izhevsk.ru Главная /  Сарапул /  история Сарапула

Имя:
Пароль:
 зарегистрироваться | Войти через
напоминатель пароля
история Сарапула
НОВАЯ ТЕМА правила | поиск | картинки | | | о форуме |
  Новости | Авто | Недвижимость | Работа | Бизнес | Стройка | Объявления | Совместная покупка | | |
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   история Сарапула   версия для печати
в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 10-1-2013 20:37 в о з д у х

здравия желаю.
предлагаю здесь писать легенды города Сарапула. кто что найдёт интересного сюда пишите-должно получится хорошо!!! фото воопще поддерживается!!!!
Показать текст сообщения полностью
в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 10-1-2013 20:39 в о з д у х

Сарапул - один из старейших городов Прикамья. На протяжении столетий его история была тесно связана с историей России.

Первое упоминание о Сарапуле относится к XVI веку. В переписной книге (сводном документе подворных переписей мужского населения податных дворов) за 1596 г. говорится, что “в Казанском уезде, в верх Камы реки... в Сарапуле и Сиве ловят рыбу”. По всей видимости, “Сарапулом” здесь назван участок реки, а также вся местность вдоль её берегов. Полагают, что название этой местности произошло от слова “сарапуль”, что по-чувашски значит “жёлтая рыба”, или стерлядь, в изобилии водившаяся здесь. В настоящее время бытуют, однако, и другие версии происхождения этого названия. В частности, по одной из них слово “Сарапул” образовано слиянием двух слов: “сара”, что на одном из сибирских наречий значит “деньги” и “пул” - мелкая медная монета, полушка (устар.) и означает “денежное место”.

Начало городу положило дворцовое село Вознесенское, основанное русскими поселенцами на высоком правом берегу реки Камы. В дозорной книге за 1621 г. содержится описание “села Вознесенского, что на Сарапуле”. В актах XYII века местность около него всегда называлась Сарапульским уездом. В 1738 г. Сарапул был приписан к Осинской провинции Уфимской губернии, стал с тех пор значительным пунктом Арской дороги в “Сибирские земли” и назывался уже дворцовой слободою.

в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 10-1-2013 20:44 в о з д у х

вот что говорит "ВИКИПЕДИЯ" про имяобразование города:
Существуют различные версии происхождения названия Сарапул: чувашская (или булгарская) (сара-пула «жёлтая/красивая рыба» , иранская (сара-пул «укрепленное место» [источник не указан 644 дня], тюркская (сара-пула «желтая монета (чешуя)» , индийская (зара-пур «золотой город» . По мнению исследователей, наиболее правдоподобной выглядит булгарская версия. Ей не противоречит и тюркский вариант про «золотую чешую».

про индийский вариант воопще тема "ЗОЛОТОЙ ГОРОД"!!!!!
174 x 215

OKA
Рейтинг: 5/-3
-- написано 14-1-2013 12:34 OKA


TV-программа про Сарапул. Про дачу Башенина, пожарную каланчу, какие фильмы снимались в городе. Правда, процентов 30 всей программы про автомобиль ))

https://www.youtube.com/watch?v=Cx-dI176MRc

Чужая1
Рейтинг: 19/-11
-- написано 16-1-2013 16:26 Чужая1

Сарапул- желтая рыба, Саратов- желтый песок, Саранск- желтая гора.
в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 16-1-2013 17:33 в о з д у х

карты есть исторические про сарапульский уезд вятской губернии
574 x 480
click for enlarge 1920 X 1498 306.9 Kb picture
477 x 500
600 x 482
click for enlarge 1920 X 1498 306.9 Kb picture
Толки
Рейтинг: 1537/-1650
-- написано 20-2-2013 15:39 Толки

Сарапул (удм. Сарапул), город (1780), расположен на р. Сарапулке при ее впадении в р. Кама. Население - 101 400 чел. (2010). Впервые р. Сарапул упоминается в 1596 г. как место оброчной рыбной ловли. Пригородок Сарапул упоминается в 1616 г. в связи с его осадой восставшими татарами, чувашами, марийцами, удмуртами и башкирами. В Дозорной книге 1621 г. сообщается о с. Вознесенском, <что на Сарапуле> (132 двора), центр дворцовой Сарапульской волости Арской дороги Казанского уезда. Убедительного объяснения происхождения названия не существует. // Удмуртская Республика. Электронный ресурс. 2012.
В книжке Оборина говорится о бегстве русских людей и обрусевающих коми из Чердынского уезда "на Сарапул" согласно "переписи" 1579 г. Перепись эту перепроверил, такой цитаты не нашел.
аноним
-- написано 21-2-2013 16:28 аноним

quote:
имяобразование города
К вашим культурным имяобразованиям добавлю своё - из жизненного опыта. Когда в мохнатые 80-ые друзья- сарапульчане ездили в стройотрядах в Молдавию, им приходилось ох как не сладко. На спинах спецух крупно было написано САРАПУЛ. Молдаване просто валялись в истерическом хохоте. Оказывается. на молдавский лад перевод названия города "Сарапул" звучит как сара - вечер, пул - х*й (звиняйте). Вот и получается: то ли х*евый вечер, то ли вечерний х*й...
v-v
Рейтинг: 4/-6
-- написано 5-3-2013 20:15 v-v

quote:
Когда в мохнатые 80-ые друзья- сарапульчане ездили в стройотрядах в Молдавию, им приходилось ох как не сладко.

Подтверждаю полностью,девушки смущались и краснели.Молдавия,Село Тудорово лето-1986год
в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 7-3-2013 01:06 в о з д у х

)))))))))) таки есть- от слова САРАПУЛ всем барышням краснеть следует.. доброе слово.
в о з д у х
Рейтинг: 127/-147
-- написано 7-3-2013 01:09 в о з д у х

путин так и не ответил на вопрос : пачему так всё "[ай-яй! еще и цитата неверная. Модератор]" в Сарапуле?...

edit log

NeedForSpeed
Рейтинг: 150/-29
-- написано 6-5-2014 10:23 NeedForSpeed

700 X 460 83.6 Kb история Сарапула 700 X 525 96.0 Kb 700 X 460 83.6 Kb история Сарапула
Сарапульский железнодорожный мост.
Расположен на 1149 километре участка Москва - Екатеринбург Горьковской железной дороги.
Длина моста 865 метра. Схема моста 39,6+125,9+4х158,48+125,9+39,6 метра. Металлические пролетные строения (фермы) с ездой понизу на железобетонных плитах.
Сарапульское купечество совместно с Сарапульской городской Думой, лоббировали интересы промышленников в представлении государственной комиссии на строительство железнодорожной ветки через город Сарапул . В 1912 году на заседании Совета министров России был рассмотрен вопрос о выдаче концессии на сооружение железнодорожной магистрали, соединяющей Москву с Уралом и Сибирью. Почти без прений министры высказались в пользу проекта общества Московско-Казанской железной дороги с прохождением ее через город Сарапул .
В 1914 году начались работы по строительству моста . Мост строился компанией Казань-Екатеринбургской железной дороги, правление которой возглавлял фон Мекк. Элементы металлических пролетных изделий изготавливались на Воткинском заводе. Сборка пролетных строений началась летом 1916 года, когда уже было открыто движение от Казани до станции Агрыз.
С 1 апреля 1918 года Казань-Екатеринбургская железная дорога перешла в ведение Наркомата путей сообщения, но старое правление во главе с фон Мекком продолжало работать вплоть до сентября 1918 г.
В октябре 1918 года, когда власть в очередной раз была завоевана красными, город Сарапул и Сарапульский уезд были объявлены трудовой коммуной. Реввоенсовет и штаб 2-й армии возглавили работу по достройке железнодорожного моста через Каму. Руководство осуществлял инженер, член Реввоенсовета П.Штернберг. Его адъютант А.Налимов писал: "Сколько изобретательства, организаторского таланта проявил он: Уже трещали морозы. Не хватало строительных материалов, не было технических средств и механизмов: Штернберг их изыскивал". Помощь оказали рабочие Воткинских железоделательных заводов, изготовив недостающие детали моста общим весом 50 000 пудов.
10 января 1919 года мост был сдан в эксплуатацию, но ненадолго - уже 7 апреля 1919 года красноармейцы по приказу командования 2-ой армии для задержки продвижения колчаковских войск взорвали пятый 159-метровый пролет моста (судоходный).
К восстановлению моста приступили после освобождения Сарапула Красной армией в июне 1919 года. Работы задерживались в связи с отсутствием взорванного пролета. Надо было не только собрать новую 75-саженную (159-метровую) ферму, но и извлечь из воды старую, обрушившуюся и сильно исковерканную взрывами и при падении. Изготовить такую ферму на заводах Сарапульского уезда не представлялось возможным. Поэтому решили использовать находившееся на станции Мга Северной железной дороги в разобранном виде пролетное строение, ранее предназначавшееся для строительства моста через реку Неву. Нелегким делом стала транспортировка фермы, вес которой составлял 82 тыс. пудов. Трудоемкая работа по транспортировке и монтажу фермы партийными органами была возложена на рабочих Путиловского завода г. Петрограда, которые, несмотря на снежные заносы, недостаток погрузо-разгрузочных механизмов, сумели все же доставить ее на место и смонтировать. Собран был пролет в рекордно короткие сроки - за 2,5 месяца.
При восстановлении камского моста у Сарапула вместе с железнодорожниками трудились бойцы Запасной армии, которой командовал Б.И. Гольдберг. 13 июня 1919 г. вопрос о строительстве моста в присутствии Б.И. Гольдберга был рассмотрен в Совнаркоме, где было принято решение ускорить темпы монтажных работ, для чего потребовалось увеличить нормы выработки по сравнению с мирным временем в 2-3 раза. Интенсификация работ позволила восстановить мост за месяц до намеченного срока.
Движение открыто 12 марта 1920 года.
25 января 1973 года состоялось торжественное открытие второго пути железнодорожного моста через Каму.
1 мая 2002 года начались работы по реконструкции моста .
Заменены всех пролетные строения; произведен ремонт тела опор и устоев инъектированием, заменены подферменники.
Один пролет L=158 м. разбирался методом направленного взрыва. Пролеты L=39,6 м. и L=125,9 м. монтировались с временных опор методом поперечной надвижки. Три пролета L=158м монтировались при помощи плавсистем.
Для забивки шпунта и устройства временных опор использовались вибропогружатели и буровые установки Junttan PM 26 LC. Сборка пролетных строений велись кранами большой грузоподъемности КАТО - 500, HITACHI, GROVE, плавкранами ОАО "Речной порт Сарапул".
Работы окончены 01 октября 2007 года. Сарапульский железнодорожный мост поменял внешний вид ажурных радиальных ферм на трапециевидные.
Железнодорожный мост через реку Каму - памятник науки и техники в Сарапуле.
(с) Мещанин, sarapul.ru
640 X 480 71.1 Kb история Сарапула 700 X 476 89.1 Kb 640 X 480 71.1 Kb история Сарапула 700 X 460 72.3 Kb 700 X 476 89.1 Kb 640 X 480 71.1 Kb история Сарапула 700 X 476 84.1 Kb 700 X 460 72.3 Kb 700 X 476 89.1 Kb 640 X 480 71.1 Kb история Сарапула 700 X 504 110.3 Kb 700 X 476 84.1 Kb 700 X 460 72.3 Kb 700 X 476 89.1 Kb 640 X 480 71.1 Kb история Сарапула
1500 X 1000 764.8 Kb история Сарапула

edit log


200x150 320x240 400x300 800x600    без переносов   
быстрый ответ   

подпись
следующая тема | предыдущая тема

Главная /  Сарапул /  история Сарапула форумы izhevsk.ru

 
 
 
 
 
© ООО "Марк" 2020
 
Интернет-провайдер КК МАРК-ИТТ