Де Сад стал для них символом протеста против ханжеской морали и был привлечен на службу "сюрреалистической революции". В действительности Маркиз де Сад хотел того, чего не может дать простая перестройка, чего нельзя добиться изменением материальных и относительных условий. Он хотел "постоянного восстания духа", интимной революции, революции внутренней.
Идеи и мысли одного из самых проницательных и пугающих умов Франции - Маркиза де Сада - Сальвадор Дали глубоко осмыслил и трансформировал в своем творчестве. Он читал и вновь перечитывал книги де Сада, вел с ним в своих картинах своеобразный диалог. Многие из картин Дали с характерным для него стремлением,
свойственным и де Саду, рационалистически упорядочить не подлежащий упорядочению мир неконтролируемых, иррациональных, подсознательных порывов души, содержат садический элемент ("Осенний каннибализм", "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения", "Содомское самоудовлетворение невинной девы"). И это - отражение расцвета сюрреализма.
Секс в культуре XX века стал иным, он подвергся глубоким новым изменениям. Освобождение Эроса, по мнению Г.Маркузе, привело к освобождению человечества, а сексуальная близость облагородилась любовью. Поэтому культура должна пройти через проблематику де Сада, вербализировать эротическую стихию, определить логику сексуальных фантазий.
Сальвадор Дали умело, со свойственной ему гениальностью, изобразил в рисунках гармонию и дисгармонию противоречий чувственных человеческих отношений, проникнутых страстью, сексом и любовью. Метаморфозы музыки эмоций, переполняющих человеческое существо, превратились в рапсодию образов и красок. Сюрреализм Дали выплеснул эти страстные порывы на бумагу и предоставил нам возможность окунуться в море сюжета пьес. Мир грез обрел видимый образ, а образ растворился в полутонах фантазий. Такова эпическая драматургия песни страсти в исполнении Дали.
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Иллюстрации к рассказам Джакомо Казановы.
Серия из 14 цветных гравюр 1967 года.
Познакомившись с творчеством Фрейда, испытывая странное влечение к женщинам, Сальвадор Дали заинтересовался рассказами Джакомо Казановы.
Заинтригованный личностью автора, художник подготовил иллюстрации, которые словно высвободили то запретное, о чем читатели могли лишь догадываться. У самого Дали в его книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим" есть даже признание о некой глубинной связи с известным авантюристом Казановой.
Художник писал: "Думаю, мои читатели вовсе не помнят или помнят очень смутно о важнейшем сроке своего бытия, проходящем в материнском лоне и предшествующем появлению на свет. Мне же он помнится так отчетливо, как вчерашний день. Вот почему я начну с самого начала - с ясных и уникальных воспоминаний о своей внутриутробной жизни. Без сомнения, это будут первые мемуары такого рода в мировой литературе. Уверен, что пробужу в читателях подобные же воспоминания или, по меньшей мере, помогу им вычленить из потока сознания первые неопределенные и невыразимые впечатления, образы состояния души и тела, воплощенные еще до рождения в некое предчувствие своей судьбы. Советую так-же обратиться к сенсационной книге доктора Отто Ранка "Травма рождения", весьма познавательной в научном плане. Мои собственные внутриутробные воспоминания, ясные и подробные, полностью подтверждают тезис доктора Ранка об этом периоде, как об утраченном рае". (Глава о внутриутробной памяти есть также в "Мемуарах" Казановы).
Жизнь Казановы противоречива и разноцветна так же, как и жизнь Дали. Оба были склонны к мистике. Оба испытывали страсть и имели обостренное чувство эстетизма. Оба были, бесспорно, талантливы и эпатажны.
Эротика Дали и эротика Казановы различны, но в них есть нечто неуловимо общее и по сути захватывающее зрителя и читателя. И если Казанова попытался написать свою рапсодию страсти словом и смысловым образом, то Дали сделал это многоцветием красок и сюрреалистическими образами ощущений художника.
"Самая большая мечта моей жизни, чтобы обо мне постоянно говорили. В крайнем случае - хорошее" - напишет в свое время Сальвадор Дали. Эта мысль была не только сформулирована гениальным художником, но и воплощена всей его жизнью. Именно к такому сорту людей принадлежал и Казанова. И оба они встретились. Но не в жизни, а в творчестве. Казанова пришел к Сальвадору Дали через свои литературные новеллы, а Сальвадор Дали принял его через свои графические произведения. В итоги две рапсодии страсти с одной темой слились в масштабную симфонию человеческих чувств, эротики и переживаний.
Сальвадор Дали со свойственной ему гениальностью в своих иллюстрациях сумел не только отразить содержание литературных записок Казановы, но - главное - создать новую интерпретацию мемуаров. Он наполнил их сюрреалистическими образами и сумел показать скрытые от поверхностного восприятия метаморфозы интимных сторон жизни и бытия в красках необыкновенного жизненного сюжета, соединения вымысла и реальности.
история редактирования