Алексей Меркушев: записки провинциала - о перспективах развития российского ЖКХ
Анализируя ситуацию в ЖКХ, можно с уверенностью заявить: РСО (ресурсоснабжающие организации) на всех уровнях власти лоббируют свои интересы, издают под себя законы. На каждый закон имеется свой ценник, он меняется в зависимости от важности "регулируемого" вопроса. Закон о лицензировании деятельности управляющих жилой недвижимостью - один из них.
Наивно полагать, что он предназначен для наведения порядка в отрасли. Главная и основная цель - ликвидировать несговорчивые УК (управляющие жилищные компании), которые противостоят творимому беспределу РСО. Один из критериев оценки благонадежности УК - это своевременная оплата потребленных ресурсов. Платишь - хороший мальчик, нет - работать не будешь. Не важно какого качества подан ресурс, собрать и оплатить должен в полном объеме - это священный долг и обязанность, вмененная УК и собственникам РСО.
Многие УК такая постановка дел не устраивает. От этого и возникают конфликтные ситуации и противостояние. Желание получать деньги собственников велико, именно поэтому РСО, в нарушении действующего законодательства, пытаются перевести жителей на прямые платежи.
В этом случае можно убить сразу четырех зайцев:
1. Практически безнаказанность за некорректное начисление платежей.
2. Ослабление противодействия творимому беспределу, ибо не каждый житель пойдет в суд за отстаиванием своих законных интересов.
3. Экономию на издержках в судах и исполнении решений.
4. Получение денежных средств от собственников в полном объеме в не зависимости от качества предоставленной услуги.
Крайними станут рядовые граждане. Именно им придется оплачивать не качественную услугу по сумасшедшей цене, которая имеет свойство расти ежегодно. С миру по нитке - монополисту "рубаха". Уже сегодня по стране наблюдается колоссальный рост задолженности жителей за потребленные коммунальные услуги, к которым, кстати, в связи с новой затеей чиновников, добавился рост задолженности по обязательным платежам за т.н. "капитальный ремонт".
Виной тому дисбаланс доходов по отношению к расходам. Вполне очевидно, что данный курс будет продолжен. Характерная деталь - с июля месяца объявлено о повышении стоимости коммунальных услуг для населения. Это же сделано на Украине. Там в знак протеста люди вышли на улицы.
Уже сегодня раздаются возгласы, что у нас, дескать, по сравнению с западом коммунальные тарифы ниже в 2,5 раза. При этом умалчивается уровень зарплат, нищенское положение большей части населения нашей страны. Самый дорогой ресурс - тепло. Но, в большинстве случаев, это побочный продукт получаемый при выработке электроэнергии на ТЭЦ, который нуждается в утилизационном сбросе. А жилые дома и служат своеобразным радиатором для охлаждения. Если проще - это напоминает работу двигателя внутреннего сгорания.
Почему же побочный (утилизационный) продукт так дорог для граждан и предпринимателей? Неужели его доставка по сетям дороже в полтора раза, чем стоимость производства основного и также неоправданно дорогого продукта - электроэнергии?
На сегодняшний день злоупотребления, обсчет и обман потребителя со стороны РСО происходит на каждом шагу. Можно смело прогнозировать, что эта тенденция будет нарастать. И управляющие жилой недвижимостью в данных отношениях и в сравнении с ресурсоснабжающими монополиями - невинные дети. Их пытаются выставить в качестве главного врага жителя и виновника всех проблем в сфере ЖКХ.
Часть населения на эту удочку клюёт, не понимая что рубит последний сук, на котором сидит.
На сегодняшний день идёт ожесточенная война за право сбора денежных средств собственников между УК и РСО. На первом этапе денежные средства были необходимы, чтобы привести дома в подобающие состояние. Разбалансированность структуры платежа за ЖКУ, в котором львиную долю составляют коммунальные ресурсы, вынуждала, порой, УК использовать их не по прямому назначению. Но сегодня это уже не актуально в связи с принятием "правил раскрытия информации управляющими организациями".
Наступила вторая фаза. Сейчас УК, с целью удержания обслуживаемого жилого фонда, пытаются фактически повысить качество предоставляемых жилищных услуг. Многие из них не против, чтобы средства жителей вносились на счета расчетных центров и там производилось расщепление платежей, но оплата производилась только после подписания акта выполненных работ и только за качественную потребленную услугу.
Но именно это и не устраивает РСО, одна из задач которых занять господствующее положение в отрасли. Достичь этой цели им препятствуют управляющие жилой недвижимостью, волей-неволей вынужденные защищать интересы жителей. Они дают достойный отпор творимому РСО и их покровителями беззаконию, сдерживая неумеренные аппетиты РСО.
Именно по этой причине олицетворением зла хотят сделать УК. Сделав безправными управляющих жильём, для РСО откроются неограниченные возможности злоупотреблений в отношении потребителей.
Поскольку сами собственники не организованы, не имеют финансовой возможности эффективно противостоять монополистам, то основной удар придется по малоимущей части населения, которые уже сегодня с трудом оплачивают коммунальные услуги.
Граждане не могут понять, а ресурсные монополии не стремятся раскрыть природу стремительного роста коммунальных услуг. Поэтому, в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Пружина сжимается. Что следует ожидать большей части населения в ближайшее время?
Со слов одного из "государственных" деятелей, в нашей стране - едва ли ни в два с лишним раза цены на коммунальные ресурсы ниже чем на западе. Перевожу на доступный язык рядового обывателя : сейчас один кВт электроэнергии для населения стоит в пределах 3 рублей. РСО спит и видит ценник 6 рублей за киловатт. Стоимость горячей воды, тепла соответственно также планируется увеличить в два раза!!!
Один из скрытых шагов к этой цели - попытка введения социального пайка на электроэнергию, в планах правительства - на потребление воды. Это не что иное, как очередной завуалированный рост стоимости услуг. К этому можно смело добавить желание переложить на плечи собственников и оплату за банковское обслуживание в пределах 2-3% от суммы. Увеличение процентов за просрочку платежа, антинародные меры по ограничению доступа к коммунальным услугам, односторонние штрафные санкции к потребителям за "несвоевременную и не в полном объёме" оплаченные коммунальные (то есть - наши с вами) ресурсы. Причём эти меры носят односторонний характер и не подразумевают встречные проверки качества, объёмов и стоимости производства коммунальных ресурсов.
Эти и другие шаги ресурсников несомненно ухудшат и без того тяжелое финансовое положение большей части домохозяйств. Возрастет процент должников, не способных оплачивать коммунальные услуги, где доминирующая доля - это престарелые люди, многодетные, малоимущие семьи, пенсионеры.
Федеральные власти уже психологически готовят население и дают рекомендации по замене своего жилья на менее комфортное и с меньшей площадью. Лозунг властей и РСО: "НЕ МОЖЕШЬ ПЛАТИТЬ - СЪЕЗЖАЙ!" уже сегодня нависает над людьми постоянным стрессом, но может стать обычной практикой и приобрести угрожающие масштабы.
Какая нас всех ждёт перспектива? Федеральные законодатели в сговоре с ресурсниками готовят нам муниципальные гетто?
"Менее комфортное жилье", как правило, находится в неблагополучных домах, в плохом техническом состоянии. Оплата за ресурсы в таких домах будет ещё выше, а изношенные коммуникации не позволят получать бесперебойно качественный ресурс. Могут возникнуть целые кварталы, районы из трущоб, из которых людям уже никогда не выбраться. Возрастет уровень преступности. Улицы пополняться бомжами, смертность превысит все показатели.
Может неспроста именно МинстройЖКХ вывел в ранг государственных задач регулирование вопросов похоронной отрасли и оказания ритуальных услуг?
Видимо, ведомство господина Меня действительно хочет знать - какие реальные плоды принесла проводимая им реформа ЖКХ и с этой целью вводит ещё один критерий оценки эффективности своей деятельности, измеряемый в человеческих жизнях?
Алексей Меркушев
Общественная организация ИГОО " Защита прав собственников ЖКХ" г. Ижевск