Похоже, руководство Удмуртии не очень хорошо улавливает сигналы, идущие из Москвы в регионы. И премьер российского Правительства Дмитрий Медведев, и вице-премьеры все настойчивее советуют губернаторам не ездить в Москву за дополнительным финансированием даже самых замечательных проектов: кризис в стране, денег в бюджете нет, уймитесь. Но руководители территорий, и Глава Удмуртии Александр Соловьев в том числе, не унимаются.
С одной стороны, правильно делают, поскольку требовать у федерального центра финансирования или хотя бы софинансирования - их прямая обязанность, тем более что Удмуртия перечисляет в российскую казну куда больше, чем из нее получает. С другой, вице-премьеры и министры российского Правительства - не дети, и прекрасно понимают степень адекватности губернаторских запросов и лоббистские устремления руководителей территорий.
Последний визит Главы Удмуртии в Москву, на поклон к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, наглядно демонстрирует противоречивость ситуации.
<Конечно же, акцент был сделан на нашем главном проекте в молочном животноводстве - выходе за 5 лет на 1 миллион тонн молока в год. Без федеральной поддержки нам этот проект не реализовать, поэтому я, как и на встрече с министром сельского хозяйства России Александром Ткачевым, попросил поддержать нас из бюджета России в качестве пилотного проекта по импортозамещению в молочном животноводстве. Нам важно сейчас активно отработать это вопрос в Москве и добиться финансовой поддержки со стороны федерации> - заявил по итогам встречи Глава Удмуртии.
Что Александр Соловьев заявил о готовности региона работать в сфере импортозамещения - само по себе замечательно. И сам проект по выходу Удмуртии на производства 1 млн тонн молока кажется вполне достойным реализации: это и новые рабочие места, и инвестиции, и развитие производства. Вот только Глава Удмуртии сам же рубит сук, на котором рассчитывает сидеть.Если вдруг вице-премьер Аркадий Дворкович узнает о сокращении дотаций на производство молока в Удмуртии в среднем на 15% (именно такие данные приводят в разговорах владельцы хозяйств) и сокращении инвестиций в молочное животноводство на 20% (чиновники Минсельхоза частным образом эти цифры подтверждают), не видать республике федеральной помощи как своих ушей. А если без финансовой помощи Москвы, как утверждает Глава УР, на 1 млн тонн не выйти, то стоит ли городить огород, отрывая вице-премьера от важных дел?
Со вторым вопросом, касающимся строительства дорог, вышло еще забавнее. Глава Удмуртии попросил у вице-премьера Аркадия Дворковича содействия в выделении средств на реконструкцию автодорог Ижевск - Сарапул и Костино - Камбарка.
<Общая цена вопроса 4 млрд 800 млн рублей на 63 километра дорог. Они расположены в зоне эксплуатации моста через Каму и будут обеспечивать возросший транспортный поток> - заявил Александр Соловьев. Позже отметив: <Ну, хорошо, нет четырех миллиардов, но от Камбарки до Тарасово реконструкцию провести надо, причем быстро. Если не откроют финансирование в январе месяце, мы уже не успеем. Там же 29 км надо реконструкции провести>.
Здесь стоит обратить внимание, во-первых, на то, что общий километраж двух указанных дорог значительно больше (около 90 км), а во-вторых, на суммы. Понятно, что дорожная отрасль для Главы Удмуртии - родная, и именно дорожников он будет обеспечивать финансированием прежде всего. Но, помилуйте, в сентябре этого года министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев заявил о том, что на реконструкцию дорог Удмуртии будет направленов общей сложности 197 млн рублей федеральных и 85 млн рублей республиканских средств. Реконструировать планируется - внимание! - 27,226 км автодорог. То есть, стоимость реконструкции 1 км составила, если верить министру, около 10,4 млн рублей.
Снова берем калькулятор и считаем, во сколько обойдется реконструкция дорог, расположенных в зоне эксплуатации моста через Каму. 1 км реконструкции обойдется в: 76 млн рублей.
Хочется спросить: откуда такая разница? Дороги Ижевск - Сарапул и Костино - Камбарка - не четырехполоски и не скоростные трассы, в конце концов, они мало чем отличаются от прочих реконструируемых в Удмуртии дорог. Или асфальт на них в таком ужасном состоянии, что нужно сдирать весь верхний слой и класть несколько новых? Так нет, ездить по ним худо-бедно можно, да и профильное министерство тревогу не бьет, тем более что трассу Ижевск - Сарапул реконструировали не так уж и давно.
В конце концов, весь проект по строительству мостового перехода через Каму и Буй и по сей день оценивается в 14 млрд рублей. А тут на реконструкцию (!) двух дорог - 4,8 млрд, то есть, треть от стоимости моста.
Финансирование всей российской программы <Дорожное хозяйство> по реконструкции дорог, как было объявлено в начале года, оценивается в 70 млрд рублей, по ней Удмуртия должна было получить чуть больше 600 млн руб. (чемпиону, Новосибирской области, причиталось 1,5 млрд), а тут: дайте почти 5 млрд ну или хотя бы 2 - на бедность.
Не удивительно, что представляя Аркадию Дворковичу эти проекты, Александр Соловьев уехал обратно не солоно хлебавши. <Я оставил письма и попросил его в первом квартале 2016 года провести у нас совещание по вопросам реализации проекта по строительству мостовых переходов через Каму и Буй> - подытожил Глава Удмуртии.
А чего он, собственно, хотел, представляя все эти фантазийные проекты? Денег? Так сказали же вам, господа губернаторы: кризис, денег в бюджете нет, и ездить за ними в Москву не стоит.