комментарий от Сергея Асланяна:
http://finam.fm/archive-view/8307/1/
"Генерал Ильин придумал для Москвы собственные ПДД"
АСЛАНЯН: Добрый вечер.
Очень мало в последнее время смельчаков. Подвиги совершать некому, особенно среди людей в погонах, хотя мы подразумеваем, что в первую очередь у них это практически является профессиональной обязанностью. И тем не менее есть иногда редкие всплески отдельного мужества, отдельной смелости, отдельной инициативы. В армии, конечно, это чаще происходит, но мы меньше об этом знаем, у них деятельность не публичная, мало кого они где-то там застрелили и получили за это орден. К сожалению, мы этих людей обычно не чествуем публично.
А по крайней мере среди тех, кого мы видим регулярно (особенно полицейских), всегда очень хочется надеяться, что есть решительные и смелые, готовые с поднятым забралом мужественно выпить и совершить какой-нибудь подвиг во имя нас.
Деяний подобных практически не случается у гаишников, и тем не менее один очень смелый человек, невероятно решительный, нашелся в этих рядах. Это начальник Московской ГАИ генерал Александр Ильин. И хотя подвига на дороге он не совершил, административное мужество он проявил изрядно. Наперекор действующему закону, поперек решения Правительства, в одиночку генерал Ильин взял и ввел в Москве персональные имени генерала Ильина правила дорожного движения.
Это очень мужественный поступок - публично наплевать на всех и дать понять, что <да в гробу я вас видал с вашими законами. Да вот ваше Правительство, которое подписывает Правила дорожного движения>: А ПДД у нас вводятся в действие не в ранге закона, а в ранге постановления Правительства. Действующие на сегодняшний день на территории Российской Федерации Правила дорожного движения, они утверждены Правительством, и постановлением Правительства введены в действие. А генерал Ильин дал понять, что в гробу он видал в белых тапочках и все это Правительство, и эти самые ПДД, потому что уж ему-то, генералу, гораздо виднее, как должны выглядеть правила дорожного движения в отдельно взятой Москве.
Поэтому он взял и разрешил массово нарушать правила дорожного движения, введя свои собственные. А именно сегодня в середине дня на нескольких перекрестках города разрешили поворачивать на красный, на запрещающий сигнал светофора, направо.
С точки зрения закона это квалифицируется, во-первых, как нарушение закона <О полиции> и <Наставления по ДПС>. Это деяние содержит умысел, притом что этот умысел впрямую касается безопасности дорожного движения и создает угрозу участникам дорожного движения, и, в принципе, ухудшает ситуацию, и без того тревожную, на наших дорогах.
Генерал Ильин мужественно, отчаянно, геройски совершил подвиг, взяв и введя разрешение ездить кому-то как-то на красный, определив определенные условия. Ну, рассказав, что <вот, в принципе, знаете, может быть, конечно, не всем и не всегда, но вот здесь конкретно я вам разрешаю. Так уж и быть, поезжайте>.
За действиями полиции и прочих правоохранителей у нас обязана присматривать прокуратура. Обязанность прокуратуры сводится к тому, чтобы, во-первых, предотвратить, а если уже проспали, то хотя бы взять и задним числом выявить причины правонарушения, виновных и наказать. Причем приглядывать за полицаями, особенно за гаишниками - это их прямая обязанность.
О том, что генерал Ильин собирается ввести в Москве собственные имени генерала Ильина правила дорожного движения, стало известно давно. Общественное мнение проверили и, увидев разный спектр, сопоставили со своим заранее правильным ответом, после чего, выдержав паузу, ввели генеральские правила дорожного движения.
Прокуратура не среагировала ни в первый раз, ни сегодня, во второй раз, она тоже никакой реакции. Хотя, в принципе, если бы у нас прокуратура занималась тем, чем обязана по закону, в тот момент, когда знаки устанавливали: А специальные знаки придумали, которых тоже нет ни в одном приложении к Правилам дорожного движения. Вот когда эти специальные знаки сегодня устанавливали, и потом публично разрешили нарушать водителям действующие на территории всей Российской Федерации правила дорожного движения, первыми, кто должен был отрецензировать данную инициативу - это прокуратура.
Она должна была, она обязана была приехать на место совершения правонарушения (причем умышленного правонарушения, имеющего авторство), и, во-первых, пресечь это правонарушение, эти знаки посрывать. Потом обязать инспекторов ДПС проследить за исполнением ПДД, а именно на этих самих широко разрекламированных в прессе шести адресах поставить дополнительные наряды с тем, чтобы неповадно никому было нарушать. А потом приехать в кабинет к генералу Ильину и, во-первых, произвести выемку документов с тем, чтобы определить, подлинная ли его подпись стоит на этом распоряжении. А после того, как установлено будет, что это его подпись, применить к нему меры юридического характера.
Учитывая, что умысел есть, нарушение закона есть, данное деяние, в принципе, можно квалифицировать по статье 286-й Уголовного кодекса <Превышение должностных полномочий>. Ну и, в принципе, пятерочку. У нас наша административная верхушка страны, она очень любит таким ласковым тоном обозначать сроки - двушечку, трешечку. А здесь вытанцовывается пятерочка генералу Ильину.
Примечательно то, что у нас есть еще один борец за справедливость - Владимир Колокольцев, министр внутренних дел. Если помните, был скандал: в апреле месяце вдруг выяснилось, что генерал Ильин не в курсе, что его подчиненный по Москве торгует правами. Колокольцев ломал комедию перед всей страной, делая вид, что он понятия не имеет о сложившейся многолетней практике торговли водительскими удостоверениями. И все было сыграно таким образом, что Колокольцев изобразил очень неумело изумление, и всех собак повесили именно на Ильина, пригрозив ему пальчиком о неполном служебном соответствии. И тогда Колокольцев публично сказал, что при первой же оплошности он уволит генерала Ильина.
А вот умышленное преступление по 286-й, оно квалифицируется не как оплошность? Это, видимо, даже что-то в ранге ниже оплошности, вот преступление. Преступление - это так, это даже, видимо, недочет в работе. И если бы у нас Владимир Колокольцев отвечал за базар или по крайней мере помнил, что он обещает, то вот сегодня, например, уже в рамках Министерства внутренних дел должна была бы быть назначена следственная проверка. Генерал Ильин однозначно должен был быть уже отстранен от работы с возбуждением уголовного дела. Тем более у них есть Служба внутренней безопасности, которая занимается подобными делами.
И любопытно то, что прокуратура у нас не сработала, Колокольцев у нас совершенно не заметил ничего происходящего. И общий рефрен происходящего сегодня в городе такой любопытствующее-довольный, что: <Ну, смотрите, мы приблизились к Европе, это же так здорово! У них же это есть? А в Америке же тоже есть?>
А почему мы в таком случае берем в качестве эксперимента в нарушении всех законов те нормативно-правовые акты, которые так шикарно позиционируют только отдельно взятого Ильина? А давайте возьмем другие. Вот давайте, например, возьмем такую практику в Саудовской Аравии, как отрубание головы? За ряд правонарушений у них так принято.
Или вот, например, Таиланд: там водителю, который в пьяном виде устраивает ДТП, обычно назначается некоторое количество ударов палкой по пятой точке, по заднице. Причем вот для нас, далеких от экзекуции людей, не очень понятно, как это выглядит. В Интернете посмотрите, это, в принципе, практически смертельная казнь, потому что профессиональный палач человека превращает в котлету с третьего удара, с пятого - инвалид, с десятого - шансов выжить практически нет. Поэтому десять ударов палкой по телесам за пьяную езду с ДТП - это очень суровое наказание. Может быть, с этого нужно начать?
Причем я бы начал все-таки еще даже с других прецедентов международной практики, я бы все-таки с фашистской Испании. Если помните эту историю, которую я многократно упоминаю, когда генерал Франко, кровавый палач испанского народа, получил на рубеже 60-70-х годов записочку о том, что передохнут скоро испанцы на дорогах, потому что ездят как уроды - на африканском уровне смертность ДТП. И тогда кровавый палач и фашист издал указ ездить всем по правилам, и начал с себя.
И вот этот фашист невероятное количество советских людей, случайно заглянувших тогда в Испанию (при отсутствии дипломатических отношений и легальных способов оказаться в этой стране), вот этих советских людей он сделал истинными антифашистами. Потому что когда ты видишь, как этот кровавый палач испанского народа едет со скоростью 60 километров в час, и у него весь эскорт состоит из одного только мотоцикла, и они останавливаются на красный, либо на нерегулируемом пешеходном они останавливаются, чтобы пропустить бабушку - тут невольно становишься антифашистом.
И если мы хотим перенимать западноевропейский опыт, так давайте, может быть, с этого начнем? И причем в совокупности. Давайте так: у нас все-таки власть и депутаты, и генералы - это люди, наделенные от нашего имени делегированными полномочиями заботиться о правопорядке на дороге, о нашем самочувствии, о снижении смертности. И если они что-то нарушают, то они несут ответственность.
Вот то же самое, как сейчас у нас обсуждается поправка к Уголовному кодексу: пьяное состояние - это все-таки отягчающее или облегчающее? Давайте отягчающее. Давайте так: вот депутат в пьяном виде или какой-нибудь иеромонах в пьяном виде попался за совершение ДТП (особенно с жертвами) - ему, например, 35 палок по телесам. Хорошее наказание, интересное, я <за>.
Я бы начал с этого, потому что поворот на красный направо - это все-таки жертвоприношение. Трудно прогнозировать, какое количество пешеходов погибнет под колесами. Но поскольку у нас вольная трактовка у людей в голове априори, шансов, что это сработает хорошо, нет, а шансы, что плохо сработает, есть.