7. Закономерности проведения драки.На просьбу описать, как можно задирать человека, Сергей привел такой диалог: <Ты чё тут ходишь?> - <А ты чё?> - <А ты чё?> И всё, и вперед. <А ты не чё!> Были люди, которые придирались наиболее красиво: <Да, просто есть в любом коллективе самые красноречивые, которые всегда найдут претензии к другим>. Таких людей не то, чтобы уважали, но <такой нужен был>.
Во время драки в начале строя находились самые силь ные: <Просто самые здоровые идут впереди и косят среднюю траву, а за ними уже те, кто поменьше>. Участвовали младшие по возрасту, если им позволяла физическая подготовка. А вот девушек в драке никогда не было: <Были желающие, но не участвовали>.
Сам Сергей участвовал в драках нечасто, <случайно>. Свои ощущения описал так: <непонимание общей тактики и ощущение такого хаоса, когда нужно отмахиваться и думать о себе>. Одна из таких драк произошла во время уже упоминавшейся ситуации, когда в школу на дискотеку пришла большая группа другой группировки. <Обычная дискотека, круг одной группировки, круг другой, вот как два мыльных пузыря - они давят, давят, давят друг друга, потом всё это лопается и перемешивается. Это была просто драка без системы. Конечно, были дискотеки, когда одна группировка знала, что там будет другая группировка, и шла на конфликт. Но здесь я не могу сказать, что это была запланированная акция, как это бывало, когда идет стенка на стенку. Причем в данном случае как раз я оказался на острие этого пузыря, когда спинами буквально давишь потенциальных противников, своей спиной чувству- ешь уже чужую спину, буквально наступают на ноги>.
Позже, когда Сергей уже учился в институте, он подвергся нападению. <Очень, очень пьяные представители одной из группировок городских, территориально ориентирующиеся на ближайшее кафе под названием "Ошмес", ходили и всех спрашивали, "Ошмес" уважают или нет? Они спрашивали попутно уже с первым ударом, просто все разбежались, а я решил не бежать. Били сильно, а когда я на ногах не устоял, просто прыгали на голове и всё. Сколько их было - я не разобрал, там темно было, все фонари были выключены. Посчитал я их потом, когда сознание потерял, сверху их всех увидел, да посчитал, что их было четверо>.
Ношение и использование холодного оружия не приветствовалось: <Даже если были ножи, то ножи какие-нибудь складенчики или с кнопочкой, не для использования в драках, а для самозащиты, на крайний случай>. Но иногда использовались кастеты и нунчаки. <"Нунчаки", мы их звали просто "чаки"... Это ж была эпоха первых видеосалонов, преобладали фильмы с Брюсом Ли, с Чаком Норисом, всех можно перечислить. И у Брюса Ли это было любимое ору- жие, наверное. Две такие тяжелые палочки склеенного дерева, сцепленные цепями. Бывало, что с ними ходили. Но с кастетами чаще>.
После драки принято обсуждать ее с товарищами, хвастаться. Причем это касается как победоносной драки, так и неудачной - <кто же знал, что она неудачная>.
8. Внешний вид.
На вопрос, было ли пацанам свойственно определенное щегольство, Сергей ответил: <Обязательно, занимались этим с утра до вечера>.
В качестве примера уличной одежды Сергей описал дресскод 1988 года.
<Интересный, кстати, был год, может, потому что он был високосный, может, потому что нам было по 14 лет. Тогда мы активно начинали танцевать - это был очень активный год в музыке. Я даже до сих пор могу его выделить; в поп-музыке - это отдельно стоящий год. Нам всё это казалось новым, казалось, что это мы познаем мир; многие поп-артисты сделали этот год таким плодотворным. В одежде тогда был вот какой комплект.
На ногах тогда обязательно должны были быть кроссовки "Adidas", других тогда особо и не было. "Adidas" могли быть либо замшевые с тремя полосками, в основном синие, редко красные, взять их можно было только по большому блату - достать через отдельных спортивных функционеров. Кто-то там рассказывал, что случайно купил в Москве, но я в эти сказки не верю. У меня был самый крутой друг Андрей, у него папа был глава спортивного комитета одного из районов, очень активный комсомольский, партийный деятель, у него были "адики на колесах". "Адики на колесах" - это такая разновидность: из натуральной кожи, синие кроссовки; ну, и на колесах, потому что у них была такая сложная подошва, и в передней и задней части у нее были выступы, похожие на колеса. Ну и эти кроссовки были выше; естественно, человек казался в них выше. "Адики" - это просто самая крутая обувь. Были, конечно, там, "Puma" всякие, но это было редкостью. В волейбольной сфере у нас совсем уже большой редкостью были "Asics Tiger", совсем уж кру- тые кроссовки, это была узкопрофессиональная обувь, купить и достать ее было невозможно, ее можно было только увидеть на фотографиях наших волейболистов сборной СССР. Увидеть их в жизни: Я увидел однажды у товарища из другой школы, у волейболиста, но ему дядя привез, у него дядя был один из лучших волейболистов мира в свое время, в сборной СССР, поэтому он мог себе позволить, в самом деле. Поэтому "Adidas" - это такой вариант, который из возможно доступных был самым крутым.
Джинсы. У них иерархия шла из глубины советских времен; понятно, нам казалось, что самыми крутыми были джинсы "Montana". Почему? Потому что у них была строчка из трех швов, вот они и самые крутые. Стоили-то они все одинаково - 100 рублей. Ну, "Montana", "Rifle", отличали мы их по форме шва на заднем кармане издалека. Джинсы - это было круто.
Кофты-олимпийки. Вообще, если у тебя есть эластиковый костюм, то ты в жизни чего-то достиг, и в этом костюме ты можешь ходить круглые сутки. Можешь ходить в школу, тебя там будут уважать; можешь одеть школьную форму и спортивную эластиковую кофточку. Тогда еще не было спортивной х/б-шной одежды, которая появилась позже, из натуральных материалов. Эластик был самым крутым вариантом.
Олимпийки были синие. Господи, с вариациями, потому что самый классический костюм ("Adidas") - это темно-синий костюм абсолютно без всяких там композиционных материалов, и три полоски на рукавах, с трилистником "Adidas". Если этого трилистника нет, а у тебя какая-то подобная кофта - да Господи, взяли вот трафарет и нарисовали тебе белой краской. Рисовали на любой другой кофте. У нас с Жорой это получалось очень хорошо. Причем, не только трилистник, мы еще буквы умудрялись вырезать на трафарете достаточно аккуратно, а это очень сложно.
Два года, с 88-го по 89-й, были широкие брюки. Широкие брюки - это если часть штанины вы складываете, то их половина окружности должна была быть 33-35 см. Вот это широкие брюки. Их шили на заказ, каждый шел и шил себе.
Шапочки - <петушки>, различались в зависимости от надписи. Но в целом по головным уборам это было уже не так принципиально - тогда, в 88-м году, появились кооперативы и бабушки делали шапочки абсолютно любые. Допустим, прошла Олимпиада в Калгари, появились шапочки с надписями "Canada", "Calgary", и это лет на пять растягивается, потому что бабушки - они хоть и способны реагировать быстро на конъюнктуру рынка, но, тем не менее, у них старые запасы, лекала лежат. То есть надписи не определяли крутизну. Ну, там, "Turbo" напишут - и в клеточку будет шапочка, ну еще что-нибудь, "Consul", "Adidas".
Я думаю, главный признак крутости был - это иметь предмет одежды, находящийся в рамках какого-то заданно- го параметра (вот, <петушок>, да), но с таким декором, что нет ни у кого. То есть пусть он не будет исписан всякими надписями, пусть он будет пустой, одноцветный, но на нем должна быть такая надпись, которой нет ни у кого. Вот это крутость! То есть вот эти лейблаки, вот это преклонение перед просто названиями. А что говорить, вот эта западная культура, маркетинговые дела - они четко создали из самих латинских литер целый дизайн. У нас в Советском Союзе этого не было, у нас писали как попало, у нас даже на супердорогих телевизорах и магнитофонах писали, черт-те знает как. Они думали, что чем кривее ты буквы напишешь, тем круче. Нашим дизайнерам было чужды вообще какие-то маркетинговые ходы. А западная маркетинговая стратегия - она сделала из литер латинских, из надписей элемент дизайна, который вплоть до конца 90-х владел умами всей молодежи, и готовы были носить одежду, куртку, футболку, штаны за одну надпись. Что угодно напиши, но напиши вот так вот, правильно>.
Были определенные стили ношения головных уборов:
<На глаза натягивали, да носили как по линеечке, чтобы горизонтальная ось глаз совпадала с осью прилегания шапочки к голове. Смотреть на мир-то было неудобно, но вот кто-то сказал, что так модно, и все так носили, неважно, что уши торчком. Мне кажется, что как раз так носили самые закомплексованные и забитые товарищи. Он прикидывался самым крутым, но если он носил так шапочку, то значит, вот эти комплексы в нем сидели. А тот, кому всё было по барабану, носил шапку так, как хотел. Носили на макушке шапку как дембеля свои фуражки. Те, кто носил так, скорее были менее закомплексованными, чем тот крутой, кто натянул свою шапку на глаза>.
<Самая крутая куртка - "аляска". Были чешские куртки - <собаки> так называемые; либо синего, либо черного цвета из жатой болоньи с поясом с металлической пряжкой. Почему <собаки>? Не знаю, может быть потому, что у них такой лев, чешский элемент герба, был похож на собаку. Кожаные куртки начали появляться. Поэтому я в 14 лет нашел папину кожаную куртку, перешил ее немножко и стал носить.
Одно время были популярны черные широкие штаны. Потом пирамиды всякие появились. Это джинсы - вверху широкие, а к низу узкие, они появились в 89-90-м годах. Потом появились кепки. Почему-то как раз такого элемента, очень гопнического, характерного для молодежи, которую мы привыкли видеть тогда в кино (то есть молодежи, которая была ровесниками нашим родителям, там было много кепок), в нашем возрасте не было. Они появились уже в 89- м, 90-м. И то они не заполнили, по-моему, все потребности рынка. Мне тогда хотелось иметь кепку, но не было.
Военизированную одежду - всегда носили, ее и в школьные годы носили, если получалось, но просто ее не было. Если кому-то, там, от родителей что-то перепадало, одевали.
Кирзовые сапоги я носил с класса третьего, мне нравилось. Мы ходили в школу юных летчиков, у нас там была своя форма. Это была просто разновидность школьной фор- мы, но с отличительными регалиями и прочие дела.
Принято было гулять в старой школьной форме. Отрезали при этом рукава. Это была очень удобная куртка, похо- жая на джинсовку. Если тебе купили новую школьную форму, то ты этим летом можешь носить старую, потому что в следующем ты из нее вырастешь. Это было очень практично. То есть, вот пиджак школьный - очень хорошая вещь, вполне, потому что у нас ничего другого-то подобного не было>.
Хорошую одежду нужно было уметь защитить: <Добровольно редко менялись, просто хорошие вещи отбирали и всё, под каким-нибудь предлогом. И если ты ходишь в кожаной куртке, ты должен за нее уметь постоять. Когда у меня появилась кожаная куртка, были попытки ее снять: сначала дипломатически, потом физически, как угодно. На улице это нормально, вполне. Потому что одежда - это предмет, отражающий иерархию улицы>.
В ходу были армейские ремни: <Ремни, да, солдатские, офицерские. Солдатский ремень - это вообще орудие в драке мощнейшее>. В качестве оружия использовались цепи:
<Цепи носили в кармане, да. Они большие настолько, чтобы поместится в грудной карман. Но это не для использования в драке, а для защиты. Для отмахивания от каких-то там случайных [нападений], ну для стычек>.
Шарфы носились по-особому: <Поверх куртки завязывали впереди, ворот как бы обвязывали и впереди завязывали>.
Популярны были телогрейки: <Фуфайки в полоску? Да, но это не было каким-то предметом культа>.
Были распространены прически: спортивная, ёжики, площадки, полубокс; длинных волос не носили.
Имидж <санитаров> не отличался от имиджа других группировок. Среди прочих выделялась имиджем уже упоминавшаяся группировка <Тридцатка>, использовавшая элементы нацистской эстетики: <У них всё как-то было похоже на нацистов. Прически, там, прилизанные назад>. Униформой <Тридцатки> были черные брюки и белая рубашка.
Не припомнив особых ритуалов, способов походки, движений, Сергей отметил рукопожатие как форму приветствия:
<Мальчики годам к тринадцати начинают здороваться за руку. Это такой период социальной адаптации, можно сказать. Люди учатся здороваться. А ведь это не просто так - подойти и поздороваться. К этому надо привыкнуть, через это надо перешагнуть - здороваться с незнакомым человеком, например. Поэтому в этот период каждое рукопожатие - оно что-то значит, это серьезный шаг. Потом к этому все привыкают, мы можем здороваться сколько угодно сейчас, даже если не придаем этому такого значения, какое придавали в юном возрасте>.
Как обычно, члены группировки называли друг друга по кличкам: <Клички были у всех, это обязательно. По именам, конечно, обращались, но клички были важнее>.
Каких-либо опознавательных знаков в одежде для драки не делалось, потому что все и так знали друг друга в лицо. Некоторые группировки изготовляли собственные значки. <У "Тридцатки" был значок три икса - скажем так, три римских десятки. Яркий значок такой, большой. У нас, у "санитаров", был красный крест>.
Отмечаются и следующие особенности поведения уличной молодежи: <Они всегда любят плевать, потому что много курят, и громко разговаривают, потому что если кто-то сказал что-то смешное, надо смеяться всем. Надо громко кашлять, потому что это в сознании у молодых и всегда простуженных гопников сидит, что чем громче он будет кашлять, тем сильнее он будет отпугивать от себя, как собака маленькая, всякую нечисть. Замечали, наверное, вот идут люди и кашляют как собаки, просто как собаки, широко открывая рот, - это инстинкт, собачий, дикий инстинкт. Не кашлять, в трубочку зажав кулачок, это же по-интеллигентски - я буду кашлять на весь двор. Причем они ведь не туберкулезники, а просто вечно простуженные, потому что постоянно стоят в тонких кроссовках слишком долго и шатаются по улицам долго, потому что нечего делать>.
Собственного стиля танцев не было. <Да, танцевали-то как, Господи, не сильно размахивая ногами и руками. Танцы тогда походили больше на хождение на одном месте. Движения были самые простые: ну, топтание на месте, ну, там, кручение руками, ну, перетоптывание ногами влево и вправо>. Принято было танцевать кругами, иногда кто-то выходил танцевать в круг. Круги образовывали совместно (и парни, и девушки): <Это такой возраст, когда все должны танцевать, всё должно быть вперемежку, а иначе нет никакого интереса танцевать. [С.Д.: И парни танцевали?] Да, конечно, обязательно. Там, эластиковые олимпийки, застегнутые доверху, черные брюки...>
В качестве особенности танцев того времени было названо исполнение на дискотеках брейка: <Но было модно, конечно, заниматься брейком, было такое, кто-то выходил, крутил брейк на полу. У нас в школе, но не только у нас, а в любом культурно-спортивном центре, были секции, мы занимались самбо. Самбо у нас вел учитель истории. А параллельно с самбо те, у кого получалась такая акробатическая часть восточных единоборств, крутили брейк без проблем. Поэтому они вносили разнообразие в танец. И можно было аплодировать подолгу, совещаться, и поэтому танец приобретал некую ритуальность. Смысл, глубокий, причем, очень смысл>.
....
история редактирования