Предисловие
20 марта сего года некий 'Алекс А1' (Александр Вахрушев, согласно профилю) в соседней ветке форума (http://talks.mark-itt.ru/forummessage/77/097713-0.html) предложил всем приобретать через него кресла некой фирмы 'Bellelli'. Особый упор делался на дешевизну кресел, их сертифицированность и соответствие всяким стандартам. Аргументация была на уровне детского сада, а предоставленный на всеобщее обозрение сертификат был выписан вообще на другое изделие. В общем, невменяемость господина Вахрушева была очевидна. Более того, с его стороны было обещание предоставить нормальные сертификаты и результаты каких-нибудь тестов, но прошло уже десять дней, а он как в воду канул.
К чему я это всё пишу. Как раз в это время я самостоятельно занимался поиском подходящего детского автокресла. Знания, приобретённые мною за это время, позволили мне указать господину Вахрушеву на его ошибки, но он, вместо того, чтобы их исправить, обиделся и назвал меня умным, после чего облажался по полной программе, но, в общем-то, дело не в этом. Дело в том, что, как я заметил по развитию событий в этом обсуждении, многие готовы купить чёрт знает что по принципу 'лишь бы было'. Несмотря на то, что по этой теме, вообще, много пишут и говорят, слабая просвещённость масс настораживает. Потому я решил внести и свою лепту, рассказав о том, как надо выбирать автокресло. Собственно, я не открываю Америки, но, возможно, кому-то мой опыт и знания помогут.
Часть первая. Нахера они вообще нужны.
Основная идея заключается в том, что людям, чей возраст меньше 150 см, штатные ремни безопасности не могут оказать никакой помощи в случае ДТП. Это логично: представьте сами, что ремень безопасности вместо того, чтобы пройти в безопасных местах в районе грудной клетки, перетягивает вам шею или идёт по диагонали через лицо. Вообще говоря, исходя из здравого смысла, заставить пользоваться автокреслами надо бы и карликов с лилипутами, и просто низких людей. Но пока поговорим о детях.
Многие знающие люди пишут о том, что возить ребёнка на руках опасно, поскольку в случае столкновения даже на скорости 30 километров в час никто не сможет его удержать, как бы он на это не надеялся. Многие считают, что смогут, но на практике обычно врезаются непристёгнутые вместе с ребёнком в переднее кресло (или в панель приборов) и дополнительно придавливают его своим телом. А если ума хватило хотя бы самим пристегнуться, то ребёнок просто вырывается из рук и летит вперёд до первого препятствия.
Между прочим, вспомнив физику, можно провести аналогию: столкновение с неподвижным препятствием на скорости 30 км/ч - это то же самое, что спрыгнуть с высоты 8.3 метра, распахнув объятия, навстречу матери-земле. Это примерно высота третьего этажа. А может четвёртого - смотря какой дом. Представьте ребёнка, летящего на газон хотя бы с третьего этажа вашего дома. Представьте последствия.
Так, для справки: 40 км/ч - это уже четвёртый-пятый этаж. 50 км/ч - пятый-шестой. И так далее по нарастающей.
Часть вторая. Какие бывают автокресла.
Так вот. Поскольку ребёнок до 150 см роста добирается как раз годам к двенадцати (обычно), до этого возраста желательно его как-то по-особенному закреплять. Но при этом надо помнить, что дети в течении 12 лет постоянно растут, поэтому для разных размеров детей нужны разные способы их фиксации. Для этого умные люди придумали условно разбить их всех на четыре группы и для каждой группы придумать свои конструкции систем безопасности. Разбиение происходит по росту/весу ребёнка. Группы нумеруются с 0 до 3.
В группу 0 попадают дети до 10 килограмм и до полутора лет. Автокресла для этой группы обычно представляют собой люльки, а не кресла, поскольку до полугода обычно детям сидеть противопоказано в принципе, только лежать. Возможны варианты люлек, которые допускают трансформацию в полусидящее положение, но не более.
Группа 1 - это дети от 9 до 18 килограмм, от года до четырёх. Тут уже используются полноценные кресла с собственными ремнями (обычно трёх- или пятиточечными), надёжно фиксирующими в нём ребёнка. Само кресло крепится к сидению либо штатными ремнями безопасности, либо с помощью креплений Isofix, которые есть только на иномарках, да и там ещё их поискать надо.
Группа 2 - это уже 15-25 килограмм, 3-7 лет. В этом случае обычно кресло ещё есть, но в некоторых вариантах для крепления ребёнка уже можно использовать штатный ремень безопасности, который, продеваясь хитрым образом, крепит одновременно и ребёнка, и кресло. За счёт того, что ребёнок сидит в кресле, ремень проходит как раз через безопасные зоны на теле. Однако, во многих моделях кресел ребёнок всё ещё может крепиться специальными ремнями самого кресла. Это зависит от роста ребёнка - как только он вырастает из маленьких ремней, так начинает пристёгиваться штатным. Способ крепления кресла: штатный ремень или крепления Isofix.
Группа 3 - это дети от 22 килограмм и от 6 лет. Они уже достаточно здоровые, чтобы не помещаться в кресло, поэтому от кресла остаётся только специальный 'поджопник', на который ребёнок садится перед тем, как закрепиться штатным ремнём. Этот 'поджопник' просто увеличивает рост ребёнка, чтобы ремень проходил через грудную клетку. Способ крепления 'поджопника': штатный ремень или крепления Isofix.
Комментарий по поводу группы 3: многие (в том числе и я) возмущённо задавались недавно ошибочным вопросом 'Как усадить в автокресло одиннадцатилетнего акселерата'? Элементарно. Просто в таком возрасте кресло уже не используется. Кстати, если ваш ребёнок в одиннадцать лет уже вышел за 150 сантиметров и ремень безопасности не давит ему на шею, то все такие детские системы, исходя из здравого смысла, наверное, можно уже не использовать.
Часть третья. Как выбрать.
Тут возникают проблемы. Дело в том, что автокресел полно даже в нашем городе. Просто зайти в магазин - это значит сразу же растеряться. Поэтому сначала определитесь с группой кресла, чтобы хотя бы сразу отсеять ненужные варианты. А вот дальше надо знать матчасть. Я имею в виду различные стандарты безопасности и результаты краш-тестов.
Стандарт безопасности на автокресла есть. Он разработан в Европе и называется ECE R44/03. Сейчас уже разработана его более жёсткая версия ECE R44/04. В настоящее время действуют обе версии, но с 2007 года (кажется) останется только R44/04. Кресло, удовлетворяющее этому стандарту, должно содержать на себе эмблему ECE R44/03 или ECE R44/04. Это тёмный овал с названием стандарта, а по краям овала - звёздочки, как на флаге Евросоюза.
Сам стандарт требует от производителя соблюдения не только основных правил конструкции кресла (ремни, пряжки, посадка ребёнка), но и выдерживания ряда серьёзных тестов на фронтальное столкновение (при 50 км/ч), удар сзади и опрокидывание. Ссылка на текст стандарта версии R44/03 опубликована чуть ниже, можете ознакомиться.
Когда производители или продавцы утверждают, что кресло удовлетворяет каким-то другим стандартам, причём, уверяют, что самым жёстким и лучшим (голландским, например, или германским), то это, конечно, хорошо. Но помните, что какой-нибудь 'Тьмутараканский стандарт качества продукции' чаще всего может означать лишь то, что изделие изготовлено из невонючих, нетоксичных и неаллергенных материалов (в той стране, где именно эти материалы не считаются вонючими, токсичными и аллергенными), не бзданёт вас током, за какую бы часть вы его не потрогали, и не развалится от удара на мелкие кусочки с острыми режущими кромками. Не более. К безопасности пассажира кресла эти другие стандарты могут не иметь никакого отношения.
На кресла, которые не несут на себе метки соответствия любой версии стандарта 'ECE' я настоятельно не рекомендую смотреть вообще. Это кресло может быть полным хламом с точки зрения безопасности при столкновении. Подобно тому, как делал вышеупомянутый господин Вахрушев, вам могут вешать лапшу на уши, типа того, что при изготовлении каких-то конкретных кресел используются только очень качественные материалы, что подтверждено каким-то престижным европейским сертификатом. Но если это не сертификат 'ECE', пошлите в жопу этого доброго человека.
Далее неплохо было бы знать, как всё-таки ведут себя автокресла при столкновении. И тут в помощь нам приходит журнал 'Авторевю'. Этот журнал проводил краш-тесты десятка детских автокресел, результаты которых можно посмотреть здесь: http://www.autoreview.ru/new_site/year2001/n11/deti/deti1.htm
Собственно, именно эти тесты подтолкнули меня к выбору автокресла определённой фирмы. Фирмы-победителя. Об этом я расскажу дальше. А пока настоятельно рекомендую почитать 'Авторевю'. Узнаете много нового.
Существуют кресла, подходящие сразу для двух-трёх возрастно-весовых групп. Прекрасный выбор, между прочим. В таких креслах с ростом ребёнка просто убираются лишние части.
Также существует масса мелочей, таких как количество фиксированных позиций наклона спинки, изменяемость высоты крепления дополнительных ремней, удобство и надёжность пряжки, защита от боковых ударов, обзор из кресла, наличие дополнительных аксессуаров и так далее. Это уже на вкус, цвет и конкретные габариты. При выборе кресла внимательно прочитайте инструкцию по нему и вытрясите из продавца всю информацию по всем подобным нюансам.
Ещё при выборе автокресла стоит помнить про способ его крепления. У подавляющего большинства наших автолюбителей в машинах нет креплений Isofix, поэтому покупать кресла, рассчитанные только на эти крепления, не стоит. Собственно, вы их и не купите, скорее всего: стоимость изофиксовых кресел выражается пятизначными числами и зашкаливает за 20 тысяч рублей. Абсолютно не понимаю, почему. Так что, если у вас нет Isofix или лишних денег, берите кресла, рассчитанные на крепление штатными ремнями безопасности. Таких кресел полно.
Часть четвёртая. Моё автокресло.
По итогам поисков я выбрал себе автокресло 'Trianos Safe Side' от французского производителя 'Bebe Confort'. Вот ссылка на сайт с его описанием: http://www.bebeconfort.ru/products/info.aspx?id=14. По результатам краш-теста 'Авторевю' первое место заняло другое кресло этого производителя: 'Iseos Safe Side' (http://www.bebeconfort.ru/products/info.aspx?id=12). Моё же в тестах не участвовало, но я выбрал именно его по одной важной причине: оно рассчитано сразу на три старших группы. По мере роста моего ребёнка я просто сначала уберу маленькие ремни, а потом демонтирую спинку кресла. Таким образом, я получил три-в-одном. По конструкции моё кресло идентично креслу-победителю.
Кресла от 'Bebe Confort' выгодно отличаются от других кресел конструкцией, которая больше всего понравилась ортопедам (мнение ортопедов озвучено указано в том же краш-тесте 'Авторевю'), а также собственными дополнительными ноу-хау в безопасности. Впрочем, об этом можете прочитать на сайте производителя.
Первые впечатления о кресле положительные. Выглядит хорошо, сделано качественно, много очень продуманных фишек, эмблема 'ECE R44/04' на месте. Пока мне нравится. Посмотрим, как понравится ребёнку, но его уже никто не спрашивает.
Продукцией 'Bebe Confort' в Ижевске торгует магазин 'Алиса' на улице Горького, однако, по воле счастливого случая, это кресло мне привезли из Питера, и оно обошлось в 7000 рублей. Не знаю, сколько оно будет стоить в 'Алисе', честно говоря.
Часть пятая. Полезные ссылки.
Сайты производителей автокресел, чьи кресла (по их утверждениям) имеют сертификат 'ECE' любой версии:
http://www.bebeconfort.ru
http://www.bebecar.ru
http://www.chicco-shop.ru
http://www.maxi-cosi.ru
Сайты, торгующие автокреслами:
http://www.avtokreslo.ru
http://www.angelochec.ru
http://www.mir-kolyasok.ru
Прочая информация.
Комментарии к пункту ПДД про автокресла: http://is.park.ru/doc.jsp?urn=6774060
Двенадцать горячих вопросов по детским автокреслам: http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=196
Краш-тест 'Авторевю': http://www.autoreview.ru/new_site/year2001/n11/deti/deti1.htm
Стандарт ECE R44/03: http://www.childcarseats.org.uk/standards/r4403.htm
Евротесты систем детской безопасности: http://www.aamotoringtrust.com/index.asp?pageid=24
Заключение.
Не буду капать на мозги моралью. Покупка/непокупка автокресла, как и пристёгивание/непристёгивание ремнями безопасности, - это ваше личное дело. Я только надеюсь, что количество людей, решившихся купить такую важную вещь лишь для того, чтобы она была, уменьшится хотя бы на одного человека. Такую продукцию надо покупать с умом.