quote:
Originally posted by taxi2006:
грустно, когда такие слова говорит "уважаемый " эксперт...
очень плохо, когда так считает родитель. Дети всегда считывают планку у родителей...
в русской классической школе есть работа - диктант по памяти. Когда наизучть учится стих или проза и записывается через день. Учить НАДО! понимать структуру, план, логику - тоже надо.
но и учить наизусть ТОЖЕ. это развивает и устную, и письменную речь и дает культуру речи и многое другое.
опять цитата
ИТОГИ ГОДА - ПРОБЛЕМА N2. ДЕТИ НЕ УЧАТ НАИЗУСТЬ
Более того, они массово уверены, что учить наизусть не нужно.
Исходная установка: ;а зачем учить, если все и так есть в Инете?; - присутствует у 7 человек из 10. Если мы говорим про 9 класс.
К 11 классу эта установка сокращается до 3. Дети взрослеют. Если судить по моим ученикам.
Тем, не менее, популярность этого мнения не перестает удивлять.
Когда человек из-за болезни Альцгеймера или инсульта теряет память - все понимают, что об интеллекте говорить не приходится.
Нет памяти - нет и способности узнавать, анализировать и усваивать новую информацию. И принимать адекватные решения. С этим соглашаются многие.
Но когда говоришь о том, что основа любого образования - это повторение и заучивание на память - тут обычно начинается гоготание:
И снисходительные упреки, что я "застрял в 19 веке."
Ребята! ЗНАНИЯ В ИНЕТЕ - это ЗНАНИЯ ИНЕТА. А совсем не ваши.
Чтобы они стали вашими, ВО-ПЕРВЫХ, их сначала нужно найти. А это, ой, как непросто сделать!
Поскольку инфа Инета - это трясина: только начни ее смотреть - и она вмиг уведет тебя ;не туда;.
Порно, сплетни, мода, ;а сколько у меня лайков?; - тут же встают у нас на пути.
С этими преградами не справляются даже взрослые. Вы уверены, что с этим справятся наши дети?
ВО-ВТОРЫХ, новую инфу нужно критически осмыслить.
Понять, что перед тобой - действительно, качественная информация или очередные труды ;британских ученых;?
А 99% процентов информации в Интернете - это, как раз, труды ;британских ученых;.
Фейки и бездумные репосты. Информационный шлак и дымовая завеса.
Найти что-то ценное в Инете требует критического мышления.
Которого у наших детей, в большинстве случаев, нет. А потому, они все принимают за истину.
В-ТРЕТЬИХ, в Инете мы ищем, в основном, уточняющую и справочную информацию.
Базовая - та, которая и создает наше представление о мире должна быть выучена наизусть.
А потому не ведитесь на идиотов!
Интеллект и знания - это то, что у нас в голове. То, что понято, выучено, и что мы пересказали по многу раз!
Поскольку, классическая формула: ;два раза пересказал - на третий сам понял; - универсальна! Во все времена! И во всех странах!
А самые быстрые способы развития интеллекта и кругозора - это изучение иностранного языка и истории.
Истории, разумеется, в первую очередь (я же препод по истории, а потому хвалю свое болото)
А потому мне приходится учить своих учеников и мнемотехнике, и навыкам пересказа, и навыкам ведения дискуссии.
И очень часто, с нуля.
ИТОГИ ГОДА - ПРОБЛЕМА N3. ДЕТИ НЕ УМЕЮТ УЧИТЬ НАИЗУСТЬ
1.ДАТЫ ПО ИСТОРИИ - ЭТО НЕ ТАК И СТРАШНО
Первое, что пугает ученика по истории - это обилие информации. Которую вурдалаки из ФИПИ и Минобра засунули в историко-культурный стандарт.
И их, действительно, очень много.
Но!
В первую очередь ребенку нужно знать не даты до года, а в эпоху какого правителя и в какой четверти века свершилось то или иное событие.
Заданий и в тестах ОГЭ, и ЕГЭ на знание точной, до года (месяца) даты, не так и много. А это позволяет не учить <все и подряд>, а выделять главное. И осваивать объем ИКС постепенно. А это уже совсем другой объем работы. Вполне посильный.
2.САМЫЙ БЫСТРЫЙ СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ
Это, по моему, мнению, опорные конспекты (по методу Шаталова). Графические шпаргалки, созданные по специальном алгоритму.
Эти конспекты ребенку нужно распечатать, и повесить над своим рабочим столом или над кроватью. Один парень вешал их даже в туалете.
Тогда взгляд ученика будет постоянно на них натыкаться. И у него будет включаться механизм узнавания.
Всего через пару месяцев эта инфа плотно заходит в голову ребенку.
Другое дело, что на создание хорошего опорного конспекта требуется очень много труда и постоянное тестирование.
Например, я свои опорные конспекты каждый год переделываю, примерно, наполовину.
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
У каждого ребенка свой есть свой ведущий канал восприятия информации. Или несколько каналов. Кто-то визуал, кто-то аудиал, кто-то кинестетик или дигитал.
Кто-то с удовольствием слушает аудиолекции, кто-то не воспринимает их вообще. Как, например, я.
Мне со школы тяжело дается любая инфа на слух. Все, что я усвоил в жизни - это, в основном, самостоятельная работа.
Нынешнее поколение детей, преимущественно, визуалы.
И я, как препод, должен уже на первых занятиях выявить ведущие каналы у нового ученика.
Чтобы составить для него индивидуальный план работы, и персональный дидактический комплект.
Понятное дело, что мой полный комплект должен ориентироваться на все категории учеников.
4.ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА:
Главнейшее условие подготовки по истории к ОГЭ и ЕГЭ - это ежедневный труд.
В далекие 1980-е знавал я одного профессора-лингвиста из нижегородского <педа>. Который знал 8 иностранных языков. В активной форме. Что меня очень восхитило.
Лет ему тогда было хорошо за 80.
На мой вопрос: <Вы, наверное, свою память сутками тренируете?> он ответил: <Тренироваться нужно не много, а регулярно>.
Каждое утро этот профессор от 40 минут до 1 часа занимался повторением своих 8 языков. Уделяя каждому языку по 7-10 минут. Читал, переводил и т.д.
Обязательно, вслух!
Потому, что только так мы можем максимально задействовать наши мозговые анализаторы (рече-зрительный, рече-слуховой и рече-двигательный)
И старый профессор знал, как устроена наша память. Знал, что ежесекундно к нам в мозг поступает огромное количество новой информации. И каждая новая старается вытеснить старую.
А потому.ю как только мы перестаем регулярно тренировать свою память, свое запоминание - у нас тут же включается механизм забывания.
ЧТО НЕ ТРЕНИРУЕТСЯ - ТО И НЕ РАЗВИВАЕТСЯ!
Регулярная тренировка - вот главный принцип поддержания формы, что физической, что психической.
5.ЗАПОМИНАТЬ РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ УДОБНО
И здесь, разумеется нужно использовать разные мнемотехники.
Оставляя только то, что работает.
Например, дети пытаются заучивать даты целиком.
Вот так: правление Александра 1 - 1801-1825гг.
Ребята! В этом случае наш мозг должен выучить 8 цифр. Даже если вам кажется, что это легко. Ничего подобного!
Мозг выполняет ту задачу, которую вы перед ним ставите. Целиком. И если учить надо 8 цифр, значит, он будет учить все 8.
При том, что нужны нам, по сути, только 4 из них: 01-25. Ну, или 6: 1801-25гг
Но в этом случае объем работы для нас сокращается до 25%, или даже до 50%.
А зачем выполнять ненужную работу? Почему не облегчить жизнь себе и нашим детям? Там, где это можно сделать без проблем?
Это кажется мелочью. Но такие мелочи позволяют сократить время на запоминание дат почти вдвое.
Еще пример: ученики путаются в правителях 19 века. Кто из них какую проводил политику. Но их очень просто запоминать по такой схеме:
Александр 1 (1801-25) - либерал,
Николай 1 (1825-55) - консерватор,
Александр 2 (1855-81) - либерал,
Александр 3 (1881-94) - консерватор.
По логике развития событий следовало, чтобы и Николай 2 (1894-17) был либералом,
Но он, увы, оказался тоже консерватором.
Его сильное нежелание менять что-либо усилило ригидность (жесткость) государственной системы. Что и привело сначала к революции 1905-07 года, а потом и к 1917 году.
Так еще одним <святым-страстотерпцем> на Руси стало больше.
И таких мнемотехник у меня много. Как, наверняка, и у каждого препода, работающего в "поле".
история редактирования