Зачем нужны такие журнальчики для мам?
Рецензия журнала <Твой малыш> ,N 5, май 2012
с точки зрения консультанта по грудному вскармливанию
http://iskusstvo-mama.kh.ua/?p=2929
Журналы для мам бывают разные. Бывают более или менее информативные, бывают красочные, бывают просто журнальчики, пролистав которые, тут же забываешь, о чем читал. Журнал <Твой Малыш>, наверное, можно назвать ненавязчивым рекламным журнальчиком. Но, вчитываясь в незамысловатые статейки, поражаешься, как порой однобоко и неоднозначно может подаваться информация. Очень надеюсь, что большинство мам сейчас достаточно грамотные и могут <отделить зерна от плевел>. Только непонятно, зачем нужны журналы такого уровня? Наверное, только для рекламы:
Как консультанту по грудному вскармливанию в супермаркете <бросилось в глаза> название-анонс статьи <Когда давать пустышку?> в майском номере 2012 года. Действительно, кода же ее давать? Открыла журнала, пролистала и под достаточно сильным впечатлением: <Ребята! Вы это всерьез? Ведь это же читают!> купила журнал, чтобы написать свою критичную рецензию с точки зрения консультанта по грудному вскармливанию на этот номер журнальчика.
Прежде всего, что для меня явилось достаточно неприятным - это фамильярное обращение к читателю на <ты>. Причем сквозит не дружеское обращение, а какое-то снисходительное, как к школьникам. Читать неоднозначные советы с обращением на <ты>, мягко говоря, раздражало.
Читать далее:
А дальше - больше. Я понимаю, что журнал - это, прежде всего, коммерческое издание, но все-таки одна из целей журнала (очень хочется надеяться!) - нести хоть что-то полезное для родителей. Поэтому, редакции надо стараться найти грань, за которой уже <занадто> (укр. <слишком> ). Журнал <Твой малыш> явно перешел эту грань в области рекламы искусственных смесей. Причем реклама смесей ведется очень и очень навязчиво, активно и достаточно агрессивно. На внутренней странице обложки мы видим улыбающегося малыша рядом с пачками смеси. Ну, конечно же, это известный нарушитель Международного Кодекса маркетинга заменителей грудного молока - компания <Nestle>! Через страницу мы опять встречаемся с логотипом этой же компании и их неоднозначным рекламным слоганом <Расти здоровым с первых дней>.
Журнал, несомненно, рекордсмен по нарушению Международного Кодекса маркетинга заменителей грудного молока. Этот кодекс запрещает любую рекламу смесей, бутылок, пустышек. Конечно, в современных экономических условиях журналы активно нарушают кодекс, но ведь можно хотя бы не в рекламных материалах соблюдать кодекс. Вот, например, на фотографии к статье <Первые дни дома> ребенок спит с пустышкой. Разве нет возможности найти фотографию без нее?
И вот первая неоднозначная статья <Бутылочки: выбираем и ухаживаем>. Цитата: < Даже если ты кормишь ребенка грудью, в доме должно быть несколько бутылочек. По крайней мере, в жаркое время года (сегодня разрешают даже грудничкам давать немного водички летом)> Кто это писал, имеет ли хоть какое-нибудь представление о современных рекомендациях по грудному вскармливанию? Думается, что навряд ли. Чаще всего, ребенку, который находится на грудном вскармливании, бутылочки не нужны вообще. При необходимости докорм дается не из бутылки. Это одна из базовых рекомендаций ВОЗ по грудному вскармливанию. И, конечно, рекламный слоган <Стоит купить!> в конце статьи совсем неуместен. А, по мнению редакции, стоит купить: <соску круглую силиконовую>, <бутылочку с отверстием>, <бутылочку <Естественное кормление> (мое прим.: словосочетание <Естественное кормление и бутылочка - нонсенс), <электрический стерилизатор>, <ершик для мытья бутылочек>. Конечно же, при естественном вскармливании ничего этого покупать не стоит.
Вторая неоднозначная статья: <Когда давать пустышку?> Естественно, на фотографии малыш с пустышкой.: Хотя это, навряд ли, естественно. По моему мнению, данная статья является просто рекламой пустышек, материал подан однобоко и предвзято. Вывод прост и понятен: <Пустышка - это норма>. Конечно же, статья нарушает и Международный Кодекс маркетинга заменителей грудного молока (напомню, что реклама сосок, по идее, запрещена), а также современные рекомендации по грудному вскармливанию. Интересно, что при проблемах с трещинами на соске (трещины, чаще всего, являются результатом неправильного прикладывания!) дается рекомендация давать пустышку. Автор не в курсе, что при неправильном прикладывании использование пустышки лишь усугубляет проблему? В общем, с точки зрения консультанта по грудному вскармливанию, статья написана непрофессионально и с уклоном в сторону рекламы пустышек. И опять рубрика <Стоит купить!> в конце статьи. Теперь нам навязчиво предлагают приобрести ортодонтическую дышащую пустышку, силиконовую анатомическую пустышку, ночную пустышку, стерилизатор для сосок. Рядом реклама соски с лозунгом <Теперь я уверена, что все правильно>. При этом указано, что с соской такой формы происходит <природный процесс сосания, как при грудном вскармливании>. Но такого не может быть в принципе, это абсолютно разные процессы: сосание груди и соски любой формы. Производители сосок, мягко говоря, лукавят, а редакция журнала поддерживает это лукавство.
Следующая статья, которая поразила своим непрофессионализмом - это <Всегда рядом!> К грудному вскармливанию эта статья отношения не имеет, но так как я имею определенный опыт слингоношения с двумя детьми, то не могла не заметить неточности в этой статье. Вернее сказать, не неточности, а настоящие ляпы. Автор путает эргономический рюкзачок с переноской типа <кенгурушка>. Речь в статье идет об эргономической кенгурушке (?!). На фотографиях представлены так называемые кенгурушки. Напомню, что в таких переносках ребенок находится далеко не в физиологической позе, опора при этом идет на промежность ребенка. Эргономический рюкзачок - это не <кенгурушка>, ребенок в рюкзачке не висит на промежности, а притянут к маме полотнищем рюкзачка и обхватывает маму плотно ножками. Естественно, что рядом размещается реклама рюкзака-кенгуру, то есть вредной <кенгурушки>.
Вот следующая неоднозначная статья - <Нужна замена>. При этом статья обильно иллюстрируется очередной агрессивной рекламой смесей. В статье идет речь о лактазной недостаточности, которая, чаще всего, не требует прекращения грудного вскармливания. Так как статья читается на фоне рекламы смесей и название у статьи соответствующее, то понятно, что при лактазной недостаточности навязчиво рекомендуется выбрать искусственную смесь. Но приводимые в статье симптомы лактазной недостаточности может иногда обнаруживать у своего ребенка практически каждая мама. Анализ кала на углеводы в настоящее время не признается достаточно информативным, тем более с указанным в статье показателем (выше 0,25%). Таким образом, не вызывает сомнения, что статья рекламирует искусственные смеси, прикрываясь лактазной недостаточностью.
Следующий <шедевр> - статья <Искусственник с рождения>. Конечно же, рядом со статьей на целую страницу очередная реклама смеси с лозунгом <Природная основа здоровья>. Складывается впечатление, что автор, а точнее, копирайтер статьи практически не знаком с физиологией лактации. Так, например, написано, что при плановом кесаревом сечении <придется подождать, пока твой организм разберется, что ребеночек родился, и произведет нужные для лактации гормоны.: Но покуда не прибудет молочко, маленького придется кормить смесью>. В действительности, молозиво есть у каждой родившей мамы, при этом неважно, что было: плановое, экстренное кесарево сечение или вагинальные роды. Позвольте маме прикладывать малыша к груди, а не докармливать без жизненно-важной необходимости смесью в первые сутки после родов - и все наладится. Кесарево сечение не является противопоказанием к раннему началу грудного вскармливания.
Статья <Смешанное вскармливание> размещена опять же рядом с рекламой смеси на всю страницу. Рекламируется смесь с лицемерным слоганом: <Природная забота о Вашем малыше!> Конечно, это так природно! О поддержке грудного вскармливания в статье ни слова, о существовании групп поддержки - тоже.
На следующей странице статья <Смесь на время>. И, конечно же, на всю страницу реклама очередной смеси. Тут уже читаем знакомый слоган: < Чтобы природно укрепить иммунную систему Вашего малыша>. Почему все производители детских смесей так любят это слово <природно>? На мой взгляд, оно не должно вообще употребляться в контексте искусственного питания. Статья явно написана под рекламируемую смесь. Внизу опять же в рубрике <Стоит купить!> нас призывают купить смесь определенной марки.
Статья <Есть средства от колик> просто наполнена мифами об уходе за новорожденным и грудном вскармливании. Например, о питании мамы: <Замени свежие овощи и фрукты тушеными, вареными, паровыми. А капусту, бобовые и виноград вовсе исключи из рациона>. Ну почему в других странах кормящие мамы едят и свежие овощи, и фрукты - и все нормально, а наши дети после этого обязательно мучаются коликами? Цитирую дальше: <А когда кроха насытится, не забудь подержать его вертикально, чтобы он отрыгнул воздух, который заглотнул при сосании>. Почему-то автор, то есть копирайтер, забыл упомянуть, что при правильном прикладывании ребенок не заглатывает воздух. Носить ребенка специально столбиком после кормления, как признано в настоящее время, особого смысла нет. Тем более, в борьбе с коликами. Также мы встречаем <дремучий> совет: <перед каждым кормлением выкладывать младенца на живот, на твердой поверхности>. Естественно, делать этого специально перед кормлением не надо. Поскольку рядом размещена реклама одного из <чудодейственных> лекарств от колик, то понятно, что статья писалась именно под это средство.
Пролистывая журнальчик дальше, мы видим, что обычных статей здесь практически не встретишь. Почти все написаны с конкретной рекламной целью. Введение прикорма, конечно же, сопровождается обильной рекламой баночек, конкретных производителей творожков, каш и пр.
Получается, что в основе принципа этого журнала лежит копирайтинг под конкретный рекламный продукт. И все бы ничего, но все-таки нельзя забывать, что журнал предназначен для тех, кто ждет малыша или у кого ребенок совсем маленький. Но это не означает, что все <мамочки> (любимое обращение к своим читателям редакции журнала - это отдельная тема для будущей статьи) малообразованные, глуповатые, не имеющие других источников информации! И, конечно же, должны быть хоть какие-то этические нормы в отношении рекламы искусственных смесей, пустышек, сосок, бутылок! На 40 первых страницах журнала <Твой малыш> размещена 10(!) раз реклама искусственных смесей, причем, чаще всего, на всю страницу с лозунгами <Природно> и пр. Во всем журнале нигде не говорится, что проблемы с грудным вскармливанием решаемы, что нужно для этого делать.
К сожалению, рождение ребенка в настоящее время часто воспринимается как одно из дорогостоящих удовольствий. Сколько всего надо купить! Бизнес на детских товарах достаточно прибылен, так как многие товары достаточны дорогие. Но очень и очень часто много из того, что предлагают купить, совсем и не нужно ни Вам, ни Вашему ребенку. Жаль, что журнал <Твой малыш> пошел по пути агрессивного маркетинга этих товаров, а не путем подачи интересной, важной и нужной информации об уходе за ребенком. Наверное, это достаточно сложно. Но хочется верить, что редакция сможет что-то хоть немного поменять и будет публиковать хотя бы более профессиональные статьи.
Кастаковская Елена,
консультант по грудному вскармливанию,
Центр <Искусство материнства>, Харьков