о личностном росте).
quote:
А.В. Сорокин (Оренбург)Содержание понятия личностный рост в психологии сегодня является весьма неопределенным и приписываемый ему смысл весьма разнится. Само понятие роста в русском языке неоднозначно: оно с одной стороны выражает процесс неких изменений и содержательно близко к понятиям становление и развитие, с другой стороны выступает как объективный результат этих изменений, некое свойство или совокупность свойств объекта, доступные для измерения.
Парадокс личностного роста, как результата развития, состоит в том, что его не возможно измерить, не существует критерия, которым он может быть определен. Личностный рост не тождественен выраженности личностных свойств, достижений, навыков, умений и пр., что не исключает наличия взаимосвязи между ними. Личностный рост, как результат становления, связан с понятием психологического возраста, но не равнозначен ему.
Определение роста как результата личностного становления - это процесс сравнения особенностей субъекта с неким эталоном. Сложность изучения человека в рамках психологии заключается в отсутствии и невозможности создания универсальных норм и ступеней развития.
Характерная особенность личностного роста, как и многих процессов роста, заключается в том, что в обычных условиях его наблюдение недоступно ни для окружающих (в силу низкой скорости процесса, и того, что большая часть процессов изменения не проявляется непосредственно и имеет скорее глубинный, внутренний характер), ни для растущего субъекта (о чем будет сказано ниже).
Таким образом, личностный рост представляется нам неким абстрактным смысловым конструктом, имеющим преимущественно умозрительный характер, субъективно связываемый с теми или иными личностными изменениями.
В психологической практике, и в первую очередь на тренингах личностного роста, приходится иметь дело с двумя его аспектами: с личностными изменениями и изменениями представлений клиента о собственной личности. Ввиду того, что представления клиента о себе, как правило, не только отражают реальность, но и служат целям компенсации внутриличностных конфликтов и неприятных эмоций, эти представления зачастую являются искаженными. Иллюзии самовосприятия, связанные с защитным характером представлений клиента способствуют временному снижению тревожности, поддержке положительного эмоционального фона, ощущения благополучия, сужают сознание клиента, лишают его возможности анализа неприятных ситуаций и в долгосрочной перспективе тормозят процессы роста.
В продолжении статьи будут рассмотрены наиболее часто встречающихся в психологической практике иллюзии личностного роста. Необходимо отметить, что описанные в статье феномены, являются абстрактными представлениями и в чистом виде не встречаются. Описывая иллюзии личностного роста, мы ставим перед собой задачу определения содержания данного феномена, его причин и возможных проявлений. Мы не преследуем цели классифицировать виды иллюзий, делаем это исключительно для удобства изложения, предлагаемый перечень не является исчерпывающим и может быть расширен.
Иллюзия 'обретенной мудрости'. Проявляется в ощущении повышения собственных способностей, ума, интуиции, коммуникационных качеств.
Психологические тренинги, способствуя актуализации проблемных зон опыта и раскрытию их содержания, активируют защитные механизмы психики. Ввиду склонности к уходу от негативных переживаний за счет переосмысления проблемного опыта, с одной стороны, и контроля адекватности проговариваемых представлений со стороны тренинговой группы и ведущего с другой, клиенту приходится проявлять изощренность в выработке интерпретаций собственного опыта. Это может привести к отказу от прежних защит и замене их новыми, более правдоподобными и соответствующими ожиданиям группы. Выработка новой защиты способна принести состояние облегчения, может переживаться как состояние озарения, инсайт и способствует возникновению положительных переживаний по поводу жизни и собственных личностных качеств.
Иллюзия 'особенного знания', проявляется в переживаниях связанных с появлением некой чрезвычайно важной, но недоступной ранее информации о собственной личности, закономерностях общения и функционирования психики. Содержательно близка к иллюзии 'обретенной мудрости', с той лишь разницей, что основой построения защитных интерпретаций является информация, полученная в процессе тренинга.
Иллюзии 'всесильности' и 'простоты жизни'. Связаны с чувством радости облегчения и радости от решения проблем или ухода от них. Переживается через ощущение простоты и легкости жизни, ощущение собственных сил и нереальности еще недавно актуальной проблемы. Ведет к утрате интереса клиента к проблемным ситуациям, предохраняя клиента от встречи с травмирующим опытом, вероятно, является проявлением неготовности клиента работать со сложными ситуациями.
Иллюзия 'собственной исключительности'. Переживается как ощущение себя особенным, понявшим истинную суть вещей, просветленным. Выражается в неспособности воспринять мнения, не совпадающие с собственным, нечувствительности к критике и неспособности анализировать собственные представления. Может быть связана с ситуацией небезопасности, глубинным чувством страха и травмоопасностью вытесняемых зон опыта.
Таким образом, процессы личностных изменений в группах личностного роста могут быть сопряжены с возникновением иллюзий восприятия себя и окружающего мира. Возникновение данного феномена объясняется функционированием естественных механизмов человеческой психики, обеспечивающих психологическую безопасность. Это, как правило, неосознаваемый процесс, который при определенных условиях, может быть осознан и осмыслен.
Содержание феномена личностного роста остается сегодня весьма неопределенным и неоднозначным, не существует способов объективной его оценки, и все же, психологическая практика позволяет отслеживать отдельные проявления личностной динамики и способствовать освобождению от психологических защит, более глубокому самосознанию, развитию и интеграции личности.