Дети

Терапия рисунками. Дети.

Olba08 24-12-2009 12:25

Спасибо. Соглашусь, скорее всего, с каждым вашим словом. Надеюсь, это поможет найти мне ту ниточку в отношениях, без которой так тяжело и мне и ему ((( У нас в отношенях с ним начались проблемы. Я думала, что это переходный возраст или ревность (летом у нас появился второй сын): он стал почти все делать наперекор, огрызаться, очень раздражительный, плаксивый... И действительно часто жалуется на боли в животе и за этот учебный год уже второй раз переболел простудой. Я его еще прошу нарисовать портрет нашей семьи, оч. хочется посмотреть его отношение к нам.
lidiya_pro 24-12-2009 12:52

Сканди, очень интересная и полезная тема. Три дня подряд читала. Если позволите, как-нибудь выложу что-нибудь из детского творчества. И у нас очень насущный вопрос. Дочь 6 лет не хочет ходить в сад. Я работаю дома и она понимает, что необходимости уводить ее в сад нет, мне бывает очень трудно ее мотивировать, особенно утром. Я забираю ее после обеда, раньше часто делали выходные незапланированные, то есть реально она в сад мало ходит. А еще дочь вне садика общительнее и активнее, чем в саду. может быть потому, что она пришла уже в среднюю группу и часто пропускала, не влилась в коллектив... Хотя были периоды, когда она с удовольствием ходила...
Сейчас еще пытаемся водить в сад сына, ему почти 4 года, он у нас необщительный очень и если дочка изначально в садик очень хотела, то сыну вообще до детей фиолетово, ему пока интересно, что там игрушки новые, что покушать...
Чувствую, что надо проработать ситуацию в дочкой. Хотела бы посоветоваться, как? Я так представляю, что нужно попросить нарисовать садик, а потом НЕХОЧУХУ (настино настроение в садике), которая не хочет ходить в садик или НАСТЮ? и работать с НЕХОЧУХОЙ на русунке? подскажите, пожалуйчта детали.
КОнечно, тема интересная и вопросов много, есть проблемы и у взрослых, и дочка писается, и про воспитание сына с папой, который сам был воспитан мамой, очень много всего... и про себя, любимую )))
Но, хотелось бы с садика, ибо насущно очень. Я иногда думаю, вообще, может и не стоит дергать детей, водить детей в садик, им так дома хочетс\ посидеть, а я давлю, придумываю мотивы, сама вся извелась. В общем-то главный мотив для меня, зачем водить детей в сад, так это для того, чтобы они научились самостоятельно общаться, социализировались. Мне кажется, что если ребенок не ходил в садик, ему труднее будет в школе. Или я не права?
Остальные мотивы, типа не с кем сидеть ребенку или садиковские занятия для меня не столь важны
Сканди 24-12-2009 09:07

Olba08, попросите сына нарисовать рисунок семьи, где каждый занят каким-то делом. И выкладывайте его сюда. Посмотрим.
Сканди 24-12-2009 09:17

lidiya_pro, поскольку у вас самой путаница с мотивацией, то и дети прекрасно это ощущают. Не думаю, что в вашей ситуации нужно водить их в сад. Вы говорите - ради социализации, но по сути дочь и так много пропускала и не влилась в коллектив, а сын пока не испытывает потребности в обществе детей. И получается, что вся эта идея социализации отдает насилием и на самом-то деле не оправдана. Ну что такое эти все идеи? Ведь каждый ребенок уникален, невозможно всех под одну гребенку стричь. Думаю, вам самой нужно разобраться в себе - а с чего я вообще взяла, что это надо именно моим детям?
Если вы хотите, чтобы дети научились общаться самостоятельно - то их же двое у вас, пусть друг с другом общаются пока.
А вообще - просто будьте с собой искренны, развяжите собственный конфликт между умом и сердцем. Если сердце подсказывает, что не так уж обязательно детей водить в сад - не водите.
Это наиболее важно, на мой взгляд. И рисунки с дочкой тут мало помогут, если у вас самой будет путаница в душе.
Сканди 24-12-2009 09:24

Еще хочу сказать очень-очень важную вещь.

НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ДОБРО. НУЖНО УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Потому что мы своим добром порой очень вредим детям, да и не является добром для них то, что мы порой таковым считаем. Если видите, что ребенку плохо, что он ведет себя плохо - постарайтесь причину выяснить и исключить ее прежде всего в себе.
Поверьте мне: абсолютно все конфликты, болезни, скандалы, истерики детские являются следствием недостатка любви. Любви всепринимающей, лишенной чувства вины перед ребенком или перед самим собой. Поэтому, если с ребенком нелады - нужно обратиться к себе, посмотреть в себя и попытаться понять, где я ошибаюсь? Где ушел от себя, где вру себе?
Дети - просто наши зеркала. Изменись сам - и изменится отражение.

Элька 24-12-2009 09:31

НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ДОБРО. НУЖНО УКЛОНЯТЬСЯ ОТ ЗЛА ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Это только к своим детям относиться, я правильно поняла?

Сканди 24-12-2009 10:14

Не только. Каждый человек пришел в этот мир проживать собственную жизнь, пройти собственный путь ошибок, чтобы научиться жизни, мудрости. Смысл нашей жизни здесь, на Земле - это ученичество. Ради этого мы сюда приходим.
И если мы решаем уберечь кого-то от боли ошибок, не дать совершить глупый, на наш взгляд, поступок - мы нарушаем очень важный принцип гармонии пространства. Мы не даем человеку делать то, ради чего он живет. И своей собственной жизнью не живем при этом.
Неплохое есть выражение на эту же тему - "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Точно суть отражает.
Делать добро и помогать нужно тогда, когда об этом просят.
А в контексте детей нужно просто смотреть на своего ребенка как на личность, неповторимую и уникальную. И исходя из рисунка этой личности строить с ним отношения. Не чтобы как все, не чтобы как воспитатель/учитель сказал. А чтобы понять именно свое дитя, увидеть, где ему нужно помочь, в чем нуждается его душа.
Элька 24-12-2009 10:55

Звучит просто фраза эта как-то...странно что ли. Т.е. лучше равнодушно пройти мимо, если тебя не попросят помочь и тебя это никак не касается?
ну хотя это вообще философский вопрос наверное.
Сканди 24-12-2009 11:47

Если не просят и не касается - пройти. А вообще - стоит спрашивать каждый раз - будет ли злом не сделать то или то? Медвежьи услуги тоже часто встречаются.
lidiya_pro 24-12-2009 20:04

Сканди, большое спасибо за ответ!!! Вы такое дело доброе делаете!
Вопрос о садике нужно обдумать...

Еще вот какая просьба. Не могли бы Вы посоветовать, что почитать папе о воспитании маленького мужчины (да и вообще о воспитании). Дело в том, что папа воспитывался долгое время только мамой и возможно, приемственности в мужском воспитании почти нет. Я, да у муж придерживаются того мнения, что мальчика должен воспитывать папа, но у нас пока мужское воспитание сводится в основном к наказаниям... а сын очень упрямый и себе на уме... мне Гошу становится жалко, я хотя стараюсь не вмешиваться, но очень трудно, так как мне кажется, что папа слишком жестко себя ведет. В общем-то хотелось бы прийти к общему знаменателю, к общей позиции в отношении воспитания сына. Пока для нас это нерешенная проблема.

Спасибо еще раз. И еще: Вы будите еще работать с группой? Думаю, что для нас это было бы полезным опытом. Я года 3 назад ходила на детскую группу к Дане Михайловой. Это был ТАКОЙ ОПЫТ, таких сокровенных знаний я не получала ни из одной книжки, (разве что из лекций Торсунова). С удовольствием походили бы к Вам.

Сканди 24-12-2009 20:35

Лидия, благодарю вас за вашу благодарность)
С группами в ближайшее время я вряд ли буду работать. Сейчас в основном индивидуально занимаюсь.

Насчет мальчика и папы... Здесь нужно определиться, что является мужскими качествами, а что - женскими. Женские: любовь, ласка, нежность, забота, умение создать красоту и уют, умение фантазировать, умение любить и понимать природу, все живое. Мужские: ум, практичность, сноровка в решении тех или иных житейских дел, справедливость, физическая сила, умение защищать и защищаться, смелость.
В каждом человеке присутсвуют и те, и другие качества. Чем в большей гармонии они находятся между собой, тем более гармоничен и сбалансирован человек как личность.
Бывает так, что мужским качествам может научить и мама, при условии, что она понимает мужчин, видит и ценит то, чем они отличаются от женщин. И наоборот - папа вполне может научить девочку нежности и уюту, если без презрения относится к женщинам и женской природе.
А если мужчина сам не знает, как быть мужчиной, или не принимает мужское в себе в силу воспитания или событий из детства - он не сможет научить этому своего сына. Скорее, все воспитание будет заключаться в командах и наказаниях, что не принесет никакой пользы.
Помните - все должно быть СПРАВЕДЛИВО. Не нужно как чересчур жалеть ребенка и оберегать от малейших невзгод и трудностей, так и перегибать палку с наказаниями и дисциплиной.
Папе стоит посмотреть в себя по возможности, и понять, почему он бывает слишком жестким с сыном. Чаще всего причина кроется в не прощенном и не переосмысленном детстве, где было очень несладко.

lidiya_pro 24-12-2009 22:13

А в каком ключе стоит поговорить с папой? Чем далее, тем все сложнее кажется этот разговор о воспитании сына , тем более если поднимать деликатную проблему собственного детства(ведь не хочется, чтоб это были лишь упреки, хотелось что-то конструктивное). У нас вот, как мне кажется, хорошо сложилось в отношении воспитания старшей дочки и именно из-за того, что действовали сообща и вместе проблемы обсуждали.
Сканди 25-12-2009 09:55

Лидия, меня несколько настораживает слово "воспитывать", как-то слишком напряженно оно звучит. Вы считаете, что у вас сын невоспитанный? Почему вы считаете, что он нуждается именно в мужском и именно в воспитании?
lidiya_pro 26-12-2009 17:15

Сканди, насчет папы и сына еще подумаю, может я не очень точно выразилась. А вот возвращаясь к дочке и садику. Я сама очень задумалась над Вашими словами, пару дней в растерянности ходила. Действительно не знаю, что делать. Я бы не сказала, что Настя совсем уж садик не любит. Бывало время, когда она прям на крыльях туда летела и после выходных не могла дождаться, есть у нее подружки в садике. Года два ходила нормально. Просто я замечала, что она в садике все-таки перевозбуждается и устает и старалась водить поменьше. Раньше и спать нормально оставалась, а сейчас и до тихого часа не хочет. Как будто отвыкла (мы долго очень не ходили: все лето и сентябрь, потом октябрь походила, а потом - грипп, карантин, морозы...)

К тому же и у меня и мужа возник вот какой вопрос. Не будет ли ребенку труднее првыкать к школе, если он не ходил в садик. Ведь, во-первых, садик - это режим и дисциплина, пусть менее жесткие, чем в школе, но все же... не представляю, как я буду будить ее к 8-ми утра, если она к 9-ти то в садик капризничает ( а может еще и не высыпается, она ж в тихий час не спит). Да и банально привыкать к детскоому коллективу не будет ли ребенку тяжелее? Или это все стереотипы. У нас несколько знакомых детей, которые не ходили в сад, не сказала бы, что у них особые проблемы в школе. Однако у этих детей мамы и сами занимались довольно много с детьми и на множество кружков и занятий их водили, я боюсь, смогу только заниматься сама, и то, когда не очень загружена работой.
Да, и когда мы дома Насте явно общения не хватает, она всегда просит кого-нибудь в гости позвать.
А вообще Сканди, спасибо. Очень заставила задуматься Ваша мысль о добрых намерениях, которыми сами знаете что... Меня в эту сторону перекашивает иногда. Сейчас вот когда замечаю за собой подобные проявления, стараюсь тормозить себя.

Сканди 26-12-2009 17:49

У меня чувство, Лидия, будто у вас самой в душе нет спокойствия и ясности. А еще какую-то вину я ощущаю подспудную у вас перед дочкой. А поскольку дети ясно чувствуют и возвращают нам наши собственные мысли, чувства и реакции - то, возможно, неспокойное капризное поведение отчасти может объясняться этим. Сложно комментировать и советовать более точно, когда не знаешь всей ситуации до конца. А мне кажется, что у вас еще и с мужем нет в отношениях единодушия и ровности.
Нет, не обязательно вождение ребенка в садик облегчит привыкание к школе. Может, раньше это было более актуально, а сейчас дети совсем другие рождаются. В школу и после сада приходят дети, совершенно не умеющие общаться со сверстниками. И все это идет от семьи, прежде всего, а не от того, водили ребенка в садик или нет.
Ребенок нуждается в спокойной ровной любви родителей, которая светит как солнышко, и под ней вызревают в ребенке все нужные качества и навыки. А вот страхи за ребенка, постоянные оглядки на других, а еще хуже - желание за счет ребенка как-то самоутвердиться (за счет его успехов, талантов, развитости) - все это очень усложнит жизнь в будущем всем участникам ситуации.
lidiya_pro 26-12-2009 19:01

Все верно, Сканди. Вообще я заметила, что когда отношения с мужем спокойные, то и в вопросах воспитания единодушие или легче бывает договориться. А сейчас действительно сложный период в отношениях, которые в общем-то основа семьи. Отсюда и остальные проблемы. У нас сейчас неустойчивое материальное положение, что меня очень беспокоит, ну и проблемы с мужем на этом основаны. Все-таки в моем понимании мужчина ответственен за материальное благополучие семьи, а получается, что не получается. Я даже не знаю, как быть. Это такое испытание для нас...

И про чувство вины по отношению к дочки... Особенно сильно я ощущала его раньше, когда сын родился (и них разница всего 2 года). Сейчас вроде бы утряслось. Но честное слово, иной раз кажется, что недотягиваю до такого ребенка. Она, напрмер, когда я буйствую и ругаюсь, может подойти и сказать "Мамочка, я тебя люблю" или "Ты такая хорошая" (ну вот никак не хорошая я в такой момент). Такой ребенок на родительский вырост, как мне кажется. Или она, например говорит бабушке: "Ты не растраивайся, что дедушка умер. Вот ты когда умрешь, станешь ангелочком, с ним встретишься, так обрадуешься"

Сканди 26-12-2009 19:33

В трудные моменты жизни лучшее решение - это отвечать за себя. Брать ответственность за происходящее на себя и не ждать, что партнер ее возьмет/должен взять. Иначе получается, что муж - как костыли. Опираемся на них, а если они вдруг подламываются - лежим и страдаем. Причем страдают все.
Поверьте, я не говорю о собственно деньгах. Я говорю о мыслях и состоянии духа. Ведь любую ситуацию можно выправить и преодолеть, если позитивно и конструктивно мыслить.
И костыли, которые подломились - хороший повод научиться идти самой.
lidiya_pro 26-12-2009 21:06

Так и складывается сейчас. Просто, мне нужно научиться воспринимать эту ситуацию спокойнее, без обид и злости.
Сканди, спасибо Вам огромное за поддержку. За Вашими словами так много стоит, я всегда их долго обдумываю.
Мне кажется, даже просто выразить свои проблемы в слова - это уже очень много, просто покапаться и понять себя.
Я кстати с тех пор, как начала с Вами общаться, чувствую себя спокойнее, больше мира в себе стало.
Сканди 26-12-2009 21:45

Слава Богу!
al_kuzia 29-12-2009 20:45

Здравствуйте! У меня двойняшки два с половиной годика (мальчики). Меня настораживает, что когда мы садимся рисовать, то один из них выбирает черный цвет чаще остальных, другими тоже рисует, но реже и в основном по моему настоянию выбать "теперь" какой-нибудт другой цвет. В то время как второй берет разные цвета, с некоторым преимуществом красный. Говорит ли это о чем-то серьезном?
Сканди 29-12-2009 20:53

Здравствуйте. Рано еще делать какие-то более или менее серьезные выводы. До 4х лет такое поведение может считаться вариантом нормы.
al_kuzia 29-12-2009 22:08

Ну, хорошо! Успокоили, ато я беспокоиться начала.
Тогда еще возникает вопрос - что для этого возраста норма, а то выходит за ее пределы? Может они уже должны уметь что-то рисовать или еще что-то?
Сканди 29-12-2009 22:25

В вашем возрасте у малышей развивается мелкая моторика, и рисование как раз очень способствует этому. Норма для вашего возраста - уметь рисовать прямые вертикальные линии. И очень хорошо, если взрослые рисуют для малышей, например, рассказывая сказку и рисуя при этом ее героев. Это хорошо помогает развить речь ребенка, его образное мышление.
Ко Ко 30-12-2009 10:29

Сканди, скажите, что нужно сказать ребенку перед тем как озвучить просьбу нарисовать то, что Вы попросили. Ребенок спрашивает "для чего?" (логично), я сказала, что на работу для конкурса рисунков... Ничего, что я не сказала правду? Это на результате не скажется?

И еще, он сказал, что не знает, что нарисовать, когда я попросила нарисовать каждого за своим занятием, второй день думает. Это нормально?

Сканди 30-12-2009 10:58

Думаю, можно сказать, что рисунок поможет разобраться с ситуацией в семье, поможет выразить его тревоги или грусть. Что мы носим в себе очень много подавленных эмоций и печали. А когда рисуем - то выкладываем это на бумагу, и становится легче.
То, что он не знает, что рисовать - указывает на наличие блока относительно объективной оценки действий всех членов семьи. Может быть, на запрет оценивать и критично относиться к старшим.
Ко Ко 30-12-2009 11:49

Думаю, что сказав, что по его рисунку будут чего-то разбирать его напугает и он не будет ничего рисовать! Еще он спросил: можно я нарисую, что все спят, а папа работает... Я сказала, что можно нарисовать все, что ему захочется, даже так. Пока жду, он еще не нарисовал, но до конца дня обещал...
Сканди 30-12-2009 11:50

Будем ждать)
Joan! 02-01-2010 23:05

Сканди, хочу задать вопрос больной, но не по теме. У ребенка амблиопия- "ленивый глаз", надо восстанавливать зрение, ходить с заклеенным здоровым глазом. Ребенку, конечно, неудобно смотреть плоховидящим глазом, очки снимает, ломает, я настаиваю. Мне кажется, я его до невроза доведу этими очками+садик не любит=начал пальцы сосать. Ребенку 4 года. И операцией пугала, и подарки обещала и дарила - стал только хитрить, а толку нет. Как достучаться до него, как убедить? ему и одним глазом пока хорошо.
Сканди 03-01-2010 10:01

Сложный вопрос, Джоан. Если бы я была в такой же ситуации, я, скорее всего, постаралась бы найти и справить причины амблиопии. Я бы не стала нервировать малыша. Я вам в личку кину информацию к размышлению о причинах такой проблемы, а вы уж сами решите, что делать.
Interpret 29-01-2010 10:38

Я прошу прощения, но можно мне тоже инфу скинуть о причине амблиопии. У меня у подруги ребенок тоже этим страдает. Они его в садик специальный отдали, с ними занимаются, но пока нет особых успехов. Может правда, причина в каком-то блоке. Это все-таки неврология... Почему глаз ленивый? Не хочет что-то видеть? У меня у мужа такая же ситуация. Хочу разобраться, хотя ему уже это врядли поможет. Он живет с этим, привык, очки не носит, я не сказала бы, что ему это мешает.
Interpret 29-01-2010 12:04

Спасибо огромное за разъяснение! Я думаю, что здесь есть связь еще и с неврологией (Внутричерепное давление напрямую связано с глазами). Еще интересно: если это врожденное, то неужели ребенок с рождения закомплексован своими или родительскими комплексами?
Сканди 29-01-2010 12:25

Если патология врожденная - это говорит о нарушении принципов гармонии и равновесия в уже не первом поколении. Но и дети не спроста в той или иной семье рождаются. Мы выбираем себе родителей со схожими жизненными задачами и уроками, чтобы учиться у них, как нужно жить или наоборот - как не нужно.
Дети учат родителей духовно, поскольку все душевные/духовные проблемы и стрессы родителей тут же отражаются на здоровье и поведении детей. А родители учат детей физически - как жить в этом мире, как к нему приспособиться и понять его.
Interpret 29-01-2010 13:44

Я как раз это читаю в книге "Исток жизни"!
Сканди 29-01-2010 14:33

Отлично
CNA 01-02-2010 12:55

Сканди. А Вы можете анализировать детские рисунки совсем маленьких. Нам сейчас 1 год и 3 месяца. Может ли этот рисунок что то рассказать о ребенке.
click for enlarge 1024 X 768 115,1 Kb picture
Сканди 01-02-2010 14:10

Рисунок может сказать, что ребенок умеет держать в руках карандаш и от души чиркать им на бумаге.
Я уже не раз писала, что более или менее серьезные выводы о душевном состоянии человека можно делать, начиная с 4х лет.
Цвето4ек 01-02-2010 17:04

Сканди, спасибо большое за тему, очень интересная!
Пока еще не все перечитала.
Скажите пожалуйста, а можно эту медотику отрабатывать с детишками постарше? Старшей дочке сейчас 7,5 лет. Хотелось бы помочь ей снять напряжение в связи со страхом неудач в школе, взаимоотношений со сверстниками и т.п.? Заранее прошу прощения, если это уже обсуждалось.
И еще вопрос. Дочка очень плохо рисует, на уровне 3х летнего ребенка. Я старалась не придавать этому значения, у нее много других талантов. Но теперь она и сама комплексует, что не умеет рисовать. Это важно, уметь рисовать? Надо ли этому учить?
Сканди 01-02-2010 17:12

Конечно, можно помочь. Возраст значения не имеет. О том, как именно, можно почитать в темах про рисунки, или прийти ко мне на занятие.
Насчет умения рисовать - если в целом ребенок развит для своего возраста, и даже, как вы говорите, имеет другие таланты, - то переживать не стоит. Мы все уникальны, и каждый имеет свои грани, которые сияют
Наташа0479 28-02-2010 12:20

Уже выкладывала рисунки старшего сына. Вот еще хочу вложить последние его работы:
click for enlarge 1920 X 1440 577,9 Kb pictureclick for enlarge 1536 X 2048 701,3 Kb pictureclick for enlarge 1920 X 1440 586,8 Kb picture
Хочется отметить, что первый рисунок он рисовал дома, а следующие в школе. Дома никто ему не помогал. И он сначала почему-то не нарисовал моего младшего сына. Только после моих просьб нарисовал его. Т.е.Димка появился на рисунке только после моих просьб (на рисунке он крайний слева, т.е. я держу его з ручку). И как обычно он все закрасил сине-голубым цветом. Хотя я думала, что он не будет фон разрисовывать. Вот почему у него все всегда в синем или красном цвете? И почему у него такое расположение в семье (Дима, я, мой муж и он)? Меня это несколько настораживает. Почему он нарисовал только троих, и лишь после просьб Димку.
На мой вопрос - а где Дима, он сказал, что ему места не хватило, но если хочешь, то вот тут в углу нарисую. Прям шокировал меня. Что значит - если хочешь?
Сканди 01-03-2010 22:15

Наташа0479
Судя по всему, мальчик не чувствует себя с братом на равных позициях. Об этом говорят и ваши комментарии, и порядок расположения фигур на листе. Брата он воспринимает либо как человека вне категорий (не взрослый с одной стороны, и не равный сыну - с другой), либо как ваше собственное продолжение, вашу часть, без которой, по мнению сына, вы можете самостоятельно обходиться.
Ваш муж ближе к нему на рисунке потому, что он, скорее всего, не погружен так сильно в общение с младшим ребенком, и более доступен и близок для старшего.
Красные и синие тона говоря о том, что в данный момент у ребенка наиболее активны такие области жизни, как движение, спорт, развитие физического тела (красный) и обучение мыслительному процессу, навык выстраивания собственных логических цепочек, навык вникания в суть того или иного предмета (синий).
Наташа0479 01-03-2010 22:25

Значит все-таки это его беспокоит. На рисунке нас с мужем нарисовал держащимися за руки, а сам чуть в стороне. Неужели он считает, что он нам не нужен или мы его не любим? Наверное, действительно я большую часть времени пока отдаю младшему сыну. Но ведь стараюсь и ему много посвятить времени. Да и вместе с детьми обоими стараюсь как-то занять время.
Сканди 01-03-2010 22:35

Мне кажется, это пройдет со временем. Я считаю так, потому что рисунки-то у мальчика в целом яркие, красочные, позитивные.
А насчет уделять внимание - дети, бывает, реагируют не столько на недостаток общения, сколько на величину маминой тревоги внутренней, мысленной заботы, направленной на младших. Можно играть со старшим, но мыслями быть с младшим, думать постоянно о младшем - дети бессознательно это чувствуют.
Наташа0479 01-03-2010 22:40

Спасибо, Сканди. А то я уже в себе начала копаться (Вы, наверное, помните мой рисунок во взрослой теме). Вот и думаю, что ребенок на мое состояние так реагирует. А сейчас Вы это подтвердили.
Сканди 09-03-2010 21:45

Кузьминична, тут есть тема соседняя - "Помогите одинокой маме" называется. Там в первом посте мой телефон есть, звоните, сможем договориться о встрече)
Joan! 26-03-2010 19:56

Сканди, прокомментируйте рисунок ребенка 4 лет. Может такими каракулями весь лист ватмана урисовать. Человечков рисует под пистолетом (2 шт за всю сознательную жизнь). Может, опасается моей реакции-критики , хоть и стараюсь восхищаться, да нет-нет за язык дернут -давай здесь елочки, а там колесики нарисуем. После этого рисовать отказывается сразу
800 x 600
Сканди 26-03-2010 21:22

Здравствуйте, Джоан. Рисунок вашего сына характеризует его психотип, в основе которого такое свойство личности, как расколотость. Обычно это характерно для людей, чье появление на свет сопровождалось негативными эмоциями и стрессами близких, если была угроза беременности, или сомнения по поводу рожать-не рожать, или мысли об аборте, или тяжелые роды.
Ребенок испытывает страх за свою жизнь, угрозу своему существованию, и бессознательно формирует психическую защиту - словно раскалывает себя на кусочки, на части, полагая, что так у него будет больше шансов остаться в живых. Если умрет какая-то часть, другие ведь останутся.
Человеку с таким психотипом свойственна худоба, нескладность, несуразность, рассеянность. Он может казаться нелогичным, не от мира сего. Про таких людей говорят "витает в облаках".
Коррекция может проводиться в форме игры. Такие люди очень боятся действовать, то есть проявлять себя - ведь если себя проявишь, тебя могут заметить и уничтожить. Поэтому нужно учиться играть, обыгрывать ситуации, не зацикливаясь на результате, помня, что это всего лишь ИГРА.
В вашем случае можно поиграть в игру - собери из закорючек целое. Жила-была красивая картина, но однажды налетел сильный ураган. Он разметал части картины по листу, и части частей раскидал по разным уголочкам. И картина стала похожа на поле, усеянное обломками. Давай попробуем собать ее снова в единое целое.
Кстати. отказ рисовать человечка, то есть образ человека в целом, также указывает на расколотость и страх быть целым, быть собой, проявлять себя.
Joan! 27-03-2010 21:29

Спасибо, Сканди. Не посоветуете, что еще можно почитать на эту тему?
Joan! 27-03-2010 21:37

А постоянные игры с конструктором - он все дополняет и дополняет детальками машину пока она не начнет быть похожа на Вавилонскую башню- это не его самостоятельная коррекция?
Сканди 27-03-2010 21:40

Очень похоже на то, да. В личку вам напишу, что можно почитать.
Joan! 11-04-2010 22:29

Сканди, а теперь он, перед тем, как что-то нарисовать, рисует сначала рамочку по краю листа, а внутри рамочки - свои каракули. Это уже попытка объединения себя. Почитала я предложенную Вами литературу, стало грустно, но понятней, как себя вести с ребенком
Joan! 11-04-2010 22:30

в середине текста вопрос должен быть)))это уже попытка объединения себя?
Сканди 11-04-2010 22:32

Добрый знак - рамочка.
А вы не прбовали из каракуль, играя, нарисовать что-то более целостное?
Joan! 11-04-2010 22:41

он рисует под пистолетом, пока хорошо пошли раскраски-развивалки. Под их впечатлением он и нарисовал мне 2 раза рамочку, а в ней,,, шкаф!с полками(линии поперек) и одеждой (линии вдоль) потом это же стало рельсы-рельсы, на этом дело рисования закончилось пока, но он очень гордился своим творчеством и показывал всей плюшевой живности
Сканди 11-04-2010 22:58

Ну вот уже образы какие-то пошли - шкаф, рельсы... Логичность, а не алогичность. Добрый знак)
Сканди 05-05-2010 12:32

Френч, я вам в ПМ написала.
koshamisha 25-05-2010 15:34

собственно, вот в чём вопрос - побывала в саду на собрании+открытое занятие. дети делали аппликацию(на качество не смотрим, не в этом дело ). Меня заинтересовал такой момент - почти все дети расположили фигурки внизу листа, некоторые - посредине... и один мальчик - мой сынок - вверху... Мне просто интересно(ну или я дурью маюсь ) - это о чём-то говорит? или он просто такой рассеянный? наклеил, где уж вышло?

Сканди 25-05-2010 15:43

Это может говорить либо о рассеянности, либо о неуверенности в правильности своего выбора и своих действий, либо об оторванности от реальности. Некоторые исследователи считают даже, что по такому расположению рисунка на листе можно прогнозировать скорую смерть ребенка. Но не пугайтесь, эти исследователи распространяют свою гипотезу только на детей, больных неизлечимыми заболеванями (лейкемией, например).
А в остальном - сколько-нибудь серьезные выводы можно делать лишь при повторяющемся случае, когда малыш из раза в раз рисует вверху листа, аппликации делает, и прочее.
koshamisha 25-05-2010 15:47

да уж, "не пугайтесь" Испугали, конечно.
задумалась. вообще-то рисунки у него всегда обычные - внизу листа располагаются, т.е. "на твердой почве".
Спасибо
Сканди 25-05-2010 15:53

Тогда не стоит беспокоиться, Светлана. Если это не правило, а исключение.
koshamisha 25-05-2010 16:25

хорошо
IzhAlin 25-05-2010 17:11

сканди, а вы анализируете рисунки детей с какого возраста?
например, двухлетняя дочка пока не рисует ничего определенного (я называю это "чиркает, т.е. должна ли для анализа быть какая-то форма у рисунка?
коряво сформулировала
Сканди 25-05-2010 17:17

По рисункам можно говорить с определенной долей вероятности, только с 4 лет пациента
IzhAlin 25-05-2010 17:21

ясно, спасибо
Ко Ко 03-06-2010 15:31

Выкладываю давно нарисованные (зимой) работы ребенка.

click for enlarge 1920 X 1440  98,3 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 116,6 Kb picture
Сканди 03-06-2010 17:37

Ко ко, сколько лет ребенку? Первый рисунок - это семья, а второй на какую тему?
На рисунке семьи справа от мальчика что такое нарисовано?
Сканди 03-06-2010 17:38

И Маша с мамой - что такое делают? А папа что делает?
Ко Ко 04-06-2010 09:14

Ребенку на момент рисования 10 лет. Маша по шведской стенке лезет, мама рядом стоит, справа от Мальчика кровать, папа видимо работает за столом.
Второй рисунок - произвольный, на свободную тему. (были новогодние праздники).
Сканди 04-06-2010 09:43

Для 10 лет рисунок человека слабоват. Так человечков рисуют в 5 лет обычно. Такое схематичное изображение человека в этом возрасте может свидетельствовать о страхе быть собой, о страхе перед миром людей (перед их оценкой, перед самоопределением, нахождением своего места). Соответственно, раскрашенные фрагменты на первом рисунке - это вещи, связанные с каким-то эмоциями мальчика. Ну, новый год - понятно, очень яркое событие. И елка нарисована лучше всего остального на этом рисунке. Лестница имеет красный цвет - это насыщенные эмоции физического плана, полнота физической активности. Желтый - цвет воли, волевого усилия, а еще - это цвет страха в некоторых случаях. Возможно, папин стол, работа папина - это в восприятии мальчика одно большое "ДОЛЖНО", должен, должны. Подавляет ли отец сына? Вообще - имеет ли авторитарные нотки в характере? Глядя на рисунок, можно об этом задуматься.
Елка наклонена, будто падает. Возможно, это означает пессимистические настроения ребенка: если даже есть радость, его не покидает ощущение скоротечности, или хрупкости этой радости, что может испортить праздник.

Второй рисунок поразил меня четкой геометрией и гармонией форм. Он гораздо более наполнен жизнью, чем первый рисунок. Возможно, это связано с тем, что первый он должен был нарисовать на заданную тему, а второй - на тему, которую выбрал бы он сам. Окон в доме 6. Членов семьи на первом рисунке - 4. Есть еще 2 человека, которые важны для мальчика. которые живут в его душе, а в домике им отведены комнаты за круглыми окнами. Два дерева на рисунке, одно из них явно береза - символизируют мужское и женское начала, они стоят с боков дома, и как бы оберегают, охраняют, создают равновесие начал.
Вообще, по второму рисунку можно сказать о его авторе, что он внутренне спокойный, имеющий хорошую прочную базу для дальнейшего развития и личностного роста. Главное - меньше давить на него, и больше принимать таким, как он есть, и, возможно, меньше вмешиваться в его жизнь, как ни странно это может прозвучать.

Ко Ко 04-06-2010 10:04

Спасибо большое за комментарии...
Про авторитарные нотки - есть такое!
Про окна - очень поразила информация....
Совет понятен, в принципе, будем пробовать)))))
basica 22-08-2010 15:07

хочу поднять тему...
добрый день, Ольга, а занятия по арттерапии сейчас проводите?
Сканди 22-08-2010 15:10

Здравствуйте, Люба. Вас интересует групповое занятие, или личная консультация?
basica 22-08-2010 15:12

сейчас в пм напишу
Упрямая 30-08-2010 13:57

Оля, посмотри пожалуйста рисунок Сони. Меня немного настораживает, что все нарисовано черной ручкой, она ей обычно так много не рисует. И то что трава спрятана под землей.
Нарисовано поле ромашек, и мохнатый цветок это тюльпан. Еще одна ромашка вверху в небе, а над цветами шагает цыпленок. На небе солнышко и облака, все с личиками.
click for enlarge 1920 X 1440 194,3 Kb picture
Сканди 30-08-2010 21:37

Рисунок рассказывает о сумбурности в семье. Цыпленок - это Соня. Цветок над ней - это самый значимый для нее близкий человек. Возможно, ты. Цветы внизу - остальные члены семьи и люди, с которыми Соня часто общается. Тюльпан - это отец. Трава под землей: земля - пища, силы, деньги; трава - то, что взрастает на земле, благодаря земле. Трава - любовь, радость. Трава под землей - когда сила, деньги и материальные ценности становятся самоцелью, а не средством быть счастливыми, подмена понятий, мешанина в системе ценностей.
Рисунок говорит еще о том, что верхний цветок противопоставляет себя всем остальным, он НАД ними, выше всех. Эта позиция цветка давит на цыпленка, не исключено, что, сопротивляясь этому давлению, цыпленок станет устраивать бурные сцены протеста или непослушания.
Упрямая 30-08-2010 22:12

Оля, точно,вчера как раз была ситуация. Мне надо было работать дома, срочный заказ для уважаемого мною человека и дополнительный заработок. Я Соню еще накануне предупреждала что мне надо дома работать и чтоб она мне не мешала, естественно она постоянно около меня крутилась с кучей просьб, несмотря на то что дома бабушка и папа. И от того что я не обращаю на нее внимание безобразничала и неслушалась несмотря ни на что, в итоге наказана на целую неделю.
Немного успокаивает, что этот рисунок отражение единичной ситуации. Сейчас сидит рисует солнышко и зайца сиреневой ручкой, посмотрю что получится.
Упрямая 30-08-2010 22:32

Вот, выкладываю что нарисовала сейчас, мы вместе рисовали, я свою сюда же выкладываю.
В центре заяц около новогодней елки, вверху солнышко улыбающееся, она потом еще бабочку дорисовала над елкой, бабочка как будто вверх летит. Круг над зайцем думаю с моего рисунка срисовала.
На моем справа птица типа сокола или коршуна, слева журавль, над ними косяки птиц, окло елки нора барсучья или лисья.
click for enlarge 1920 X 1440 215,0 Kb picture
Marimama 09-11-2010 11:18

Уважаемая Сканди, так много полезного в вашей теме, спасибо вам!
Попробовали с ребенком нарисовать его страх, у него сильный страх смерти, я писала на дружественном форуме, вы посоветовали порисовать попробовать. Так вот: я предложила ему нарисовать свой страх, он нарисовал человечка, проткнутого стрелой и подписал сверху "я". Я попыталась с ним поговорить, на что похожа эта стрела, может быть, на фейерверк? А давай на другой стороне трансформируем эту стрелу, он переделал ее в хлопушку, потом нарисовал праздник, елку, радующихся людей. Скажите пожалуйста, что еще можно сделать, что вы посоветуете?
Все равно несколько раз в день он говорит, что опять про ЭТО вспомнил, я ему предлегаю рисунок посмотреть, только мне кажется, что это не помогает.
Вообще у нас много разных проблем, просто руки опускаются у меня уже.
Сканди 09-11-2010 11:25

Маримама, стрелу лучше было бы не в фейерверк трансформировать, а сначала выяснить, кто ее послал? Нарисовать стрелка, лучника. И с ним поговорить в форме сказки-игры - кто он? Почему стреляет в мальчика? А может, он испробовал все, чтобы мальчик обратил на него внимание и услышал, и ничего не помогло, поэтому он взял стрелу и выстрелил.
И если страх давний, то и рисовать нужно больше, чаще. Вот почитайте еще здесь, ведется обсуждение причин детских заболеваний и проблем.
https://izhevsk.ru/forummessage/73/1147603.html
Marimama 09-11-2010 11:37

Ну вот, я же сразу сказала, что не умею
Фантазии никакой нет, как вот с детьми заниматься при отсутствии фантазии?
Сканди 09-11-2010 11:49

Вспомнить о своем внутреннем ребенке, дать ему выйти на поверхность Или к специалисту обратиться.
Marimama 09-11-2010 11:57

И все-таки, уважаемая Сканди, теперь-то что делать? Снова по новой страх рисовать и переделывать или тот рисунок пересматривать? Что вы посоветуете?

И еще такой вопрос: можно ли пытаться справиться сразу с несколькими проблемами или "в очередь их, в очередь"?

ПС: а насчет помощи специалиста, так я и пыталась обратиться к специалисту, если вы заметили. Спасибо вам огромное за внимание!

Сканди 09-11-2010 12:03

Попробуйте порисовать снова. Скажите сыну - ты знаешь, я вот подумала, наверное твоя стрела откуда-то ведь прилетела? Как ты думаешь, откуда? И пусть он сам отвечает. Вообще в работе старайтесь задавать больше вопросов, а ответы пусть сын дает.
Насчет очередности проблем сказать не могу, все зависит от самих проблем. Часто бывает, что одно является следствием другого, и по принципу домино. В этом случае нужно разбираться с первопричиной, тогда и остальное встанет на места. А если по одиночке пытаться поставить упавшие доминошки, не разобравшись с тем, что их толкает одна на другую, то и результата по сути-то, не будет.

Насчет специалиста я имела в виду консультацию, если вы сами не в силах рисовать, задавать вопросы и фантазировать.

Marimama 09-11-2010 12:13

А вы сейчас проводите консультации или может быть занятия?
Сканди 09-11-2010 12:32

Да, я консультирую. Написала вам в ПМ.
Мне не больно 09-11-2010 14:11

Сканди, я хочу попросить "продиагностировать" наш рисунок и возник вопрос: рисунок, который может помочь лучше понять переживания ребенка, должен быть случайно выбран из детских рисунков, или ребенку надо дать задание - "нарисуй свой страх", "Нарисуй свою семью", "нарисуй себя в школе"? т.е. тематику надо определить?
albaniaya 09-11-2010 14:26

Сканди, извини, если ты уже писала, но хотела спросить. Деть рисует очень много и у нее получается сейчас очень красивые рисунки. По поводу семьи и трактования, кто как расположен и какие цвета, тоже мне понятно. Дочка начала еще тексты подписывать своим героям. В принципе все рисунки доброжелательные, но знаешь ведь в голове вечно сидит какой-то страх, что возможно что-то скрывается и недоговаривается. Теперь маюсь, что неужели ее ничего не тревожит? Т.е. я знаю, что ее тревожит отношение в семье, так как у нее остался страх, увиденного с отцом и она боится повторения. При этом рисует сейчас семью, все довольные, счастливые и говорят, что друг друга любят. Я хочу, чтобы ее отпустил страх, что нам могут причинить вред. Знаю, что надо начать с себя, но не получается. Может через рисунок что-то попробовать? Рисунки дочки могу сфоткать и выставить.
Сканди 09-11-2010 15:38

quote:
Originally posted by Мне не больно:
Сканди, я хочу попросить "продиагностировать" наш рисунок и возник вопрос: рисунок, который может помочь лучше понять переживания ребенка, должен быть случайно выбран из детских рисунков, или ребенку надо дать задание - "нарисуй свой страх", "Нарисуй свою семью", "нарисуй себя в школе"? т.е. тематику надо определить?

Если рисунки ребенка традиционны, то есть похожи один на другой по сюжетам, стилю - достаточно одного рисунка, произвольно взятого из стопки уже нарисованных. Это подходит также, если нет особых проблем у ребенка, а вы просто хотите проанализировать его рисунки, из любопытства.
А если есть конкретная проблема, то тему для рисунка нужно выбирать, исходя из проблемы.

Сканди 09-11-2010 15:38

quote:
Originally posted by albaniaya:
Сканди, извини, если ты уже писала, но хотела спросить. Деть рисует очень много и у нее получается сейчас очень красивые рисунки. По поводу семьи и трактования, кто как расположен и какие цвета, тоже мне понятно. Дочка начала еще тексты подписывать своим героям. В принципе все рисунки доброжелательные, но знаешь ведь в голове вечно сидит какой-то страх, что возможно что-то скрывается и недоговаривается. Теперь маюсь, что неужели ее ничего не тревожит? Т.е. я знаю, что ее тревожит отношение в семье, так как у нее остался страх, увиденного с отцом и она боится повторения. При этом рисует сейчас семью, все довольные, счастливые и говорят, что друг друга любят. Я хочу, чтобы ее отпустил страх, что нам могут причинить вред. Знаю, что надо начать с себя, но не получается. Может через рисунок что-то попробовать? Рисунки дочки могу сфоткать и выставить.

Альбина, если дочка рисует позитивные рисунки, она, во-первых, может через них "лечить" себя от страха, а во-вторых, может, этот страх уже и отпустил ее. Мне кажется, ты проецируешь через нее свои собственные переживания - это не ее, а тебя

"тревожит отношение в семье, так как остался страх, увиденного с БМ и она боится повторения".

Почему я так предполагаю, а потому, что дети обычно не умеют врать, особенно когда рисуют произвольные рисунки, от души. Там все равно будет отражено все внутреннее состояние ребенка. Если тебя что-то беспокоит, выкладывай сюда рисунки, я посмотрю.

albaniaya 09-11-2010 15:53

да, именно меня не отпускает. Я вижу стращные сны. И я знаю, что дочь чувствует мою боль. Я не хочу, чтобы она ненавидела отца. (но сама не могу этого сделать). но она о нем не говорит, старается мне делать хорошо. Сейчас в школу отведу ее и посмотрю ее рисунки.
Сканди 09-11-2010 15:54

Сама порисуй, пропиши свой страх очень подробно, и боль свою пропиши.
albaniaya 09-11-2010 16:16

БМ рисовать? как-то я не могу, наверное, пока.
Это рисунки августа. Четыре из одной серии, были нарисованы за один раз. Второй рисунок: Я, Яна и мой муж.
click for enlarge 1920 X 1440 572,3 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 541,6 Kb picture
Это рисунок ноября. написано "моя семья". Мы все в коронах, видимо царская семья.
Если смотреть слева на право, то Яна говорит: ты наш принц, я отвечаю: да. А муж говорит: я вас люблю.

click for enlarge 1920 X 1440 533,9 Kb picture
Сканди 10-11-2010 13:38

Альбина, рисунки хорошие очень. Августовская серия - как будто нежность на волю выпустили, будто бы она свой мир обрела у Яны в сердце. Там, где вы втроем - очень интересно - у вас сплошная линия рук, взаимовыручка такая ощущается. И Яна в центре, значит, в безопасности, окруженная поддержкой и заботой. Также она ощущает себя на равных в семье - на рисунке все одинакового роста, все важны друг для друга.
И последний рисунок - ты конечно королева) В центре, в самой большой короне, больше всех сама. В понимании Яны ты счастлива, и это видно. По-моему, вы там все счастливы, если судить по рисункам
А то, что она подписывает рисунки, в данном конкретном случае означает, что ее герои оживают, что она сама оживает в своем внутреннем мире. В общем, всё ровно так, как ты о ней и рассказываешь - ребенок ожил)
Я очень-очень за тебя рада
albaniaya 10-11-2010 13:45

Ооой, Сканди, спасибо большое Я знаешь, думала открою, а ты мне расскажешь про наши проблемы. А-то мне радосто и жутко страшно (хочется проблему чтоли какую-то чтобы не так сладко было ). У меня -то проблем много, а за дочу я вижу изменения и безумно рада этим изменениям и очень боюсь потерять её и разбить её благополучие. Ну отлично, состряпаю ей пирог сегодня - она как раз просила
Сканди 10-11-2010 13:49

Еще - у твоего любимого имя красивое очень)) Мне нра)) В общем, молодечище ты, взяла себя в руки, передумала умирать и новую жизнь начала. Учитесь, девочки, у албании!
albaniaya 10-11-2010 13:53

спасибо, Сканди. Имя это только для друзей и домашних (в паспорте другое). Оно такое мягкое, шуршащее, с придыханием
маргошенька 11-11-2010 15:38

Здравствуйте!Тоже очень интересно услышать ваше мнение. Дочери недавно исполнилось 4.Рисует и лепит аппликации. Вот это из пластилина, где то месячной давности.

click for enlarge 640 X 480  73,0 Kb picture
click for enlarge 640 X 480  75,4 Kb picture
Сканди 11-11-2010 16:27

А вы расскажите, пожалуйста, что она изобразила в работах.
маргошенька 11-11-2010 16:38

на первом- кошка, цыплята под зонтиком и домик.
на втором- цветочная поляна и кто то там есть среди цветов, не помню кто ,то ли животное, то ли насекомое.
маргошенька 11-11-2010 16:39

еще солнышко там есть между небом и цветами)))))
Сканди 11-11-2010 16:46

Мне ваши работы нравятся. Небо есть, солнце есть, цветы есть, домик тоже. Цвета яркие, светлые. Сюжеты позитивные. Вроде бы, никаких поводов тревожиться нет.