https://izhevsk.ru/forummessage/164/1844613-2.html Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ижевск Дело N А71-11496/2011
21 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шишкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения <Городское жилищное управление - Управ-
ляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска>,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав по-
требителей и благополучия человека по Удмуртской Республике,
г.Ижевск,
об оспаривании постановления о привлечении к административной
ответственности,
заинтересованное лицо - Прокурор Ленинского района г.Ижевска,
при участии в заседании представителя заявителя - Черепановой Ю.И. по
доверенности от 29.09.2011, представителя ответчика - Светлаковой О.Л.
по доверенности от 22.08.11, представителя прокурора - Ведерникова Е.В.
по удостоверению N 092226,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Муниципальное учреждение <ГЖУ - Управляющая ком-
пания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска> обратился в Ар-
битражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании неза-
конным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Уд-
муртской Республике от 21.09.2011 N 1120, которым заявитель привле-
чен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7
Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что он про-
извел корректировку платы за коммунальные услуги собственникам и на-
нимателям многоквартирного дома (МКД) по ул. пос. Машиностроителей,
112 на момент перехода дома во вновь избранную управляющую органи-
зацию по коммунальным услугам за 2007 год. Корректировку размера пла-
2
ты по коммунальным услугам по ли- цевым счетам нанимателям и собст-
венникам МКД производит МАУ <РИЦ>. При этом, срок проведения кор-
ректировки, как предусмотрено п. 19 Правил предоставления коммуналь-
ных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства N 307 от
23.05.2006, заявителем соблюден не был, однако это не нарушает прав и
интересов граждан, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
Само по себе выставление квитанций (счетов) гражданам на оплату ком-
мунальных услуг, прав (интересов) жителей данного дома нарушить не
может. Выставление квитанций (счетов) гражданам на оплату коммуналь-
ных услуг - это лишь предложение заплатить, а не возложение безусловной
обязанности по оплате. При выставлении счет-квитанций гражданам на
оплату коммунальных услуг МУ <ГЖУ - Управляющая компания в жи-
лищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска> не произвело обсчет жителей,
как указывает административный орган, так как доказательств того , что
суммы корректировки предъявлены неверно, не представлено. Не пред-
ставлены также доказательства того, что с жителей МКД по ул. пос. Ма-
шиностроителей, 112 заявителем собрано больше денежных средств, чем
предусмотрено нормами законодательства.
Административный орган заявленное требование не признал по осно-
ваниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель прокурора поддержал доводы ответчика.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Ленинского района
г.Ижевска проведена проверка в отношении МУ <Городское жилищное
управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве
г.Ижевска> по обращению уполномоченного представителя дома 112, пос.
Машиностроителей, г. Ижевска Максимова В.В. о нарушении законод а-
тельства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено, что между собственниками жилого д о-
ма N 112 пос. Машиностроителей и МУ <ГЖУ - Управляющая компания в
жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска> заключен договор управ-
ления N 231/1.1 от 15 февраля 2006 года. В соответствии с п. 2.1.4 догово-
ра управляющая компания обязуется организовать прием платежей за
коммунальные услуги, организацию начисления оплаты за коммунальные
услуги, а также организовывать начисление субсидий и льгот по оплате
услуг за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг в
соответствии с действующим законодательством.
МУ <ГЖУ - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хо-
зяйстве г.Ижевска> предъявило счета-квитанции на оплату жилищно-
коммунальных услуг жителям дома 112 пос. Машиностроителей г. Ижев-
ска, за июнь 2011 года, в которых указана сумма корректировки платы за
коммунальные услуги в размере 194434,84 руб., в том числе плата за горя-
чее водоснабжение за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в размере 51489,47
руб., сумма корректировки платы за отопление за период с 01.01.2007 по
31.12.2007 в размере 18584,87 руб., сумма корректировки платы за холо д-
ное водоснабжение с 01.01.2007 по 31.12.2009 в размере 112185,39 руб. и
3
сумма корректировки платы за водо- отведение за период с 01.01.2007 по
31.12.2007 в размере 12175,84 руб.
В связи с тем, что предъявление корректировки за 2007 ход законода-
тельством не предусмотрено, направлено на введение потребителей в за-
блуждение относительно фактической стоимости услуг, Прокуратурой Ле-
нинского района г.Ижевска 23.08.2011 вынесено постановление о возбуж-
дении дела об административном правонарушении, предусмотренном ста-
тей 14.7 КоАП РФ <Обман потребителей>. Материалы проверки пер еданы
в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, к подведом-
ственности которого относится рассмотрение дел об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.7 КоАП РФ.
21 сентября 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской
Республике вынесено постановление N 1120, в соответствии с которым
МУ <Городское жилищное управление - Управляющая компания в жи-
лищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска> привлечено к административ-
ной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ <Обман потребителей> с на-
ложением штрафа в сумме 12000 руб.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд
пришел к следующим выводам.
В силу статьи 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушени-
ях обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относ и-
тельно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или
иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных ч а-
стью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих
реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги на-
селению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивид у-
альных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами,
работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух
тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч руб-
лей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
По правилам ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммуналь-
ные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение,
водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в том числе
электроэнергии мест общего пользования. Размер платы за коммунальные
услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам,
установленным органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном
федеральным законом.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер
платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потреб-
ленных коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов уч е-
та, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммуналь-
ных услуг.
4
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, ут-
вержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ус-
тановлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, уста-
новленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном
законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является управляющая организация, то
расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение ис-
полнителем электрической энергии, газа осуществляются по тарифам, ис-
пользуемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражд а-
нами (Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.2005N 184-ФЗ
<О внесении изменений в Федеральный закон <Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса> и иные законодательные
акты> ).
В пункте 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных
(общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета
размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложе-
ния N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год коррек-
тировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта
1 приложения N 2 к Правилам;
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,
водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пунк-
та 1 приложения N 2 к Правилам, если иное не установлено договором, по-
требитель считается временно проживающим в жилом помещении в тече-
ние периода, продолжительность и день начала которого указаны потреби-
телем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на
временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рас-
считывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом ис-
полнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено догово-
ром - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные ус-
луги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с пунктом 37 Правил плата за коммунальные услуги
вносится на основании платежных документов, представляемых исполни-
телем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за
который производится оплата. Пункт 38 Правил определяет, что в платеж-
ном документе указываются в том числе: указание на оплачиваемый месяц,
наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен)
на коммунальные услуги, единицы измерения объемов (количества) ко м-
мунальных ресурсов или отведенных сточных вод. При отсутствии коллек-
тивных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета -
указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммуналь-
ных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан,
зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения,
5
горячего водоснабжения, водоотве- дения, электроснабжения и газо-
снабжения).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что
МУ <Городское жилищное управление - Управляющая компания в жи-
лищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска> предъявило счета-квитанции
на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям дома 112 пос. Машино-
строителей г.Ижевска, за июнь 2011 года, в которых указана сумма кор-
ректировки платы за коммунальные услуги в размере 194434,84 руб. (кор-
ректировка платы за горячее водоснабжение за период с 01.01.2007 по
31.12.2007, корректировка платы за отопление за период с 01.01.2007 по
31.12.2007, корректировка платы за холодное водоснабжение с 01.01.2007
по 31.12.2009 и корректировка платы за водоотведение за период с
01.01.2007 по 31.12.2007).
Предъявление корректировки за 2007 год противоречит пункту 19
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которо-
му корректировка размера платы за коммунальные услуги производится 1
раз в квартал, а если это предусмотрено догово ром - 1 раз в год, из чего
следует, что корректировка платы за 2007 год могла быть произведена зая-
вителем в конце 2007 или начале 2008 года, но не в 2011 году.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных пр а-
вонарушениях административным правонарушением признаетс я противо-
правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического
лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена админи-
стративная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении администра-
тивного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась во з-
можность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых насто я-
щим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмо т-
рена административная ответственность, но данным лицом не были приня-
ты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельст-
вующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюд е-
ния жилищного законодательства и правил предоставления коммунальных
услуг гражданам. Также не содержат материалы дела и доказательств, сви-
детельствующих о том, какие меры были предприняты заявителем для с о-
блюдения указанных норм.
Таким образом, наличие в действиях МУ <Городское жилищное
управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве
г.Ижевска> состава административного правонарушения, предусмотренно-
го статьей 14.7 КоАП РФ является доказанным.
За допущенное нарушение МУ <Городское жилищное управление -
Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска>
обоснованно привлечено к административной ответственности по статье
6
14.7 КоАП РФ. Штраф назначен зая- вителю в пределах санкции статьи
14.7 КоАП РФ в сумме 12000 руб.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной
ответственности при рассмотрении дела не установлено, в том числе, по-
становление о возбуждении дела об административном правонарушении
вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, но при наличии
доказательств его извещения о месте и времени составления постановле-
ния; дело об административном правонарушении рассмотрено при нали-
чии доказательств уведомления привлекаемого к ответственности лица о
месте и времени рассмотрения дела, в присутствии представителя заявите-
ля.
Постановление принято ответчиком в пределах его полномочий, пр е-
дусмотренных статьей частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ. Оспариваемое по-
становление вынесено в пределах срока давности привлечения к админи-
стративной ответственности.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о
признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рас-
смотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его
принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для пр и-
влечения к административной ответственности или применения конкретной
меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или
должностным лицом с превышением их полномочий.
Указанных в названной норме обстоятельств при рассмотрении дела
судом не установлено, следовательно, оснований для признания незакон-
ным и отмены оспариваемого постановления ответчика не имеется.
Доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленного требова-
ния, отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с материалами дела дом 112 в пос. Машиностроителей
г. Ижевска находился в управлении МУ <Городское жилищное управление
- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска>
до 01.07.2011г. Спорные счета-квитанции заявителем предъявлены потре-
бителям за июнь 2011г., т.е. за период управления заявителя.
Предъявленные потребителям спорные квитанции за июнь 2011 года
по оформлению ничем не отличаются от обычных предъявляемых потр е-
бителям ранее счетов-квитанций. Корректировка за 2007 года в них указа-
на общей суммой вместе с корректировками за 2008-2009 годы, наряду с
другими коммунальными услугами.
На обороте счетов-квитанций содержится информация, что корректи-
ровка произведена в соответствии с требованиями Правил пр едоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Прави-
тельства РФ от 23.05.2006 N 307. При этом указывается, что в случае не
оплаты указанной задолженности будут начисляться пени, и МУ <Город-
ское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-
коммунальном хозяйстве г.Ижевска> вынуждено обратиться в суд с воз-
ложением на должника судебных расходов.
7
При данных обстоятельствах, имея указанную выше счет-
квитанцию, потребитель лишен возможности установить, какие суммы он
обязан оплатить в соответствии с требованиями Правил, а какие суммы он
оплачивать не обязан, т.к. Правила указанные расходы не предусматрив а-
ют. Утверждение МУ <Городское жилищное управление - Управляющая
компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска>, что спорные
счета - квитанции не нарушают прав граждан, а всего лишь содержат пред-
ложение добровольной оплаты не соответствует действительности.
Административным органом обоснованно действия заявителя квали-
фицированы как обсчет (или иной обман) потребителя. Потребитель в силу
положений жилищного законодательства должен оплатить услуги по уста-
новленной цене (тарифам), а исполнитель оказать эти услуги в соответс т-
вии с действующими стандартами. Взимание корректировки за 2007 год
законодательством не предусмотрено. Вместе с тем, заявитель предъявил
указанные суммы потребителям к оплате наряду с другими платежами, что
является неправомерным.
Действия заявителя направлены на введение потребителей в заблуж-
дение относительно сроков проведения корректировок за коммунальные
услуги и возможности их предъявления, призваны побудить потребителей
оплатить указанные суммы.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств того, что МУ <Город-
ское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-
коммунальном хозяйстве г.Ижевска> собрало больше денежных средств,
чем предусмотрено нормами законодательства, отклоняется, так как состав
правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 КоАП РФ является фо р-
мальным и не связывает привлечение к ответственности по указанно й ста-
тье с наступлением неблагоприятных последствий, причинением матери-
ального ущерба потребителям.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административ-
ном правонарушении государственной пошлиной, согласно ст. 208 АПК
РФ, не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и о т-
мене постановления Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Рес-
публике от 21.09.2011 N 1120 о привлечении Муниципального учрежд е-
ния <Городское жилищное управление - управляющая компания в жи-
лищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска> к административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса РФ об админи-
стративных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства
в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со
дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд
Удмуртской Республики.
история редактирования