ага, "от двух до пяти" - познавательная книга
особенно мне понравилось, как Чуковский пишет про "перевертыши","путаницы" и "небылицы" в стихах
оттуда же отрывок:
"И я дерзаю надеяться, что тот сердитый читатель, который потребовал от
меня в грозном письме, чтобы я "не забивал головы наших ребят всякими
путаницами", откажется от своих заблуждений и в конце концов разрешит мне и
впредь сочинять вот такие стихи для детей:
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите!"
и т.д.
Ибо после всего вышесказанного даже самый несмышленый догадается, что
в подобных стихах неправильная координация вещей только способствует
утверждению правильной и что путем такой фантастики мы утверждаем детей в
их реалистическом представлении о мире. Я, по крайней мере, не знаю ни
одного ребенка, который хоть на минуту был бы введен в заблуждение
небылицами подобных стихов. Напротив, любимая интеллектуальная работа
трехлетних и четырехлетних детей - изобличать небылицы, делать им очную
ставку с реальными фактами. Словно для того и созданы эти стихи, чтобы
стимулировать умственные силы ребенка для борьбы с извращением истины.
Когда я начинаю читать малышам про чудо-дерево, на котором растут
башмаки, я знаю заранее, что они непременно заявят мне с величайшей
горячностью, что таких деревьев не бывает на свете, что башмаки делаются
так-то и так-то и покупаются там-то и там-то. Эта небылица тем и забавна
для них, что ее легко опровергнуть и полемика против нее становится как бы
игрой, при помощи которой малыши, так сказать, экзаменуют себя.
Для этой-то чрезвычайно полезной игры в фольклоре детей всего мира
существует множество стихов-перевертышей, где порою каждая строка есть
новое нарушение подлинной координации предметов.
Имеем ли мы право изгонять из обихода детей столь благотворную
гимнастику мысли?"