Уважаемые читатели!
Мы все привыкли ругать Минобрнауки РФ за проводимые реформы образования еще со времен введения пресловутого ЕГЭ. При чем критика эта нарастает с каждым днем. У многих создается четкое и сильное впечатление, что реформа образования в нашей стране провалилась. Смею Вас заверить, что это не совсем так!
Дело в том, что мы подразумеваем под реформой реализацию заявленных министерством целей и в той логике, в которой мыслит любой здравомыслящий человек. Однако цели и задачи, которые себе поставило руководство Минобрнауки и Высшей школы экономики, (чьи разработки оно реализует), существенно отличаются от наших представлений. Об этом нам еще в 2007-м году сообщил <горячо любимый> в народе бывший министр образования Фурсенко А.А.:
<:недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других>.
И это не случайная оговорка, потому как бывший министр неоднократно в своих интервью и выступлениях четко расставлял акценты на том, какие задачи должна выполнять система образования. Исходя из этого, становится предельно ясно, что реализуется не реформа, а вполне четкая стратегия преобразований, только лишь обозначенная общеизвестным и конструктивным термином <реформа>, дабы усыпить нашу бдительность.
И вот теперь предлагаю рассмотреть проводимую <реформу> образования с социально-политической точки зрения. Для начала приведу пример из личной практики 2014 года. Наша организация не так давно объявила вакансию на работу по специальности инженер КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматизации). Вчерашние выпускники одного технического ВУЗа две недели шли нескончаемым потоком на собеседования. По результатам собеседований всех этих <специалистов> можно поделить на 2 группы:
Ничего не знает;
Вообще ни черта ничего не знает.
Фактически вместо инженеров, медиков, технологов, педагогов и т.д. наша система образования выпускает тех самых <квалифицированных потребителей>, точно в соответствии с задачей, сформулированной г-ном Фурсенко. Я признаю, что это были выпускники лишь одного конкретного ВУЗа, что среди нынешней молодежи еще растет множество талантливых и образованных специалистов, но наблюдаемая нами динамика говорит о том, что с каждым годом их будет все меньше, а <квалифицированных потребителей> все больше.
И вот у меня возникает вопрос: какое место в обществе займет молодой <квалифицированный потребитель> с дипломом специалиста? По своей специальности он точно никому не нужен. В лучшем случае сможет пополнить ряды продавцов в гипермаркетах или таксистов, ну не пойдет же он работать уборщиком или грузчиком. Но ведь это же не простой рубаха-парень из глухой деревни. Он самоуверен в своей квалификации и высокооплачиваемости. И это настоящая катастрофа для него: <бабки> уплачены, диплом получен, а на хорошую работу нигде не берут. Кто в этом виноват? А интернет и <независимые> СМИ все объяснят, благо здесь даже думать не надо, главное <не рефлексировать, а распространять>. Причем политизация в обществе у нас такая, что от нее никуда не спрячешься, как от песен Стаса Михайлова. В этот момент квалифицированного потребителя очень легко переквалифицировать в борца с <кровавым режимом>. Леха Навальный из таких себе целую <армию> собрал. Да что уж говорить, все секты от разного рода <свидетелей> до радикальных экстремистов пополняют свои ряды в основном из таких <потребителей>.
Получается, что с одного конвейера молодой человек, не замечая того, попадает на другой. А дальше он пойдет в расход, как идут сейчас в расход боевики <евромайдана>, моджахеды, скинхеды и прочие виды борцов. И ведь понятно, что борьба эта по факту заточена не просто с <кровавым режимом>, но с государством, как таковым. Украина, где разваливается государственный фундамент и со всех сторон все громче слышны разговоры о распаде страны, тому наглядный пример. Никакой конструктивной программы лидеры этой борьбы предложить не могут и не собираются, ибо задачи стоят исключительно деструктивные. Поэтому я более, чем уверен, что нас еще ждет свой <майдан>, тем более призывы к нему уже идут с разных сторон.
Так что <реформа> образования проходит вполне успешно, по заранее определенному и озвученному плану, выполняя функцию промежуточного <конвейера> в борьбе с государством на государственные деньги. И если даже будут созданы озвученные президентом <25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест>, то с учетом текущей тенденции, эти места смогут занять не наши молодые выпускники ВУЗов, а скорее китайцы, у которых проведение подобной <реформы> даже в голову никому не придет. Поэтому прекращение уничтожения нашего образования и его возрождение это первоочередная задача не только гражданского общества, но руководства страны, которое, я надеюсь, понимает, что <конвейер> работает против него.
пойти и повеситься...какой там средний балл по УР? 32?
он не прав
для того чтобы увеличить средний баз ЕГЭ студентов технических вузов
нужно сократить бюджетное финансирование гуманитарных вузов
цитата:
Originally posted by uzver:
инженерам - платят
собственно только подтверждает начальную мысль - ВШЭ стоит за уничтожением образования в России
цитата:
Изначально написано mr-x:
Вот ещё рассуждения на тему школьного образования: http://era-vodoleya.info/viewvideo/1449
жесть
В 2011-м году 45,9% от числа сдававших экзамен, получила более 0 баллов за часть С. Что это значит? Более половины учеников не умеют решать С1 и С2, не говоря о других. Т.е. за 11 лет школа только половине дала знаний побольше, чем на часть Б, если измерять знания посредством ЕГЭ. Качество образования, мягко скажем, не на высоте. Не надо искать виноватых. Есть проблема, и надо думать, как её решать.
Не забота массовой школы? А чья? Разве ученик может сам разработать программу подготовки? Сам проконтролировать процесс освоения, качество подготовки? Нужно руководство.
Ученики, желающие подготовиться, занимаются прорешиванием тестов, выкладыванием нерешённых задач в Интернет и думают, что это подготовка. Это не подготовка. Это пустая трата сил. Тесты нужны для проверки знаний, на то они и тесты.
Конечно, можно сказать, что на то есть "непростые" школы и репетиторы. Однако для этого нужны деньги. А они есть не у всех. И тех учеников, чьи родители не могут оплачивать таки услуги, мы просто оставляем за бортом, говорим им: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Мне кажется, это несправедливо.
+_________________________________________________________
Через день уже полностью забываю решение.
Ну а что Вы хотите при ежедневных занятиях? Почти ни у кого "моск" не может усваивать информацию в немеряных количествах. А если из-за авральной подготовки в сне себе начинаете отказывать, то "всё пройдет, как с белых яблонь дым". Аврально можно восстановить только забытые навыки. И то на очень непродолжительное время. Всё остальное требует года-двух. Я стараюсь заниматься с учениками не чаще 2-х раз в неделю. Со слабыми - не чаще одного раза. Ведь им надо ещё просто научиться работать с учебником и справочником. И погулять для улучшения кровоснабжения, и поспать часов 8-9 (а мозг в это время будет работать сам, в том числе и запоминать, без видимого ученического участия).
1) Нужно убедиться, что "неуглубленку" Вы решаете на раз. В алгебре этот уровень даже "гуманитариям" посилен. Только не забывайте контролировать, запомнили ли Вы УСЛОВИЕ задачи. Простое тупое стократное повторение одного и того же алгоритма. И постоянное повторение "про себя" пояснений к каждому этапу решения. Отговорки типа "я это поняла" не принимаются, т.к. надо не просто понять, а довести до автоматизма, возможно, вернувшись к изученному недели через две (срок, за который обычно забывается 90% слабо усвоенной информации). Сканави здесь плохой помощник. Лучше Говоров. Уровень тот же, но однотипные задания собраны в кучку. А в Сканави всё, как на свалке (или надо брать 2-томник от 1992 года с решениями, где свалку привели в порядок). По нему целесообразно повторять только хорошисту с 75-80 баллами по ЕГЭ.
2) На втором этапе нужны задачи с параметрами. Без наворотов и вычурных приемов. Желательно, систематизированные по идеям, а не по внешним признакам. Можно начать с пособий Радионова для МВТУ им. Баумана (там сотни однотипных в общем заданий, сводящихся к решению квадратных уравнений или неравенств с параметром). Потом Горнштейн, Полонский, Якир "Задачи с параметрами" (много разобранных заданий, объединенных общей идеей). Если параметры не идут - репетитор должен устранить пробелы по первому этапу "натаскивания" на алгоритмы. Если там автоматизма нет - о параметрах можно забыть.
3) На третьем этапе можно перейти к сложным комплексным заданиям, в которых намешаны всевозможные уравнения и неравенства. Тут нужны будут знания по основным свойствам функций, по началам матанализа. Тут алгоритмов в одном задании несколько, и какие из них применять должна подсказать уже развитая к этому моменту интуиция. Это этап углубленки. Доступен не всем, т.к. не у всех интуиция развивается быстро. Гуманитарий может и несколько лет тормозить.
4) На четвертом этапе можно уже решать варианты экзаменов, олимпиад и т.п. Ну и навороченные задания с параметром. Хотя бы просто разбирать их решение по многочисленным пособиям для МГУ им. Ломоносова. В это же время стоит заняться геометрией. Сначала на таком же уровне, как 1) в алгебре. Т.е. основные формулы выучить так хорошо, чтобы при решении задачи в памяти всплывали все формулы, связанные с её тематикой. Всякие там теоремы Пифагора, синусов, косинусов и прочее, что можно посмотреть в нетолстом справочнике Звавича, изданном "Дрофой". К сожалению (к радости) хорошие задачи по геометрии сродни головоломкам. Почти никакого отношения к высшей математике и дальнейшему обучению в ВУЗе не имеют, но дают простор интуиции и ассоциативному мышлению. Поэтому и такие разногласия по поводу важности школьной геометрии. Для жизненного использования - почти ноль. Для развития мыслительных процессов человечество не придумало пока ничего лучше.
5) На пятом этапе можно изучить разделы, связанные с теорией чисел и комбинаторикой. Сначала по учебникам для углубленки. Потом по пособиям для олимпиад. В олимпиадах эти темы оказались потому, что для них мало места в школьной программе. Большинство задач вполне посильны, а при нарабатывании навыков, и стандартны. Многих преподов матклассов греет то, что только их ученики, натасканные на соответствующие задания на и вне уроков, решают их на олимпиадах. Было бы у Вас в школе не 6 часов математики в неделю, а 12, и Вы бы с большой долей вероятности решали эти задания с полпинка. Бояться их не стоит. Тратить время на их решение, если по предыдущим 4-м этапам остались проблемы, малопродуктивно. Это больше для гурманов.
Перед учеником проблема: никогда не учился толком, а тут ВДРУГ ЕГЭ, как неожиданная беременность. Хватается он за варианты, а решить ничего из С1-С6 не может. Ну, про С1 ему, например, говорят, что это тригонометрия, что это он "учил" в прошлом году. Но он что-то не припомнит. То ли в это время в мобильник под партой играл, то ли МарьИвана за один урок всю тему рассказала, а на более глубоком уровне "готова договориться с родителями". К человеку со специфически внеземной специальностью "преподаватель по подготовке к ЕГЭ" ему ходить влом, да и у родителей лишних денег нет, особенно, если жадность "подготовщика" непомерная, а квалификация, вполне вероятно, ниже МарьИванны (а как её проверишь?).
Вот приносит ему сердобольная мамина подруга книжку "Тригонометрия" Мерзляка. А в ней 650 страниц. Что, прям начинать решать? И когда, в каком году закончишь? А там ещё другие С!!! А таких, как С4-С6 он в глаза не видел, даже если его МарьИванна "советской закалки". Не объяснили вовремя его родителям, что чадо должно учиться с 1-го класса не на "5", что сейчас примерно равно "2+" 1965 года, а на "10", а с 7-го - в профильном, где есть время эти С4-С6 изучать. Вот и остается ему:
1) Просить, чтобы по всем темам, выносимым на ЕГЭ, были книжки разного уровня - "С1 для чайников", "С1 для тех, кто выучил азы", "С1 - знакомимся со школьной программой", "С1 superior". А лучше, чтобы были такие учебники, по которым можно за год пройти программу 1-11 классов на каком-то уровне. (О чем, собственно, у нас в топике и разговор, насколько я понял).
2) Выходить на улицу, круша всё, встреченное на пути. С тайным желанием, чтобы под эту раздачу попали составители ЕГЭ, забывшие, что ЭКЗАМЕН, это когда у тебя проверяют то, чему учили, а не то, чему бы могли в принципе обучить, но не делали.
Мне кажется, что ориентация строго на репетитора -- это просто тренд. Мода. На самом деле польза от репетитора не столь однозначна, тк он создает иллюзию передачи ответственности со своих плеч на его.
А это расслабляет.
Теперь конструктивно.
1. Хочешь сдать ЕГЭ хорошо, построй процесс подготовки так, как буд-то собираешься на мехмат. По крайней мере стоит почитать, ну хотя бы пролистать пособия для подготовки к устному экзамену.
2. Внимательно разберись с программой и терминологией ( классификацией задач). Посчитай оставшееся время. Разбей материал на части, так чтобы пройти каждую тему не менее двух раз. Ну, полтора. Первый раз детальнее, второй раз -- более агрегировано.
3. Используй не меньше двух источников по каждой теме. Одним из источников должен быть курс повышенной сложности желательно один и тот же, второй, например, спец книжка по ЕГЭ. Подбери литературу так, чтобы она тебе нравилась. ( Кстати, кто что думает про двухтомник Хорошиловой?)
4. Обзаведись столь большим количеством КИМов, сколько возможно. За прошлый, позапрошлый и тп... Начинай решать кимы с более старых, оставляя более новые под зановес подготовки.
5. Решай кимы регулярно, считай очки, веди дневник. В дневнике отмечай темы, которые были завалены. Их надо проработать более тщательно.
6. Обязательно ищи в инете ролики с разборами ЕГЭ, а также рейтинговых олимпиад. Смотри и пересматривай. Особенно лекции ведущих учителей на эти темы. Гордин "Планиметрия", например, лекция, которая стоит очень дорогого. При просмотре разборов -- обращайте внимание не только на идею решения задачи, но и на технику выкладок лекторов. Это -- школа.
7. "Не понимаю". Если чего-то "не понимаю" , то следует открыть электронный архив журнала "Квант" и подобрать статьи из раздела "Практикум абитуриента" по этой конкретной теме и проработать их с карандашом.
Вот если после этого не понятно, то с живыми примерами можно идти к Марии Ивановне или в это сообщество.
8. Обязательно следует участвовать в предметных олимпиадах. В тч "рейтинговых". Это неоценимая репетиция экзамена
9. Следить за здоровьем, уделять время спорту, высыпайся.
10 При недостатке времени зачеркиваются последовательно: компьютерные игры, соцсети, телевизор.
Кроме того, есть ведь и дистанционное образование.
цитата:
Изначально написано Nevalyashka:
только в статье
В статье? Вы текст не читайте. Смотрите видео.
цитата:
Изначально написано Nevalyashka:
то же самое только на 72 минуты.
за-то четать нинадо и с картинками
цитата:
Изначально написано Nevalyashka:
так что не ВШЭ разваливает. это со школы идет.
Школа подстраивается под существующую систему. На энтузиазм учителей рассчитывать нельзя. Систему создает ВШЭ.
Хотя и в целом общество изменилось. В общем лупить надо. И детей. И учителей. И родителей. Одни других. ВЭШ - просто разогнать.