Челябинская обл.
Р-н г. Аша
Основан в 1898 как посёлок в связи со строительством чугуноплавильного завода при станции Аша, названной по р. Аша (правый приток Сима). Из ряда предлагаемых этимологий гидронима наиболее реалистичная связывает его с наименованием рода ас, ассы, аша башкирского племени катай.
1. Киселевская пещ. ( Длина 1260 м. глубина 37 м.)
2. Пещ. Плутония (Длина 236 м. глубина 4 м.)
3. Пещ. Снежинка (Длина 72 м. глубина 27м.)
4. Старошолошовский лагерь военнопленных.
5. Мясниковский лагерь военнопленных (установлен памятник)
Р-н г. Миньяр
Основан 1784 как поселок купцами Твердышевым и Мясниковым при чугуноплавильном заводе.
1. Родник Пятиминутка (течет около пяти минут, затем примерно столько же отдыхает)
2. Щебеночный з-д
3. Никольский мост
По выходу железной дороги из города Миньяра на восток находиться единственный в своем роде на Южном Урале памятник индустриального наследия - железнодорожный мост через реку Сим - первый в СССР арочный бетонный мост. Построен в комплексе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги в 6 километрах к востоку от Миньяра. Представляет собой двухарочную ажурную конструкцию, одна из которых нависает над рекой, а вторая - над шоссейной дорогой Миньяр - Сим. Автор - профессор Н.А. Белелюбский. Построен мост за короткий срок - 1929-30 годы женщиной - мостостроителем. Никольский каменный мост вошёл в строй в 1931 году, с открытием второго железнодорожного пути. Отлично вписан в природный пейзаж. Облицованные диким камнем арки восхищают своим изяществом. Мягкие очертания лесистых гор, зеркальная гладь реки и каменная вязь моста- всё слилось воедино. Кажется, что прикоснулись здесь нежные женские руки и чуткая душа. Проезжаем из Миньяра по новому Мезенцеву мосту. Слева на пригорке, где стоят первые садовые домики, когда-то стояли два барака, где жили строители Никольского моста. В бараках-казармах жили местные рабочие мужики, камнетесы из Ерала и Миасса, по 100 человек в казарме. Здесь же была пекарня и лавка. В лавке можно было купить махорку, лапти, соль, крупу. И железную дорогу и Никольский мост строили вручную. Камень возили на лошадях грабарками (специальными деревянными корытами). Часто вместе со взрослыми можно было увидеть и подростков. Одна из участниц строительства каменного Никольского моста Елена Колтуненко вспоминала: <На железной дороге я работала с 14 лет. В 1929 году была на строительстве моста. Когда пускали каменный мост, начальница - инженер строитель моста, встала под мост, а сверху по нему толкали платформы с песком>. Другой строитель моста Петр Быков рассказывал: <Мне было тогда 18 лет, когда мы с отцом из Ерала приехали на строительство моста. На двух лошадях возили гравий и камень к мосту. Платили по одному рублю за коробку гравия. Жили в деревянных бараках у моста. >
4. Никольская пещера (Длина 67 м.)
5. д. Биянка (участок с выходами окаменелого дерева)
Р-н г. Сим
Основан в 1759 г. как заводской поселок при чугуноплавильном заводе.
Р-н. дер. Серпиевка
Основана в середине 18 века, переселенцами Серпиевского уезда Калужской губернии.
1. Серпиевский пещерный р-н. более 40 пещер. Пещ Игнатьевская (Длина 590 м.) рисунки людей каменного века.
2. Участок реки Сим где она течет под землей и вытекает из пещ. Эсюмская (Длина 215 м.)
3. Пещ. Аленушка (Длина 108 м.)
4. Пещ. Змейка (Длина 91 м.)
5. Дырявая скала еще с рядом пещер.
Р-н ст. Уржумка
1. Александровская сопка
Природный комплекс находится в окрестностях Злато+уста, у станции Уржумка, на южной оконечности Уральско+го хребта. Ложбина-перевал разделяет его в этом месте на
северную часть-Уральский хребет и южную - Уралтау, который тянется на многие сотни к югу, переходя в Мугоджары.
Александровская сопка (869 м) - южная, наивысшая точка Уральского хребта. Ее вершина сложена из огромных глыб, каменные <реки> <текут> по всем ее склонам. На вер+шине и далее по хребту на север встречаются причудливые останцы. Сопка именуется в честь Александра II (тогда наследника престола), поднявшегося на нее во время вояжа по Уралу в 1837 году.
На склоне сопки - своеобразный памятник отечествен+ного радио. Здесь в 1909 году была построена одна из пер+вых в России <континентальных> радиостанций. Она стояла на трансконтинентальной линии радиосвязи Париж - Се+верная Америка. Всего в России были построены три таких радиостанции.
В кратчайший срок на склоне сопки вырос целый горо+док. Радио сооружения по тем временам были уникальны. Достаточно сказать, что высота радиомачты достигала 80 метров. При хорошей погоде с нее можно было видеть даже Екатеринбург. Радиостанция не смогла действовать нормально из-за поглощения электромагнитных волн желез+ными рудами соседних гор. Остатки ее сохранились до сих пор.
2. Столб <Европа - Азия> можно назвать и памятником строителям железной дороги. Он сложен их руками при прокладке магистрали в начале 90-х годов прошлого века из тесаных гранитных блоков, которые использовались на обкладку мостов и станционных зданий. Это и памятник талантливому русскому инженеру и писателю Н. Г. Гарину-Михайловскому, который занимался проектированием и руководил прокладкой трассы через Уральские горы.