Предлагаю полюбоваться июньской красотой севера Кольского полуострова. Всё нижеописанное будет личным впечатлением от пяти дней пребывания в этом суровом и историческом крае.. К большому сожалению, ни фотографии, ни описание не способны передать всего великолепия и необычайности этих мест. Здесь надо побывать лично!
Вот, кстати, и весь трек. Он сильно отличается от задуманного и заранее спланированного маршрута, но на то была моя воля. "Кто девушку угощает, тот её и танцует" ). Длина этой красной линии составила 110,3 км на рельефе с отметками от 0 до 278 метров. Сам подход к полуостровам Средний и Рыбачий оказался более сложным и впечатляющим, чем предполагалось. Всё так и должно быть.
2-4 июня. "Шпротный паштет ужасен на вид, но не так уж и плох".
Поезд. В ожидании своей конечной станции людям остается только спать, хорошо питаться и общаться с соседями. Любознательные берут с собой книжки. Я же взял Лоуренса Гонсалеса "Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях". Самое то перед такими вот выходами, да и по жизни очень пригодится!
Двое с половиной суток (с 22 часов 2 июня по 12 часов 5 июня ) в поезде не то, чтобы измотали меня, но в город-герой Мурманск я приехал уже не такой свежий, какой был, когда садился в такси. В первом поезде были современные вагоны с кондиционером и очень непрактичной тканевой обивкой сидений и спинок. Пересадка на второй поезд происходила под покровом ночи на станции Окуловка. Здесь появились новые, но недолгие попутчики. Уже в полдень следующего дня почти все вышли в Петрозаводске и на конечный пункт нас прибыло только 3 + проводник.
За окном проплывали разношерстный лес и гладкие зеркала озер, но вот на горизонте появились первые хребты Кольского. Ура!
Каждую секунду поезд повышает широтный градус, что сказывается на продолжительности светового дня. В Garmin есть такая замечательная функция, которая показывает время восхода и захода Солнца. И этот постоянно уменьшающийся промежуток времени совсем исчез за Полярным Кругом. Меня не покидало чувство, что попутчики - это давно знакомые люди, со своими проблемами, радостями и привычками, будь то молодая вдова с двумя малолетними детьми, или школьники-легкоатлеты из Коми, или пожилая пара, впервые отправившаяся в такое далекое путешествие. Почти на каждой крупной станции встречаются автозаки. Не спеша мы проехали Кемь, Кандалакшу, Африканду, Оленегорск. И чем ближе подбирались к Мурманску, тем больше в душе возникал драйв.
5 июня - 14 км. "Каллахэн всей душой любил своих дорадо, даже когда их ел".
Рядом с железнодорожным вокзалом Мурманска расположен и автовокзал (с банкоматом Сбербанка). Можно сразу же купить билет на автобус в любую точку Мурманской области. Но не спешите! По билетам автовокзала в сторону Никеля (N211) можно уехать в 13-30 и 17-45 на комфортабельном МАЗе за 256+34 р. (до Титовки), а можно и на коммерческой маршрутке за 245 р. (отправление в 7, 10, 12, 14, 16, 18, 21). Я выбрал первый вариант, за что было "вознагражден" 2 часами езды. В квартале от ж/д вокзала есть Макдоналдс, а под ним продуктовый супермаркет. Других магазинов рядом нет, совсем.
Вот и отворот с трассы А-138 на полуострова и д. Новая Титовка. Мост через реку Титовка и закрытый пост пограничников (слева). Снимок сделан в сторону Мурманска.
Всё началось ровно в 15-40. Сначала это был асфальт, а затем просто широкая грунтовая дорога. Оленей не видел..
Вверх-вниз, вправо-влево. Отдыхаю каждые 15-20 минут и больше не с непривычки, а с целью оглядеться и пофотографировать пейзажи. Машин мало, примерно 2 авто в час, при этом встречные и не местные. Есть неплохие скалы для лазания. Далеко, черт.
По такой дороге идти легко, несмотря на непривычную ношу за спиной - 19 кг необходимого груза. Стоит жаркая солнечная погода. Пожалел, что не взял шорты.
Река Титовка оказалась не такой узкой, как мне представлялось в начале. Её шумные воды то пенились на перекатах и водопадах, то..
..мирно текли в излучинах.
Справа от дороги памятник советским войнам. Повязаны георгиевские ленточки, сложены цветы.
В беседке у "пьяного ручья" перекусываю сублиматами Гала-Гала. Прихожу ко мнению, что это еда для язвенников, отдыхающих в санаторно-курортных условиях. Сложно было есть рядом с такой помойкой, но другого подходящего места не нашел.
Лагерь N1 разбил на усыпанной снарядами поляне у озера в 22 часа. Она расположена вверху подъема от ручья. Ближе к полуночи мимо промчались три квадроцикла. Движуха, однако!
6 июня - 20+12 км. "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти".
Этот участок оказался самым живописным и сложным. Дорога постепенно поднимается к перевалу. Часто её пересекают ручьи, закованные в бетонные трубы. Воды много, т.к. снеготаяние еще продолжается. В какой-то мере это на руку - воду с собой не ношу и чай могу заварить в любом месте. Вода всевозможными способами ищет себе дорогу к океану, создавая по пути целые каскады больших и маленьких озер.
Объясню пропуск трека на восточном побережье п-ва Средний - этот участок я проехал на УАЗике. "Местные" предложили подкинуть меня до Большого Озерка. Может это были браконьеры на крабов, а может просто рыбаки..
Проснулся около 9 утра. Не спеша собрался (видео), заварил омлет Гала-Гала и кофе. Ни ноги, ни плечи не болели.
Вид с невысокой сопки возле дороги. Именно здесь я впервые прыгал от восторга как ребенок, которому... мм... купили первый велосипед ). Видите снег на дороге? А машину слева?
Местами вода подходит прямо к дороге. Многие озера еще покрыты тонким льдом.
Вот и брошенный автомобиль. Позже выяснил, что стоит он здесь недолго, но уже кто-то попрыгал по крыше и побил стекла (через пару дней стекол не будет..)
Один из двух труднопроезжих участков в начале июня. Второй на перевале будет дальше.