Насколько возможен шанс объединения регионов и каков опыт регионов, уже прошедших процедуру объединения?
Вот что пишет журналист издания proper.ru Яна Яновская по прошествии 10 лет после объединения: <Что ожидали жители от объединения? Не знаю. Я четко понимала, что никаких перемен к лучшему после объединения не будет. Округ всегда был дотационным, а теперь и край у нас перестал быть донором. Денег в округе не было, нет и сейчас. Развития бизнеса и дорог - тоже. Многие люди просто уехали из округа. За 10 лет численность населения снизилась на 30%>. Стоит ли ждать чего-то принципиально иного от объединения Удмуртии с Пермским краем? Не думаю. Если сейчас Ижевск какой-никакой столичный город - то после объединения он станет обычным периферийным городком, наиболее активная и амбициозная молодежь скорее всего начнет переезжать в Пермь или еще дальше. Также Удмуртия потеряет свое прямое представительство в Совете Федерации и Государственной Думе. Рассчитывать на развитие экономики в таких условиях мне кажется крайне наивно.
А теперь давайте посмотрим насколько реально объединить округа с чисто процедурной точки зрения. Обязательной процедурой перед объединением должен стать референдум, на котором жители объединяющихся субъектов должны высказаться <ЗА> объединение. Если жителям Пермского края процедура укрупнения не несет каких-либо очевидных негативных последствий, то для Удмуртии они очевидны. На первый взгляд жителей Удмуртии будет очень тяжело склонить к референдуму, но тут лоббистам объединения может помочь как раз предвыборное законодательство - чтобы в период перед референдумом публично агитировать против объединения регионов необходимо в установленном порядке зарегистрировать инициативную группу, а сделать в условиях существующего законодательства не так просто. Как показывает опыт регионов, прошедших объединение - избирком может запросто не зарегистрировать группу <против объединения>, а даже если группу будет поддерживать сильная команда юристов, которая сможет восстановить регистрацию через суд - эта процедура может занять длительное время - например в Кудымкаре такую группу зарегистрировали через суд за два дня до референдума, когда было уже поздно, общественное мнение, в результате массированной информационной поддержке в местной прессе, тогда уже окончательно сложилось к объединению. Также ряд СМИ, выступавших против объединения в тот период, сперва жаловались на внезапно появившееся к ним пристальное внимание прокуратуры, а впоследствии риторика этих СМИ повернулась до строго противоположной - они также начали выступать за объединение субъектов.
С региональной элитой, которая безусловно будет против объединения, работать будет конечно гораздо сложнее, но как показывает опыт Коми, где вся элита была изначально против, но впоследствии, за очень редким исключением, выступила за - это также вопрос решаемый. В период подготовки к референдуму Коми посетили десятки федеральных чиновников, а апофеозом ситуации стал приезд Владимира Путина в начале ноября 2003 года (рефрендум прошел 7 декабря 2003 года) - <Ваше решение вполне оправданно. Объединившись, вы сможете более гармонично развивать свою экономику> - сказал в ходе визита Владимир Путин.
Также очень любопытна судьба основного идеолога и организатора процесса объединения - Юрия Трутнева - после удачного присоединения его карьера резко пошла в гору. С этой точки зрения становится вполне понятна мотивация Юрия Сапко, если он реально возьмется за процесс объединение регионов.