Интересная статья.
http://www.paracels-pr.ru/archive/339/6323
Худой мир лучше хорошей ссоры
Текст: Евгений Смирнов
Момент истины?
Если убрать эмоциональную составляющую и постараться компилировать происходящее, получится следующая картина. В июне республика узнала об обысках на предприятиях, входящих в удмуртский агропромышленный холдинг <КОМОС>. Силовики изымали финансовые документы, компьютеры и другую оргтехнику. Операция, как уверяют посвященные в дело люди, планировалась давно и не стала неожиданностью. Ею оказалась, скорее, реакция руководителей компании, которые решили провести на Центральной площади Ижевска 5 июля митинг против произвола полиции с требованием уволить министра внутренних дел по УР. Впрочем, за день до события публичное мероприятие по просьбе главы региона Александра Волкова, который поручил прокуратуре разобраться в конфликте, было отменено.
Сегодня наблюдатели пытаются разобраться в случившемся. Свою точку зрения нашему изданию высказал заместитель председателя Гордумы Ижевска Василий Шаталов.
- Василий Анатольевич, разгорающийся вокруг <КОМОСа> конфликт мало кого оставляет равнодушным. Каково ваше отношение к происходящему, вы же наверняка следите за событиями, что-то вас удивило?
- Наблюдаю, да. И достаточно внимательно, для того чтобы увидеть перекосы в действиях одной из сторон. Удивляет многое. Взять ту же программу <Момент истины>. Как бы хорошо я ни относился к Андрею Караулову, но даже неспециалисту было заметно, что ответы министра МВД по УР Александра Первухина при монтаже сильно <порезаны>. Все, что попало в программу <Момент истины> из ответов министра, - это несколько вырванных из контекста фраз. Мне как профессиональному журналисту это особенно бросилось в глаза. Словами Первухина профессионально поманипулировали.
Другой момент этой передачи вообще сильно озадачил. Оказывается, скрытые записи разговоров один на один (которые широко практиковались несколько лет назад, да так активно, что чиновники вынуждены были <вооружаться> специальной считывающей работу диктофонов аппаратурой) снова входят в моду! Во всяком случае, из передачи Караулова следует именно такой вывод. Я никогда не думал, что эта практика может вернуться. Ведь доверие людей друг к другу восстанавливалось с большим трудом... Я крайне озабочен таким поворотом событий. Где гарантия, что завтра какой-нибудь коммерсант не придет с диктофоном к прокурору Панову, председателю Верховного суда Суханову, руководителю следственного управления следственного комитета Никешкину, председателю правительства, министру, депутату в конце концов? В разговорах один на один разные темы могут <всплыть>. И президента России можем покритиковать. Но это не значит, что мы - враги какие-то. А если коммерсанты начнут приходить и писать на диктофон все подряд, а потом еще и опубликовывать фразы из этих разговоров под нужным им соусом: Я призываю эту практику прекратить!
Градус кипения
- Если я правильно вас понимаю, вы не верите в те обвинения, которые звучат в адрес Александра Первухина?
- Я привык верить исключительно фактам. А они говорят следующее. Во-первых, сотрудники МВД занимались выемкой документов в рамках уголовного дела. Это их обязанности, согласно Закону РФ <О полиции>. То, что они приехали в <КОМОС> с ОМОНом, тоже понятно. Если бы женщины-следователи пришли без спецназовцев, их бы просто не пустили и, соответственно, не дали бы провести проверку. Поэтому они и приехали с силовой поддержкой. Причем все это, замечу, происходит в рамках закона о полиции. Во-вторых, так называемые маски ОМОН в подобных случаях обязан надевать. На этот счет имеется строгая инструкция по МВД. Это безопасность их семей, поскольку отряды спецназначения участвуют и при задержании преступников. В-третьих, они никого не задерживали и в <кутузки> не бросали. Допросов с поломанными пальцами, выбитыми зубами и обмороженными конечностями, как в 90-х годах, не устраивали. Они даже не настаивали на арестах. То есть со стороны МВД законы были полностью соблюдены.
Единственное, против чего можно возразить в действиях ОМОНа, - это численность участвующих в обысках бойцов. И здесь я полностью согласен с президентом Удмуртии Александром Волковым: спецназа было слишком много.
Правда, Андрей Шутов утверждает, что все документы были бы предоставлены по первому требованию. Однако до сих пор на слуху случай по выемке сотрудниками следственного управления СК России по УР документов в Удмуртском Пенсионном банке. Следователи предупредили о своем визите, и пока следственная группа ехала, в банке судорожно прятали сейф с документами. Это обнаружилось только после того, как там были изъяты камеры внутреннего наблюдения, на которых этот факт был четко зафиксирован. Так что нынешние опасения правоохранителей по поводу, так сказать, доступности всех необходимых документов вполне обоснованны.
Реакция же <КОМОСа> на законные действия правоохранительных органов вызывает, как минимум, удивление. Скажем так, она излишне острая и не соответствует действительности. Но если у нас в стране действуют такие законы, то виноваты в этом не те, кто эти законы исполняет, а те, кто их пишет. И Андрей Осколков с Андреем Шутовым, как народные избранники, имеют полное право на это повлиять. Предложить изменения. Этого никто не запрещает - наоборот, я думаю, их многие поддержат.
- Пока суд да дело, время утечет, а судьба предприятий решается сегодня. Из-за действий МВД у бизнеса <КОМОС ГРУПП> могут, вероятно, возникнуть серьезные проблемы:
- Нисколько не хочу умалить заслуги этих предпринимателей, но есть одно <но>. Они не смогли бы поднять эти предприятия без бюджетного финансирования. Без поддержки республики. Безусловно, эта помощь была оказана объективно. Предприятия действительно в ней нуждались. И то, что регион помог создать у себя одни из лучших в России предприятий пищевой промышленности, это огромный плюс Александру Волкову и Юрию Питкевичу. Так что говорить сегодня о том, что Андрей Осколков, Андрей Шутов и вся их команда сами подняли эти предприятия, да еще <с нуля>, на свои деньги - некорректно. Подняли махину с помощью государства - хорошо. И МВД - это часть государства. Так что, вместо того чтобы необоснованно обвинять руководителей этого ведомства, они должны были убедить их в том, что на предприятиях - полный порядок.
В конце концов, если <КОМОСу> действительно нечего опасаться, есть решения арбитражных и иных судов, которые подтверждают их правоту, тогда тем более надо не митинги устраивать, а в судах доказывать свою правоту.
- Вы знакомы лично с министром МВД по УР Александром Первухиным, с депутатами Андреем Шутовым и Андреем Осколковым?
- Да, мы в хороших отношениях. И хочу сказать, что министр МВД - высококвалифицированный специалист. Умный, волевой, никому не доверяющий человек, немного с хитринкой. Но именно таким, на мой взгляд, и должен быть любой министр-силовик. Он идеально попадает в востребованность фигуры.
Мы познакомились, кстати, не при самых лучших обстоятельствах. У Гордумы возникла напряженность в отношениях с МВД. Дело в том, что ведомство просило передать в федеральную собственность здания, находившиеся на балансе города, которые занимали их подразделения. Из предложенного ими списка зданий мы передали только половину. Опорные пункты милиции, например, передавать отказались. Из-за этого, собственно, и возникли разногласия. Я позвонил министру.
Он пригласил меня пообщаться. Разговор был не из простых, жесткий. Два месяца шли сложные переговоры. Но в конечном итоге мы пришли к соглашению. И с доводами Гордумы Александр Первухин согласился. И, хочу заметить, при этой напряженной ситуации мы не развешивали билборды с лозунгами <МВД захватывает муниципальную собственность> и не нагнетали ситуацию. В результате никто ни с кем не поссорился.
Хорошо знаю и уважаю депутатов Андрея Осколкова и Андрея Шутова. Это талантливые бизнесмены, грамотные руководители, прекрасно разбирающиеся в юриспруденции. Но у них, на мой взгляд, на сегодняшний день неподходящие советчики, кардинальная ошибка которых - устраивать в данной ситуации митинги. Идет сугубо хозяйственный спор, и переводить его в политическую плоскость - стратегически неверно.
Зарыть топор войны
- Как, на ваш взгляд, события будут развиваться дальше, сможет ли кто-то в этой ситуации выступить примирителем?
- Вариантов развития событий может быть несколько. Два из них кардинальные. Первый: <КОМОС> добивается своего, и министра МВД переводят в другой регион (хотя я в это не верю). Второй: Александр Первухин остается здесь. В первом случае в республику придет другой министр, делом чести для которого будет доказать всем, что звучавшие в адрес ведомства обвинения были неверны. Слишком уж они оскорбительны. В МВД сегодня на удивление сплоченное настроение. Задета честь мундира. А это очень серьезно. Если министра не переведут, исход дела тоже ясен. Здесь без вариантов. Получается, что <КОМОС>, даже добившись своего, проигрывает.
Безусловно, худой мир лучше доброй ссоры. И топор войны, бесспорно, нужно закапывать. Поэтому в первую очередь те, кто развешивал оскорбительные билборды, должны, я считаю, принести публичные извинения Александру Сергеевичу Первухину, офицерам и всему личному составу МВД.
Что касается примирения:Все сейчас понимают, что Андрей Осколков сам лишил себя возможности для маневра и каких-либо переговоров. Федеральный центр, на который уповает <КОМОС>, вмешиваться не будет - не тот уровень конфликта. А вот руководство республики разрешить этот спор может вполне. Другого выхода у нас нет. Чем дольше будет длиться этот конфликт, искусственно созданный непонятно кем, тем хуже будет для всей Удмуртии.