Хотела бы ответить сразу на несколько вопросов, какие увидела. Сразу говорю, что большинство ответов на них я получила в свое время от своих учителей.
Если ребенку не исполняется 7 лет на момент поступления в 1 класс, то формально вроде есть повод ему отказать. Если вы хотите для себя решить как правильно, то надо смотреть уровень самого ребенка. Если он высокий, и однозначно нужен лицей, то лучше идти на следующий год. Не торопиться. Если же сомневаетесь в уровне или в том, что надо в лицей, тогда можно попробовать и в этот год поступить. Тут еще есть нюанс: как ребенок сможет приспособиться к новым условиям, то есть все достаточно индивидуально.
В 1 класс лучше идти "на учителя". То есть, если вы пообщались с учителем, и если хорошо проинформированы о том, как она ведет себя с детьми, и сомнений нет - ведите к ней. Если сомнения есть - то тут уже надо смотреть, какие сомнения, и какие могут быть последствия. Но и тут есть нюанс - из других школ берут все лицеи, и есть учителя, что относятся к этому хорошо, а есть те, что говорят про ребенка "не наш", подразумевая сразу, что уровень подготовки такого ребенка слабее. И что уровень связей у него в этом учебном заведении не тот.
С другой стороны, если не уверены, что нужно пойти именно к этому учителю, а есть хороший на примете, но не в этой школе, лучше идти к хорошему. А потом пробовать в лицей, если такие планы есть.
Что касается переходов. Дети из других школ, хоть и не имеют, возможно, такого уровня, что хотелось бы педагогам, все равно часто хорошо приживаются. Дети, изначально поступившие в 1 класс тоже уходят по самым разным причинам.
Что касается всей системы. Само образование - сфера инертная. В ней все изменения проходят очень медленно, и результат нововведений не так очевиден, и будет виден со временем.
Но сам по себе этот факт можно использовать по разному в разной ситуации. Вот в лицеях, часто получив хороший результат, боятся его потерять, менять что-то. И кадровая проблема, насущная для всей системы образования, здесь иногда принимает серьезные формы. Иногда встречаются тяжелые ситуации, в результате которых дети, мягко говоря, не выигрывают.
Что касается нашей конкретной ситуации, то, как я уже писала, учитель начальной школы - ничего кроме хорошего сказать не могу. Но она уже не работает.
В средней школе классный руководитель был не по профилю класса, к сожалению. Учителя по предметам в общем и целом - хорошо. Есть такие, что вообще супер, есть просто лишь бы лишний раз не беспокоили. Все люди разные, и к кому ваш ребенок попадет - это пока еще неизвестно.
В старших классах пока еще не совсем ясно. Есть какая-то все-таки серьезная системная проблема, затрагивающая все уровни и сферы. И есть даже правильные мысли, но так как нет административного опыта работы в школе, то пока озвучить свои мысли не тороплюсь. Остается пожелать только, чтобы у вас все сложилось!