Во-во, вовремя напомнили про Правила хорошего тона для таксистов 43-43-43:
ПАМЯТКА ПО КУЛЬТУРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
(издана в 50-х гг.) Уважаемый товарищ!
Вы - водитель такси, представитель очень нужной людям профессии.
С любым из своих клиентов вы должны обменяться несколькими фразами даже в самой непродолжительной поездке. Пассажиры хотят видеть в вас не только водителя, но и товарища, друга.
Работа у вас действительно сложная, нервная: вы работаете с людьми и для людей. Естественно, что ваш постоянный спутник случай сталкивает вас с людьми самого различного характера и воспитания. Безусловно, это большая нервная нагрузка. Однако необходимо, чтобы все ваши пассажиры расставались с вами удовлетворенные. На вас лежит ответственность не только за настроение, но и за жизнь и здоровье пассажиров, за благополучие вашей семьи. Вы должны уметь одинаково чутко реагировать и на то, что делается у вас в салоне, и на улице. Для того чтобы стать хорошим водителем такси, надо вырабатывать в себе выдержку, волю, остроту реакции.
Имеет значение в вашей работе и подготовка к рабочему дню.
В любом случае накануне рабочего дня вы должны исключить для себя употребление алкогольных напитков. Приведите в порядок свою рабочую одежду. Помните, что в машине вы хозяин, принимающий гостя, и аккуратность - это та же вежливость.
Ваш рабочий костюм должен быть тщательно вычищен и отутюжен. Не забудьте приготовить и форменный головной убор с кокардой.
Перед выездом на линию обязательно хорошенько выспитесь. Утром не поленитесь сделать гимнастику, примите душ и непременно побрейтесь.
Начинается ваш рабочий день. Соблюдайте график выхода на работу. Перед выездом подробно проверьте общее техническое состояние автомобиля.
Не забудьте завести часовой механизм таксометра, вставить вкладыш с вашим именем, отчеством и фамилией в ;Визитную карточку водителя;. Узнайте в диспетчерской о том, в каких гостиницах Москвы имеются свободные номера. Эти сведения могут пригодиться вашим будущим пассажирам.
Следите за тем, чтобы в салоне вашей машины всегда было чисто. Вообще, неряшливый человек, как правило, не вызывает доверия. Если он не может содержать в порядке свое рабочее место, то как рассчитывать на порядок в порученном ему деле? Не допускайте, чтобы в вашей машине находились вещи, способные ухудшить внутренний вид салона.
Вы должны быть вежливы, внимательны и корректны по отношению ко всем пассажирам. Внимательное отношение к пассажиру вызывает у него чувство благодарности, создает атмосферу доброжелательности между вами и пассажиром. Совершенно недопустимо панибратское обращение к пассажиру на ;ты;, грубая манера разговаривать, назойливость.
Водитель такси нарушает при этом и должностную инструкцию, и все нормы этики, когда вместо того, чтобы приветливо открыть перед пассажиром дворцу машины, пренебрежительно спрашивает: ;Тебе куда?;
Такси, как правило, пользуются люди, которым некогда, люди, которые спешат, опаздывают. Ваш профессиональный долг - доставить пассажира в указанное им место кратчайшим путем. Но, разумеется, если гость предложит свой вариант маршрута, вы должны исполнить его желание. Желание гостя - закон для хозяина. Любому воспитанному человеку это должно быть известно.
Не курите в присутствии пассажира без его разрешения.
;Всякий курящий должен помнить, что он отравляет не только себя, но и других; (Н. Семашко).
Не открывайте окон, не получив от клиента одобрения своих действий.
Совершенно неприлично выглядит водитель такси, принимающий пищу в присутствии пассажиров.
Вы совершите профессиональную бестактность, если по собственной инициативе вступите с пассажиром в разговор, не имеющий непосредственного отношения к поездке, но на возможные вопросы клиента постарайтесь ответить и помочь ему, чем сможете.
Если у вас с пассажиром произойдет конфликт, вы сумеете корректно разрешить его, предложив ознакомиться с ;Правилами пользования легковыми автомобилями-такси;.
Вы знаете о том что, к сожалению, не все пассажиры отличаются безукоризненной воспитанностью и тактом. Опытные товарищи советуют при контакте с такими людьми задавать тон взаимоотношений собственной манерой поведения. Как правило, такое поведение со стороны водителя вызывает у пассажира ответную ;реакцию учтивости;. В любых ситуациях сохраняйте чувство собственного достоинства и выдержку, В древнем Риме говорили: ;Ничего не доказывает тот, кто доказывает грубо;. Желаем вам успешно применять эту вековую мудрость на практике.
Выход один: расширять свой кругозор, больше читать, посещать музеи, участвовать в экскурсиях по Москве, знакомящих с ее историей и архитектурой. В парках имеются хорошие библиотеки. Вы можете также воспользоваться услугами Московского городского бюро путешествий и экскурсий. Многие ваши товарищи па собственном опыте убедились в том, что знакомство с Москвой с помощью экскурсовода чрезвычайно полезно, так как оно дает знания и навыки, необходимые для обслуживания пассажиров.
И тогда вы ;не ударите лицом в грязь; перед гостями Москвы.
Работа у вас интересная. Мало кто еще умеет так хорошо разбираться в людях, как вы, водители такси. И главное, вы в каждом конкретном случае видите, кому помогаете, видите результаты своей деятельности.
;Ели человек трудится только для себя, он, может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком; (К. Маркс)
Вы трудитесь для людей! И мы желаем самых больших успехов в вашем благородном труде.
Эта Памятка разработана с учетом многолетнего опыта работы автохозяйств Управления легкового автомобильного транспорта.