Что нас ждёт
На заседании Президиума Союза строителей новый руководитель МУП <Водоканал г. Иркутска> Владимир Пискайкин озвучил серьезную системную проблему. По существующему сегодня законодательству, Водоканал не может строить сети вне пределов Иркутска кроме как по индивидуальным тарифам, а размер этого тарифа не устраивает застройщиков. Об этом, о планах на будущее Иркутского водоканала, о принципах его работы и приоритетных задачах Владимир Пискайкин рассказал <Градостроителю>. В этом номере мы публикуем первую часть беседы.
- Итак, Владимир Николаевич, кто и как будет строить сети в Иркутском и других районах?
- Водоканал - унитарное муниципальное предприятие Иркутского муниципального образования. Он работает по утвержденной муниципалитетом инвестиционной программе, и его полномочия находятся в границах Иркутска. Но развитие Иркутска идет в сторону Байкала, на территории, которые не имеют своих водоканалов, инвестпрограмм, и источников финансирования. Я вынужден был поднять этот вопрос, потому что моя работа здесь началась с проверки контрольно-правового управления. Жизнь требует работать на территориях других муниципальных образований, но эта деятельность признана незаконной. Более того, в предписании, которое мы получили, сказано, что она противоречит целям и задачам инвестиционной программы Иркутска. С административной точки зрения каждый муниципалитет имеет свой бюджет, может устанавливать тарифы и образовывать структуры жизнеобеспечения. Исторически же все замкнулось на Иркутске, и все понимают, что нужны какие-то решения. Сейчас нас обязывают восстановить на счете суммы, которые ушли на строительство объектов за территорией Ирк утска. Неизвестно из каких источников, но восстановить. Сейчас все интенсивно этим вопросом занимаются, проходят совещания на уровне области и муниципалитета с привлечением районов.
В техническом задании на новую инвестпрограмму на 2016- 2020 годы тоже написано <инвестпрограмма города Иркутска>; мы не можем заказать инвестпрограмму для снабжения другого МО. Были благие пожелания в рамках этого договора перешагнуть рамки, но желания должны быть подкреплены финансами. Когда программа обсуждалась в первом приближении, разработчики учли пожелания близлежащих районов по развитию общей с Иркутском схемы развития. Но программа - это не только перечень мероприятий, а финансирования со стороны Иркутского района нет. Использовать источники финансирования из других МО нельзя, к тому же нет надлежащих, юридически грамотно оформленных межмуниципальных соглашений.
Получается, что на 5 лет (2016-2020) нужно 29 млрд., из них 19 млрд. - от Иркутского района. Это может остановить все строительство не только в Иркутском районе, но и в Иркутске. Вот такая парадоксальная ситуация. Отступать от закона нельзя. Делать исключения? Но они по прошествии времени подвергаются контролю органов прокур атуры, ревизионных органов. И все повторилось бы.
- А как в других регионах? Не думаю, что эта ситуация типична только для Иркутской области.
- Мне это пока неизвестно, плотно не изучал. Очевидно, что нужно решать административную проблему. Заключить не голословное, рамочное, а логически завершенное и подкрепленное финансами соглашение Иркутского района и Иркутска в каком-то направлении, и определить источники финансирования. Речь идет о бюджете иркутского района.
Администрацией города сегодня много делается для того, чтобы снять все эти внутренние противоречия. Новая управленческая команда способна решать такие масштабные задачи, и сейчас, чтобы комплексно развивать территорию в плане водоснабжения и водоотведения, нужен инициатор. Мои предшественники заключили договор с проектным институтом <ИркутскЭнергоПроект> на проект под названием <Солнечный 2>, в котором разрабатывается такая схема - до Новолисихи и Новоразводной. Схема еще не сдана, но стройка идет, и у многих сроки сдачи в конце этого года или в первом квартале следующего, то есть телега оказалась впереди лошади. Налицо непоследовательное решение вопроса. Надо бороться с причинами, а не со следствиями, и когда мы сможем построить эту работу, многие проблемы исчезнут.
Сейчас законодатель разрешает нам подключать объекты за пределами Иркутского МО по индивидуальному тарифу. Кажется, это выход из ситуации, и многие по нему пошли, но возникла другая проблема. Застройщикам тяжело платить за подключение по тарифам, рассчитанным на основании утвержденной инвестиционной программы. Когда мы начинаем считать по индивидуальному тарифу пропорционально нагрузке, которую надо увеличить и идем от пятна застройки до водоз абора и очистных сооружений, получаются весьма немаленькие суммы. Начинаются вопросы и нарекания в адрес водоканала, но мы действуем строго в рамках закона. Так, в случае с застройкой в Пивовварихе и Новолисихе ставка изначально делалась на локальные автономные комплексы. Но у нас на прибайкальской территории вообще все виды строительства ограничены, и когда полностью проработали этот вопрос, поняли, что это очень дорого. Добыть чистую воду у нас можно достаточно дешево, но не сбрасывать же стоки в водоем прибайкальской центральной экологической зоны? Поэтому решили работать по индивидуальному тарифу. Но централизованная система - это недешево. Нужно эту нагрузку где-то на водозаборе создать, провести через всю систему до сброса сточных вод, все коммуникации просмотреть.
Застройщики порой думают, что если задействовать административный ресурс и кого-то уговорить, дело сдвинется с мертвой точки. Но эти вещи, когда кого-то уговаривают, кончаются тем, что заводятся уголовные дела с достаточно жесткой формулировкой. Моих предшественников уговаривали, люди шли на нарушения, а органы прокураторы на то и органы прокураторы, чтобы следить за законностью. Правила должны быть едиными для всех.
- И схема, когда построенные сети принимаются в счет оплаты, тоже не проходит?
- Когда работаем по индивидуальному тарифу, она, вроде, описана, но у застройщиков все равно возникают вопросы. Они не довольны расценками, говорят: <нам кажется, должно быть меньше>. Но эти тарифы уже прошли многократную экспертизу на федеральном уровне и в департаментах муниципалитета, они утверждены постановлением мэра, и составляют не более 4-6% от общей стоимости строительства. И если застройщику <кажется, что должно быть меньше>:. я не знаю, чем я могу помочь, не нарушая закон.
Здесь нужна нормальная юридически - финансовая проработка, начиная от конкретных соглашений о сотрудничестве муниципалитетов между собой. Должно быть, прежде всего, административное решение с соответствующей финансовой схемой - откуда что брать. Желаний много, но где реальный источник финансирования? Через тариф? Способны жители Иркутского района эти 19 млрд. собрать на программу? А чтобы жители одного муниципального образования платили за другое - это явное нарушение закона.
- А целевое финансирование?
- Целевое финансирование можно использовать один раз под какой-то проект. Проект, как я говорил уже, сейчас на стадии разработки, но строительство-то уже идет. Согласились строить дальше по индивидуальному тарифу, но пока он разрабатывался - коробки поставили, а теперь отказываются договоры подписывать.
А ведь было совещание у министра по жилищной политике Иркутской области, решили пройти по процедуре установления индивидуального тарифа. Процедура завершилась изданием постановления мэра, в котором утвержден тариф. Проверили - перепроверили все, а теперь застройщики говорят, что тариф не нравится, давайте раза в 2,5 меньше. Ну как? Мы говорим: вы будете оспаривать постановление? Если оспаривать - идите в суд. То есть ситуация сводится к тому, кто кого уговорит на какие-то незаконные действия.
Индивидуальный тариф - нормальная, р азрешенная процедура строительства за пределами муниципального образования. Но надо понимать, что мощности ниоткуда не возьмутся. Инвестиционная программа ведь не от хорошей жизни разрабатывается. Если в городе хватает всех мощностей по сетям и по очистным сооружениям, то инвестиционная программа просто не нужна. Она рождается, когда мощности исчерпаны и их надо создать.
- Получается замкнутый круг?
- Да, вот в таком состоянии я принял ситуацию. Контролирующие органы уже отработали ситуацию, и я сейчас пытаюсь эту проблему донести до всех участников процесса, чтобы совместно ее решать. Потому что доходит до абсурда. Один застройщик, грозит вкопать в районе застройки железнодорожные цистерны и организовать вывоз на очистные. Целый <поезд> получится, кошмар. И постоянно все сводится к Водоканалу. Дескать, если Водоканал уговорить - все пойдет. Но уговорить Водоканал - значит впоследствии возбудить на директора уголовное дело. Я никогда никакой ответственности не боялся, но всегда стараюсь эффективно действовать в законодательном поле.
А когда создаются ситуации, когда работают одни исключения, то это не системно. Система - это когда все участники процесса на 99% следуют утвержденным, законным алгоритмам. Быва ют, конечно, исключения, с социальными объектами, с незащищенными слоями:.в каких-то отдельных случаях, но на 99,9% система должна работать автоматически. Такой системы, к сожалению, нет.
- Пока нет. И есть ощущение, что начинать надо с базовых моментов. Менять законодательство.
- Да. Радует, что, во-первых, в городе новая очень энергичная власть. И Путин - власть конкретная и деловая. Поэтому в области тоже есть понимание этой проблемы. Районы тоже готовы подстроиться. Самое главное, чтобы все поняли, что это не прихоть Водоканала - этому дал, а этому не дал, этому столько, а этому столько. Это вообще не предмет для разговора.
Ситуация тяжелая. В России законы часто существуют отдельно от реальной жизни. Это общая беда. А потом:.пару голов отрубили, и опять живем, ничего не меняя. Нужно налаживать механизм, который бы работал без каких-либо просьб. Не надо ни у кого ничего просить. Все, что положено, надо делать. Я не успел сюда придти, и мне говорят, что все хотят со мной встретиться, весь город хочет со мной встретиться!
- Еще бы, столько накопилось вопросов :
- А мне время надо, чтобы хотя бы:понять. У меня же работающий механизм - тысяча человек, которые каждый день занимается жизнеобеспечением города, кроме нового строительства.
- Строителей более всего интересуют вопросы, связанные с тарифами на подключение, причем не столько механизм их формирования, сколько более внятная схема взаимодействия, чтобы тарифы были известны заранее. Вот один из вопросов: <Могут ли тарифы на технологическое присоединение определяться заранее, при проведении аукциона на заключение договора на освоение земельного участка, чтобы максимально оптимизировать временные затраты на этапе проектирования?>
- Тарифы разрабатываются по абсолютно прозрачной схеме. Существует инвестиционная программа развития сетей инженерной инфраструктуры, она разрабатывается на пять лет. Там н е только перечень инженерных мероприятий, там, самое главное, суммы. И суммы, поделенные на увеличение нагрузки, как раз дают тариф на подключение. Сейчас, грубо говоря, если воду и канализацию подключаем, это обходится в два с лишним млн. рублей за 1м3. Допустим, застройщик строит объект, его параметры и нагрузки ему известны. Инвестиционная программа и утвержденные тарифы на подключение всегда в открытом доступе. Пожалуйста, перемножьте две цифры, и вы заранее узнаете плату за подключение. Крайне неприятно, когда начинаются спекуляции на эту тему. Мол, <мы не знали, вы нас удивили, если бы мы раньше знали>. Вы затеваете строительство и должны закладывать туда плату за подключение, за создание этой нагрузки. Застройщик <на берегу> знает эти все цифры. Это для него не неожиданность.
- Тем не менее, могут ли застройщики рассчитывать на помощь, если она нужна?
- У нас есть сервисный центр для работы с юридическими и физическими лицами. В нем разработаны все процедуры ускоренного прохождения.:. Можно подать заявку, и на эту заявку получить ответ. Система э та отработана и действует:и в отрытом доступе, в интернете все это можно найти по ключевым словам, по номерам постановлений, как угодно.
С индивидуальными тарифами сложнее, конечно. Поселки элитного жилья в Иркутском районе строятся по индивидуальным тарифам. Индивидуальный тариф, он на то и индивидуальный, что рассчитывается. Мало того, что его рассчитать надо, так эти расчеты проходят неоднократную экспертизу в отделах администрации, и могут быть утверждены только постановлением мэра. Мы же от себя ничего не выдумываем. Мы сейчас разрабатываем схему с учетом этих поселков. Это схема еще не закончена и не сдана, но уже обсуждается на всех уровнях, проходят совещания, и мы, естественно, ее используем, чтобы избежать ошибки и предусмотреть будущие нагрузки.
Принцип определение платы - долевой, поэтому в этом вопросе много спекуляций и несистемных решений. Кто-то сумел освоить эти земли, кто-то находится в состоянии ступора. Такая ситуация неприятна, прежде всего, для нас, для Водоканала.
- Так или иначе, выход найдется просто потому, что иначе нельзя. Стро йку нельзя остановить.
- Конечно. И нельзя переходить определенные параметры по стоимости 1м2 жилья. Потому что это тоже ЧП. В какой - то момент ситуация как система развивается, накапливает какое-то определенное качество, :
- И создается критическая масса проблем?
- Да. Нужны качественные преобразования. Я сторонник того, чтобы процессы действовали автоматически. Это самый правильно организованный процесс, потому что тогда не надо ставить тысячи надсмотрщиков, которые все равно всего не учтут, а надо создавать автоматически действующие процессы, чтобы не нужно было идти и договариваться обходными путями. Нужно действовать по закону, а если законы несовершенны, то их надо совершенствовать, добивать, а работу выводить на автоматические регуляторы.
- Вы готовы к этой работе?
- Ну конечно. Я за этим и пришел.
http://irkstroy.ru/content/articles/4510