
письмо учителя русской словесности
Обсуждаю эту проблему в закрытой учительской группе - но мне интересно мнение и родителей. Пост будет об уроках русского. И длинный.
Когда я пришел в универ (после очень хорошей школы), первое, что меня поразило (кроме высоты ГЗ МГУ) - это наличие в науке разных подходов к одному и тому же, разных классификаций и систем. В одном учебнике так, а в другом так - а как же правильно? Помню свой этот внутренний вопрос и смятение. Значит, при всей хорошести моей школы и моих учителей, этот аспект был выпамши (это не касается литературы, где мы выражали свое мнение, и оно было у каждого своим - речь не о мнениях, а о фактах и их классификации).
Когда после универа я пришел в школу, то начал преподавать русский не только по учебникам Баранова, но и по только что появившимся "Секретам орфографии" Граник, Концевой, Бондаренко. И не только потому, что это была яркая, отлично напечатанная (в Германии) книга - просто там давали материал именно так, как меня воспитал университет: вот языковой факт, можно смотреть на него так, а можно - этак. А как правильно? И так, и так. Главное, ты должен понимать и уметь объяснить, в какой перспективе, в какой парадигме ты это явление рассматриваешь. Объяснишь обе логики - еще лучше.
Еще в книге Граник меня привлекло то, что к рассмотрению брались вроде бы ненужные и даже усложняющие дело вещи типа фонемы. Но сам процесс постижения, объяснения этих вещей, въезжания в них был интересен и развивающ. Мне после универа хотелось по-новому объяснить и словообразование (это ж не только формальный разбор слова по составу), и лексику, и морфологию (божечки, сколько там сюжетов!) и особенно синтаксис, который в школе заформализован и выхолощен - а семантический синтаксис какая ж песня! А у нас все ученики думают, что синтаксис - это классификация придаточных...
И я все это брал и делал, ошибаясь, залезая в дебри, набивая в этих дебрях шишки, учась, как и, прости господи, методическую целесообразность соблюсти, и интерес детский не потерять. И для меня очень важным было, когда родители учеников говорили: "Мы не понимаем, как вам удается делать такую скукотищу, как русский, такой интересной? Наш просто бежит на него!"
Я не к тому, какой я хороший (у меня не получалось больше, чем получалось, и на русский бежали далеко не все), я к тому, что мне очень печально наблюдать сегодня среди учителей возврат к тому унылому, констатирующему, дающему определения для заучивания русскому, который мне так хотелось преодолеть в студенческие годы. Возврат под флагом той самой методической целесообразности. В ЕГЭ об этом не спросят, потому что случай спорный - нечего тратить время. В ЕГЭ считается так, хотя наука имеет и другие точки зрения - не рассуждая, считаем как в ЕГЭ. Чтобы сдать, чтобы пройти, получить балл...
Два памятных примера: это моя неудавшаяся попытка объяснить коллегам, что во фразах типа "Я хочу, чтобы он пришел" вовсе не прошедшее время (есть же суффикс Л, чего еще голову морочить?) - и недавняя дискуссия о типе предложения "Такой густой осинник, что заяц не проскочит" - назывное оно или двусоставное. Почти победила в этой дискуссии позиция формальная:
Мое твердое убеждение состоит в том, что любой факт языка, который цепляет, ускользает от однозначности, может легко толковаться так, а трудно - вот этак, должен становиться предметом рассмотрения на уроке. Хотя бы бегло. Хотя бы не для всех. Или на перемене. Или одной фразой намекнуть: "Тут сложнее, чем кажется". Не вдалбливать и контролировать, а как бы вот такими репликами a part манить. Мне кажется, что именно таким поведением мы, учителя, и увеличиваем процент тех, кому это нужно, тех, кто взыскует сложности. А отсутствием такого поведения мы этот процент снижаем. Вместе с треклятым оболванивающим телевидением, гаджетами и прочими факторами, которые привычно клянем (можно сказать - кляномыми факторами? а почему нельзя? а как сказать?). Мы тоже становимся фактором снижения интеллектуального потенциала детей.
Если наши мозги обрезаны под формат ЕГЭ и ОГЭ и мы говорим только о том, что там нужно, и только в разрезе попадающихся на экзамене ответов, то... то ну давайте не будет считать, что мы обучаем русскому языку. Давайте скажем: мы готовим к сдаче экзамена, и всё. Можем делать это хорошо или плохо, но мы делаем именно это.
А обучать языку - это прежде всего поддерживать интерес к этому делу, развивать лингвистическую внимательность к пролетающим мимо фактам и чувство, что хватать их и рассматривать - классно. Тут должно все время что-то гореть, я не знаю, что именно, но потухшим быть точно не может это что-то. Надо не бояться сложного. И уметь уделять ему время. Нельзя, чтобы в обучении языку побеждала репетиторская логика. Нельзя самим сдавать рубежи.
Иначе действительно люди будут стремиться получать образование вне школы, и будут правы. Потому что там, где все методически целесообразно, хочется повеситься от тоски.
Или родителям тоже надо только ЕГЭ и ОГЭ?
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
по только что появившимся "Секретам орфографии" Граник
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
и хнык...
На неделе воевали с математикой. В итоге из всех имевшихся уроков на чтение (задание: описать картину Шишкина "Рожь") времени не хватило (стараюсь, чтобы в 22:00, максимум 22:15 ребенок находился в постели). Ну, говорю, утром на черновике напишешь, позвонишь мне на работу, зачитаешь, поправим, и перепишешь в тетрадь.. Звонит (ничего особенного не ожидаю, ибо шо там описывать - небо, поле, дорога, сосны %), и выдает две страницы абсолютно связного и при том эмоционально окрашенного какими-то собственными воспоминаниями текста
quote:
Originally posted by Pe_Na:
вонит (ничего особенного не ожидаю, ибо шо там описывать - небо, поле, дорога, сосны %), и выдает две страницы абсолютно связного и при том эмоционально окрашенного какими-то собственными воспоминаниями текста

quote:
Originally posted by Nevalyashka:
По математике что походите? Скорости-производительности?
с другой стороны, всё, что нас не убивает делает нас сильнее, прорвёмся 
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
Расскажи потом впечатления сына.
. расскажу, конечно.quote:
Originally posted by Nevalyashka:
и хнык...
С братушей пообщалась, он в ТГУ на факультете информатики сейчас учится. Сказал, что точно есть кружок информатики для 1-5 классов (а для более старших уже и не один, там уже разные направления), очень интересно, на примере игр и прочего, почти бесплатно. Уверен был, что и у нас такой есть.
Нет ведь у нас при ВУЗах для младшей школы? Что предлагают, то не в УдГУ и ИжГТУ, и достаточно дорого.
quote:
Originally posted by koshamisha:
в 5 классе ишшо хуже... математика, в смысле. не скажу, что осилить невозможно, просто не понимаю, нафига детям такой мозголом.
quote:
А что там такое страшное?
quote:
Originally posted by koshamisha:
. у нас Петерсон.
quote:
Originally posted by koshamisha:
у нас Петерсон.

quote:
Originally posted by IzhAlin:
я искала совсем недавно кружки по информатике для 2-3 классов. Ничего не нашла. В лучшем случае предлагают робототехнику
Получается, что и нет совсем? Даже в ИжГТУ ничего, только для старших?В апреле начнется Международная Scratch-Олимпиада по креативному программированию 2017 для школьников 1-11 классов. 18 апреля будут опубликованы задания, и с этого дня начнётся приём решений. Последний день для загрузки готовых работ - 3 мая. Прием заявок уже открыт.
;Scratch-Олимпиада; - это конкурс международного уровня от Электронной школы Знаника и российской компании-разработчика одноименного робототехнического комплекса для образования ;РОББО;. Творческие задания олимпиады отличаются по сложности для разных возрастных категорий. Задания представляют собой описание сценария, который надо реализовать в виде проекта среды программирования Scratch 2.0. Подводя итоги, жюри будет учитывать оригинальность идеи, творческий подход, сложность алгоритмов, качество исполнения, дизайн.
Участие в ;Scratch-Олимпиаде; - абсолютно бесплатное для всех участников: педагог скачивает задания и загружает работы школьников. Все участники получают электронные сертификаты - при условии, что работа была загружена вовремя.
Все подробности о конкурсе вы найдёте на странице по ссылке.
http://znanika.ru/olympiad/scr...tm_campaign=jur

quote:
Originally posted by Nevalyashka:
Все не получается раскрутить родителей на то, чтобы выйти с детьми.

quote:
Originally posted by IzhAlin:
я искала совсем недавно кружки по информатике для 2-3 классов. Ничего не нашла. В лучшем случае предлагают робототехнику
quote:
Originally posted by npobedash:
Нанять даже не хореографа, нет, до этого уже многие додумались. Может, сразу профессиональных танцоров, а?
quote:
Originally posted by Девочка из плюша:
как бы не совсем информатика в чистом виде, но тут можно посмотреть http://pro-shkola.ru/
quote:
Originally posted by Девочка из плюша:
тут можно посмотреть
quote:
Originally posted by IzhAlin:
меня с первого класса старшей не перестают удивлять требования к работам для НПК. Что там больше оценивают: работу детей или вклад родителей?
quote:
Originally posted by IzhAlin:
меня с первого класса старшей не перестают удивлять требования к работам для НПК. Что там больше оценивают: работу детей или вклад родителей?
- в 1 или 2 классе, не помню уже. на школьный конкурс вышел, кстати, потому что он хорошо рассказывает. тему мы брали такую, что ребенок сам мог опыты ставить и сам выводы делать из результатов. в этом году(5 класс) у них предмет появился НПК, вот сейчас они сами в группах что-то выполняют, это нормально, ИМХО.
quote:
Originally posted by kisonka:
Неужели вязанные игрушки размером 35-40 см первоклассники вяжут? Или рисунки, явно недетской рукой нарисованные?
. quote:
Originally posted by koshamisha:
в этом году(5 класс) у них предмет появился НПК, вот сейчас они сами в группах что-то выполняют, это нормально, ИМХО.
quote:
Originally posted by Элька:
а вот когда сын у меня к пятому классу научился очень здорово делать презентации
.quote:
Originally posted by kisonka:
Неужели вязанные игрушки размером 35-40 см первоклассники вяжут?

quote:
Изначально написано IzhAlin:
если у младшей интерес не пройдет, то к концу 2 класса она такую игрушку связать сможет. Что особенно радует, абсолютно без моего участия: крючком подруги показали, как вязать, на спицах - бабушка.
а, нет, я же пряжу покупала, так что тоже вклад внесла
Это же здорово 
quote:
Изначально написано npobedash:
С одной стороны - да, участие в жизни детей. С другой стороны - не родительский это конкурс. Организовать, помочь с костюмами, какие-то еще подобные моменты. Не более того.
У меня вообще диверсионная мысль. Нанять даже не хореографа, нет, до этого уже многие додумались. Может, сразу профессиональных танцоров, а? Пусть станцуют вместе с салажатами. Вона, у Петрухи в коллективе старшие девочки сойдут за сестер и мам
Поди, и не смешно вовсе? Поди, в следующем году так и сделать, а?
Победители танцевали с хореографом. Родители вышли по бокам шеренгой.
Другие классы делали платные постановки, шили костюмы, снимали залы для репетиций.
Млн был поражон и обескуражен. Наши выбрали музыку, выучили движения из ютуба и вставили кто что умеет делать.купили футболки по 199 ре, репетировали на переменах в коридоре.
Так что как ты пишешь уже делают
и нанятые хореографы, и залы для репетиций,
quote:
IzhAlin
quote:
и нанятые хореографы, и залы для репетиций
quote:
Originally posted by kisonka:
или самолюбие родителей потешить?
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
Так что как ты пишешь уже делают и нанятые хореографы, и залы для репетиций,
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
Наши выбрали музыку, выучили движения из ютуба и вставили кто что умеет делать.купили футболки по 199 ре, репетировали на переменах в коридоре.
quote:
Изначально написано IzhAlin:
я искала совсем недавно кружки по информатике для 2-3 классов. Ничего не нашла. В лучшем случае предлагают робототехнику
скрэтч луше всего в этом возрасте. правда не знаю, преподают ли его в ижевске.
но можно книги купить и самим дома заниматься.
quote:
Изначально написано IzhAlin:
я искала совсем недавно кружки по информатике для 2-3 классов. Ничего не нашла. В лучшем случае предлагают робототехнику
скрэтч. не знаю, преподают ли его в ижевске.
но можно купить книги (скачать) и самим заниматься.
http://www.labirint.ru/books/563662/
неплохая, но там есть ошибки.
еще вот эту могу посоветовать http://www.labirint.ru/books/552457/
она есть в пдф в сети
quote:
Изначально написано kisonka:
а за что борются? или самолюбие родителей потешить?
Цена вопроса 200 руб с ребенка.quote:
oma
очень полезно оказалось.quote:
Изначально написано дышадухамиитуманами:
Это просто удобно именно родителям. Сами дети тоже вряд ли нужным образом организуются, когда их 25 чел и все со своим мнением, музыку только неделю выбирать будут) Поэтому лучший выход это специально обученный человек - хореограф. Пришла девушка, все четко, конкретно, по делу) И за 10 двухчасовых репетиций у нас получился отличный номер. Все были довольны, и родители результатом, и дети процессом, и зрители эстетическое удовольствие получили Цена вопроса 200 руб с ребенка.
Что-то так долго ваш хореограф детей учил! Или это целый класс? У моей каждый год Рождественская звезда в декабре проходит, со 2-го класса нанимаем хореографа - за 5 занятий по 500₽ ставит отличный танец! Правда, участвуют 5-8 девочек, которые занимаются танцами/гимнастикой, т. е. с хорошей подготовкой. В 1-м классе вообще вдвоём танцевали, танец с выпускного из детсада взяли (дочка с подружкой, были в одном саду), костюмы там же попросили. Стабильно первые места у наших), но соревнуются в параллелях. Остальные классы без хореографов выглядят намного проще. С костюмами тоже не заморачиваемся - одинаковые майки/футболки, нынче юбки покупали в Модисе. Деньги на все расходы берём из классной копилки. Сложность только в том, чтобы выделить всем удобное время для репетиций - у каждой девочки своё плотное расписание, но приходится чем-то жертвовать). В этом году мы репетировали в осенние каникулы, как раз за неделю выучили танец, так намного проще оказалось, а потом на переменах просто повторяли. Сами дети так не придумают, тут и говорить нечего). Но в дочкиной школе есть ещё конкурс и для родителей - вот этого мне не понять...
quote:
Изначально написано koshamisha:
в 5 классе ишшо хуже... математика, в смысле. не скажу, что осилить невозможно, просто не понимаю, нафига детям такой мозголом.
О, как я Вас понимаю))) У старшего Петерсон был всю началку, потом с 5 по 9-й. 5-й класс я ещё разбиралась, проверяла, но в 6-м... уже чтобы понять задачу, надо было изучить все темы (без пропусков), долго разбираться... Сентябрь я промучилась, потом мне стало жалко своего времени и нервов (тем более ещё дочка маленькая внимания требовала), ну и я сказала сыну - я школу закончила, теперь твоя очередь, разбирайся сам), ходи в математический кружок (был в школе), там многое объясняли, ну и оценки были хорошие и я успокоилась. Ну и учитель по математике у него была отличная, очень хорошо всё объясняла, поэтому проблем не было. На собраниях всех родителей успокаивали - это вам кажется сложно, детям - нормально, они понимают! Да и мозг хорошо развивает). Сейчас я не смогу ни-че-го решить из его математики, хоть и закончила экономический факультет...
quote:
Originally posted by Натусик74:
Да и мозг хорошо развивает).

quote:
Изначально написано npobedash:
ДДТ в Металлурге?
да, между 30 лет Победы и трамвайной линией, ниже вкусного дома 
кружок, вроде бы, так и называется "информатика", ведет мужчина - адекватный и интересный педагог
quote:
Originally posted by oma:
Света, а у вас петерсон?
quote:
Originally posted by oma:
а Дорофеев с ней же в соавторстве
Произошел взрыв на станции Технологический институт и Сенная. Многие станции метро перекрыли. О количестве жертв пока неизвестно, на данный момент сообщается о 10 погибших.
http://vare4ka70.livejournal.com/223088.html
Вместо того, чтобы донимать знаменитых писателей, показывая им твои стихи, просто складывать их в коробку, терпеливо ожидая, когда пройдет наваждение? Отвлекать настольными играми и вязанием крючком? Много солнца, физкультура, здоровое питание и активная деятельность в каком-нибудь кружке следопытов?
Что вообще лучше в таких случаях - раздувать пожар из божьей искры, или оставить все, как есть?
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
вопрос вопросов
Стоило ли продвигать? Как там сказано "обескураженные мама с бабушкой стали думать, как и куда, по-возможности, с пользой для всех, направить этот поток стихотворчества" Хз. Я лично против. Я даже модные в последнее время детские шоу по телевизору не смотрю, не для детской психики испытание славой.
(все сугубо ИМХО)
quote:
Originally posted by Pe_Na:
Хз. Я лично против. Я даже модные в последнее время детские шоу по телевизору не смотрю, не для детской психики испытание славой.
(все сугубо ИМХО)
quote:
Originally posted by oma:
Вышел таки на город по информатике, писать будут через неделю.
quote:
Originally posted by Pe_Na:
Я даже модные в последнее время детские шоу по телевизору не смотрю

. поздравляю всех, фил вот не знаю тока (((.quote:
Originally posted by irkaleb:
Там итоги Интеллектуального марафона выложили

я фамилий тоже не знаю, просто поздравляю всех 




), заказать форму и рабочие тетради.Для тех, кто не понял - велика вероятность, что и этот будет учиться по ЭД
Да не, нормальная программа, моим гаврикам подходит больше других. Пусть.
А что сложного? Обе школы недалеко, без пересадки. Старший уже самостоятельно добирается в школу и возвращается, сам ходит почти на все занятия, за редким исключением.

ЗЫ. Самое-то главное, что там, где и когда это считают нужным, парты переставляют так, как захотят. Полукруглые столы заказывают, да всё, что угодно, делают.
Оспидиии, страшнее беды в нашем образовании нетууууу 
quote:
Изначально написано npobedash:
Расскажи потом.
Напишу)
Сейчас узнала, что городской этап в спб приравнивается к региональному по РФ ))) куплю сыну тортик - молодец, чоу
quote:
Originally posted by oma:
куплю сыну тортик - молодец, чоу

quote:
Originally posted by oma:
городской этап в спб приравнивается к региональному по РФ )
quote:
Originally posted by irkaleb:irkaleb
quote:
Originally posted by npobedash:npobedash
Молодцы дети! И мамы тоже.quote:
Originally posted by oma:
куплю сыну тортик - молодец, чоу

Пираты Джон и Бен заряжали пушку. Если бы к заложенному Джоном пороху Бен добавил 2
унции, то получилось бы на 18 унций больше, чем нужно. А если бы к пороху, заложенному Беном,
Джон добавил 3 унции, то получилось бы на 2 унции меньше, чем нужно. Сейчас же вес пороха,
забитого Джоном и Беном вместе, втрое больше, чем нужно. Сколько унций нужно для зарядки
пушки?
нужно 11 унций.
Это не я решала.
А 5 и 6? 5-ю она сделала, но у меня сомнения. 6-ю тоже сделала, но я тоже не уверена.
quote:
Originally posted by koshamisha:
нужно 11 унций.
quote:
Originally posted by Nevalyashka:
А 5 и 6?
quote:
Originally posted by npobedash:
если будет нужно.
завтра до обеда нам нужно.quote:
Originally posted by Nevalyashka:
я собственно дочери так и показала - через замену...
аудирование 12 из12, лексика 34 из 54 и грамматика 36 из 18. Призеры с 84.
Сейчас буду рассказывать.
У дочери по окружайке история. Дается она тяжко, т.к. и контурные карты (а географии не было еще), и сложные термины, и даты, и биографии и вообще человеческого опыта не хватает, чтобы как-то укладывать в голове какие-то события. Сергей Алексеев дает инфу доступно этому возрасту, но этого не достаточно. Книга Белого города для из серии МПК понятна, но тоже недостаточна. А из другой серии - слишком подробна и сложна для понимания. Ее только если вместе читать, она больше для средней школы. Чевостика недостаточно, а Парфенова сложно уже смотреть ребенку.
были в Москве, полдня провели в парке "Россия. Моя история" на ВДНХ. Детский билет 300 ре, детский аудиогид 150 рублей. На выбор одна экспозиция (каждая по 25 залов) Рюриковичи, Романовы, 20-й век. Ну дочь выбрала Романовых. Аудиогид рассчитан на 40 минут, но дочь еще читала и смотрела интерактивные экспонаты, видео в видеозалах, листала каталоги изобретений, смотрела портреты и видео реконструкций. Поэтому почти 4 часа пролетели быстро, "Рюриковичи" были в подарок, не добрались уже мы до них. Ей, по ее словам, было все понятно, интересно и для учебы полезно. Я просто бродила, читала, понимала, что историю не знаю, смотрела видео, читала, разглядывала, слушала. взрослый билет 500 рублей.
Там же есть большой зал для лекций, там проходил Тотальный диктант, читал его Юрий Лоза.
По уму надо туда несколько раз сходить, продают абонементы на несколько посещений.
Народу не сильно много, но и не мало. В Политехническом музее на ВДНХ было меньше.