http://umnitsa-loshad.livejournal.com/254388.html 1. Грудное вскармливание не сводится к процессу питания.
Не стоит верить утверждениям, что необходимость в сосании груди "не для еды" научно не доказана. Это не так. Существует достаточно научных данных о влиянии гормонов стресса на процессы развития и обмена веществ, и о том, что сосание в первые годы жизни служит механизмом для получения гормонов радости и нормализации работы нервной системы. Последний факт, кстати говоря, прекрасно известен детским врачам и психологам. Например, они рекомендуют обязательно давать ребенку-искусственнику пустышку для успокоения и удовлетворения потребности в сосании. По мнению этих специалистов, совершенно нормально сосать пустышку и бутылку до 3 или даже до 4 лет, а слишком раннее или резкое отлучение от заменителей груди считается фактором риска для развития детской психики. Однако эти же самые врачи и психологи утверждают, что ГВ после года уже не нужно, именно потому, что сосание груди воспринимают только как получение питания.
Как именно воздействует сосание груди на организм на уровне физиологии и почему оно так необходимо именно в раннем возрасте? Дело в том, что путь дискомфорт-стресс-дистресс ребенок первых месяцев жизни, в силу незрелости нервной системы, проходит очень быстро, буквально за несколько минут. При дистрессе начинают выделяться гормоны-глюкокортикоиды (кортизон и гидрокортизон , или кортизол). Эти гормоны присутствуют в организме человека и участвуют в обменных процессах. Однако повышение уровня глюкокортикоидов, и особенно хронический избыток этих гормонов, угнетающе действует на нервную систему. Доказана связь хронического избытка глюкокортикоидов с нарушениями поведения (вялость, быстрая утомляемость, сонливость), эмоционального состояния (беспокойство, тревога), обмена веществ (снижение веса, избыточный вес), гормонального баланса (например, при избытке глюкокортикоидов снижается выработка гормонов роста). В случае с младенцем, все системы которого только развиваются, это особенно опасно. Гормоны стресса способны разрушать нервные окончания, еще не покрытые защитной миелиновой оболочкой, и приводить к серьезным расстройствам развития.
Сосание груди является естественным механизмом, предусмотренным природой для быстрого и эффективного снижения уровня гормонов стресса в организме ребенка. Ротовая полость ребенка, особенно на языке, в районе мягкого неба и внутренней поверхности губ, насыщенна нервными окончаниями. При стимуляции нервных окончаний во время сосания груди в организме младенца начина вырабатываются гормоны, радости, любви и счастья (эндорфины, серотонин). В результате уровень гормонов стресса понижается и создаются условия для нормального развития нервной системы.
Для того, чтобы ребенок мог воспользоваться этой прекрасно работающей, отлаженной системой коррекции своего состояния, природа наделила его потребностью в сосании. При любом дискомфорте младенец испытывает желание сосать. Именно поэтому - а вовсе не для еды - дети первого года жизни обычно часто прикладываются к груди. Еда - в данном случае скорее приятный и полезный "побочный эффект". До 6 месяцев ребенок еще не умеет различать свои дискомфорты, не осознает, что испытывает голод, и даже не подозревает, что удовлетворяя грудью его потребность в сосании и получении гормонов радости, мать еще и кормит его!
Именно поэтому единственно физиологичным способом организации кормления грудью является кормление по требованию, когда грудь предлагается на каждое беспокойство или поисковое движение. Если ребенок ребенок слишком долго спит и не выражает требование груди, это должно стать основанием для серьезного беспокойства. Возможно, он слишком слаб, чтобы проснуться и проявить требование. Возможно, это так называемый стрессовый сон - одна из реакций организма на избыток глюкокортикоидов. Чаще всего, долго и непробудно дети спят отдельно от матери, поскольку в этом возрасте отсутствие физического контакта с матерью само по себе может стать источником дистресса. Подробнее об этом можно прочитать в материале "Материнский уход методом "кенгуру". В любом случае, если младенец первого месяца жизни спит более 2 часов, его необходимо будить и стимулировать к сосанию груди.
Из вышеизложенного понятно, почему кормление грудью не может быть организовано строго по часам, почему нельзя ограничивать ребенка в частоте и продолжительности прикладываний к груди - только сам ребенок знает, сколько ему необходимо сосать, чтобы снизить уровень гормонов стресса. Кроме того, очевидно, что частые кормления не являются признаком недостатка молока - это физиологическая норма, на которую рассчитаны мать и ребенок. Одновременно частные кормления являются природным механизмом поддержания лактации.
Соответственно, если кормление организовано по требованию на каждое беспокойство, становятся бессмысленным требование к ребенку обязательно высасывать определенный объем за одно кормление. Поскольку у младенца нет задачи за 5-7 раз высосать суточную норму, в разные кормления он имеет право высасывать не одинаковое количество молока; подрастая, дети и вовсе учатся сосать только для комфорта, не вызывая прилива молока.
Раз нет обязательных объемов, не нужны и контрольные взвешивания для установления этого объема, тем более они все равно ничего не говорят о количестве молока у матери. "<...> калорийность грудного молока, обусловленная в условиях современной неголодной жизни практически только лишь генетическими факторами, может отличаться, как минимум, вдвое, а то и втрое у разных женщин. Это напрямую зависит от жирности молока, а также от содержания в нем белков и углеводов. При этом не следует забывать, что молоко конкретной матери идеально соответствует индивидуальным потребностям ее собственного ребенка, поэтому понятия <неправильное> или <некачественное молоко> тем более не существует. Механизм обратной связи между малышом и матерью остается пока малоизученным, но ясно одно: состав грудного молока изменяется в зависимости от возраста крохи, его потребностей в тех или иных питательных веществах и способности к их перевариванию и, что более невероятно, даже погодных условий (они определяют, в частности, потребность малыша в жидкости). Понятно, что, не зная калорийности молока, невозможно даже примерно предположить, сколько его понадобится для удовлетворения потребности крохи.
Во-вторых, у грудничка показатели "сколько съел" и "сколько усвоил" могут сильно различаться. <...>. Таким образом, реальное количество полученных питательных веществ зависит не столько от объема поглощенного молока, сколько от объема усвоенного. Оба эти показателя значительно изменяются в течение суток, В одно кормление кроха может съесть 80 г молока и усвоить из них всего 20 г, а в другой раз съест 50 г и усвоит все 50. Становится понятно, почему в настоящее время педиатры и специалисты по грудному вскармливанию настоятельно не рекомендуют проводить так называемые контрольные взвешивания. (При них определяется вес младенца до и после кормления в тех же самых одежде, подгузнике и пр. Разница в массе позволяет сделать вывод об объеме съеденного за данное кормление молока.) Ведь объем порции, съеденной за кормление, - как уравнение с тремя неизвестными: неизвестная калорийность молока; неравномерные порции, высасываемые малюткой в течение дня; неизвестный объем реально усвоенного молока" ("Голодным не останется?", "9 месяцев", 2009-5, Дорофея Апаева, врач-педиатр, г. Москва).
Для того, чтобы понять, достаточно ли ребенку суточного объема высасываемого молока, нужно подсчитать количество мочеиспусканий. Нормативы ВОЗ - мочеиспусканий не должно быть менее 8-10 раз в течение суток для детей с 10-го дня жизни (до этого число мочеиспусканий должно быть не меньше возраста малыша в днях). Насколько оптимален состав молока, которое получает ребенок при кормлении по требованию (достаточно ли ему "заднего", более калорийного молока) можно определить по прибавкам в весе за неделю. Согласно новым нормативам ВОЗ для детей на грудном вскармливании, ребенок первых трех месяцев жизни может прибавлять от 450 гр до 2 кг в месяц, или 125-500 гр в неделю. Более частые взвешивания неинформативны и в большинстве случаев не нужны. Исключения - недоношенные, маловесные дети, дети, которые теряют вес.
Очевидно, что если кормление грудью не сводится к процессу питания, а связано с потребностью ребенка в сосании для нормализации работы нервной системы, эта самая потребность сохраняется у ребенка и тогда, когда он начинает активно есть взрослую еду. Про прикорм мы еще поговорим чуть ниже, в теме про состав грудного молока. Здесь же важно отметить, что получение прикорма не должно вытеснять или заменять прикладывания к груди, поскольку процесс получения взрослой еды и сосание груди преследуют совершенно разные цели.
Разумеется, подрастая, ребенок учится другим способам вырабатывать эндорфины и справляться с дистрессом, но потребность в сосании для успокоения сохраняется у детей первые 3-4 года жизни, а у некоторых - и дольше.
Вопроса о том, удовлетворяется ли потребность в сосании и выработке эндорфинов заменителями груди, мы тоже коснемся ниже, когда будем разбирать допущение N3 - "сосание груди и ее заменителей ничем не отличаются". Здесь остается только добавить, что ребенок, нервная система которого достаточно созревает, больше не нуждается в сосании на успокоение и перестает прикладываться к груди. Происходит естественное завершение грудного вскармливания.