quote:
Здравствуйте. понимаю, что Вам сейчас некогда, но может быть дадите хотя бы общие рекомендации или напишите в ПМ к кому из коллег можно обратиться. Сыну 6 лет. Всегда был очень активным, довольно эмоциональным мальчиком, но в последние полгода стал просто невыносим. Причем чем дальше, тем хуже. В садике воспитательница постоянно жалуется: не слушается, кричит, дерется,с участка убегает с другими ребятами, в тихий час она сидит около него, чтобы он всю группу не поднял на уши. При том он понимает как можно делать, как нельзя, где можно баловаться, а где нужно вести себя хорошо, но на деле этих разграничений у него нет.и еще у ребенка все время виноваты все, кроме него. и дома так же. Т.е. если он стукнулся об стол, он кричит зачем вы поставили этот стол сюда, если он проиграл в настольную игру, он кричит, вы специально так сделали. да и вообще, он очень остро реагирует на все. у него истерики на малейший запрет, проигрыш или любое действие, что не по его. и это беспокоит меня сейчас больше всего. чуть что не так, он начинает дико орать, визжать,истерить, колотить по двери или подушке. я стараюсь спокойно реагировать на эти истерики, просто отправляю его в комнату чтобы он там в пустоту что называется поорал и успокоился. и в общем то это помогает. минут через 7-10 он сам собой успокаивается и либо увлекается игрушками, либо выходит и предлагает чем нибудь заняться. я конечно читала про кризисы 3 лет, 6 лет. но раньше у нас такого не было и сейчас такая реакция меня пугает.
и еще, в сентябре у нас появился второй ребенок и знакомые и воспитательница связывают такое поведение ребенка именно с появление сестренки. но я такой взаимосвязи не вижу. началось у него это раньше, чем родилась дочка. да и вниманием старший ребенок не обделен. сестренку тоже любит, играет с ней.
ждать когда само продет или куда бежать- к психологу, может к неврологу на консультацию? может попить из успокоительных чего нибудь надо?
Здравствуйте.
Для начала сводите ребенка к неврологу на предмет диагностики СДВГ (синдром двигательной гиперактивности) и эпиактивности. Нужно исключить эти проблемы . Если врач назначит медикаментозное лечение, не отказывайтесь. Дело в том, что в данном возрасте симптомы СДВГ и другие проблемы с нервной системой усугубляются из-за того, что нагрузка растет - подготовка к школе, уроки, новые сверстники, учителя, рождение симблинга - тоже новые условия, к которым ребенку нужно приспосабливаться; в общем, для адаптации ребенку нужно много здоровья и иногда происходят сбои в организме - кризисы.
<В садике воспитательница постоянно жалуется: не слушается, кричит, дерется,с участка убегает с другими ребятами, в тихий час она сидит около него, чтобы он всю группу не поднял на уши. При том он понимает как можно делать, как нельзя, где можно баловаться, а где нужно вести себя хорошо, но на деле этих разграничений у него нет> - Это все про СДВГ.
<Дико орать, колотить>, особенно если присутствует ночной энурез, сноговорение, снохождение - нужно делать ЭЭГ ночное, чтобы исключить эпиактивность.
По поводу, что <у ребенка все время виноваты все, кроме него>, нужно фокусироваться не на том, что ребенок сам виноват, а на его потребности, которая в тот момент уязвлена. Например, стукнулся об стол и виноватит всех, но на самом деле ребенок в тот момент сердится, т. к. нарушена его безопасность и он испытывает боль, и обвинив окружающих, успокаивается. Здесь не нужно ему доказывать, кто виноват, тем самым усиливая его регидность и закрепляя такой способ успокаиваться, а нужно сказать вслух об его чувствах и ощущениях: <Тебе больно попало, ты такой сердитый сейчас, давай поглажу>. После проигрыша, когда успокоится, можно обговорить, как лучше играть, на что внимание обращать, чтоб выиграть в следующий раз. Перед новой игрой (в следующий раз) с ребенком нужно предварительно договориться о новых моделях поведения, иногда их отсутствие мешает ребенку верно реагировать. <Сын, правила такие: если я проигрываю, я жму тебе руку и поздравляю тебя, а ты меня успокаиваешь, слышь, мам, в следующий раз повезет; если ты проигрываешь, то ты мне жмешь руку и хвалишь меня, а я тебя поддерживаю>. Дайте ему выиграть, побыть в роли утешающего и выигравшего. Затем можете дозировано давать ему проигрывать (т. е. не постоянно он должен проигрывать) и тогда его реакция на проигрыш тоже станет не так интенсивна, дозирована - не злость, а просто досада.
По поводу истерик, Вы мама - молодец, мудрая! Все верно делаете. Но с таким ребенком нельзя допускать отсутствие режима, т. к. истерики чаще всего случаются из-за переутомления ребенка. Иногда ребенок не может словами выразить чувства. Тренируйтесь. Заведите баночку с шариками. Скажите: <Если ты чем-то недоволен, скажи словами и положи сюда один шарик>. И сами так делайте. Самоконтроль будите таким образом формировать у ребенка.
Заведите еще одну небольшую баночку, отмечайте его хорошие дела и складывайте туда пуговочки, пока не наполнится, маме помог, зубы вовремя почистил... Когда наполнится баночка - приз. Самоуважение будет расти, а не пропадать из-за истерик и проблем в саду. Пусть сам напоминает о хороших делах, не только Вы, это будет развивать его самонаблюдение.
Рассмотрите, чтобы требования воспитателей совпадали с Вашими. Разговоры втроем: воспитатель, ребенок, родитель тоже эффективны (если правильно выбрать алгоритм бесед). Например, Вы: <Воспитательница расстроилась из-за того, что ты, убегая, мог попасть в беду, по машину, я расстроена, да и тебе сейчас неприятно, что так вышло.> Ребенкины чувства выяснить: может ему скучно стало, или захотелось привлечь внимание...вот и побежал. Предложить модель поведения: становится скучно, не нужно убегать, нужно поиграть в прятки на участке, придумать свою игру, чтобы произвести впечатление на других. Тогда мама будет радоваться и воспитатель скажет спасибо за новую игру... Предупредить о наказании, если случится еще подобное. И обязательно его примените. (Это, конечно, если воспитатели у Вас адекватные).
Насчет тихого часа, попробуйте с воспитателем ему объяснить, что он может и не спать, но правила в саду такие, что в тихий час он должен лежать в кроватке и тихо. Подумайте, как Вы его укладываете, может прикосновение воспитателя поможет успокоиться или личная вещь мамы, взятая в кровать. Сообщите ребенку, как Вы будете и воспитатель радоваться, если у него получится не мешать спать другим. Если у него получится, наградите его его как-нибудь. Не предупреждая, чтобы не создавать торг. Обычно дети от скуки засыпают в таких случаях. Протест на слово спать ослабевает.
Заведите животное. У ребенка появится ответственность (следить за тем, чтобы убирал, кормил), животное его будет успокаивать во время кризиса. Меньше будет времени скандалить.
Все эти методы работают, если ребенок интеллектуально не отстает от своего возраста.
Обязательно посетите психотерапевта. Напишу в пм
история редактирования