Решила не экономить. "Наслаждайтесь"
По замыслу чиновников, малышню будут кормить привозными полуфабрикатами
Вместо домашней еды детсадовцев собираются кормить полуфабрикатами
Фото: Евгения ГУСЕВА
В прямом эфире радио КП председатель организации <Родительский контроль> Наталья Румянцева, юрист Валерия Тернопольская и редактор отдела образования <Комсомолки> Александр Милкус обсуждают, чем сейчас кормят в детских садах и как будут кормить в будущем.
Милкус:
- Мы будем говорить о питании детей в детских садах. Наверное, затронем и школу - эта тема очень горячая, уже год происходят реформы, по крайней мере реформы в системе московского образования. У нас в гостях Наталья Румянцева - председатель недавно созданной организации <Родительский контроль> и мама, и Валерия Тернопольская - юрист и тоже мама. Я папа двух детей, поэтому могу говорить с вами на понятном языке. Скажите, что на ваш взгляд происходит? Почему вы так встревожились, что обратились в <Комсомольскую правду>?
Тернопольская:
- Нас очень обеспокоила инициатива совета заведующих детских садов города Москвы, которые предлагают перевести все сады на комплексную услугу по организации питания. То есть поставщик, который сейчас поставляет питание - предлагается, что он будет и разработчиком меню, и поставлять продукты, и организует работу штата, который будет готовить на кухне садика. Возьмет в аренду пищеблок, будет о нем заботиться. То есть содержать все оборудование.
Милкус:
- Сейчас просто закупаются продукты, привозятся в детский сад, и в детском саду повара готовят еду.
Тернопольская:
- Да. А предлагается все это перевести на поставщика.
Милкус:
- То есть то, что происходило в прошлом году в школах, так называемое бортовое питание, когда привозили готовую еду в упаковках. И эти пищеблоки в школах, школьные буфеты, школьные столовые стали под влиянием, под контролем разных поставщиков. Почему вы считаете, что это инициатива заведующих? Они говорят: мы не хотим заниматься питанием?
Тернопольская:
- Мы предполагаем, что это не совсем инициатива заведующих.
Милкус:
- То есть чиновники надавили, потому что им так удобно.
Тернопольская:
- Да, могу привести доказательства этого, каким образом заведующие общаются с родителями. Они сами не в курсе много, как это будет происходить на практике. Они объяснить не могут, но им дано указание сверху скорее всего. Поэтому они сейчас собирают подписи с родителей. Но на логичные вопросы, которые задают родители: как и почему это будет происходить? - ответ всегда равен нулю. Они говорят: все будет как и было, просто повара будут в штате поставщика. Когда их спрашиваем: вы видели контракты, документы, на основании чего все это будет происходить? - Нет, это все в разработке, но все будет хорошо.
Милкус:
- Наталья, прочему вы считаете, что это плохо? Будут привозить централизованно продукты, будут кормить детей в соответствии с меню, разработанным физиологами, специалистами. Надеюсь, что гарантированно качественное меню, оно не будет отличаться в разных детских садах, все дети будут кормиться одинаково, можно будет контролировать централизованно, где его будут готовить. А сейчас ситуация другая - повар готовит, и как получилось - так и получилось. Что украл - то украл. Не будем подозревать всех, но и это бывает на пищеблоках. Мы пока говорим о новой системе априори, мы не знаем ни документов, ничего. Вы пришли, озабоченные тем, что проходят совещания с родителями в детских садах. Почему вы считаете, что это плохо?
Румянцева:
- У меня встречный вопрос. Вы своего ребенка будете кормить тем, чем кормите дома, или что вам привезут откуда-то?
Милкус:
- Это неправильная позиция. Потому что разные мамы бывают. Некоторые успевают готовить, а некоторые кормят детей бутербродами.
Румянцева:
- Но мы ориентируемся на нормальных мам. Да, мы ориентируемся на нормальных мам - но мы ориентируемся на нормальных поваров - что на самом деле далеко не всегда так в детских садах. Были проверки общества защиты прав потребителей образовательных услуг. То, что они видели на кухнях детских садов и школ - недавно был репортаж, показывали, как там хранятся еда, мясные и молочные продукты, как это все просроченное, не в холодильниках, лежит на складе.
Как правило такие вещи показывают выборочно: нашли плохой садик, и для того чтобы опорочить систему, показывают, что там происходит. А в основном те повара, которые давно работают в детском саду - в нем 200-300 человек. Основные проблемы известны и заведующей, и повару, и медсестре. Какие-то аллергические реакции могут быть у детей на что-то, какие-то заболевания. Поставщик, который поставляет комплексно эти завтраки и обеды, просто не знает о них.
Тернопольская:
- Отвечу на ваш вопрос: чем лучше, тем хуже. Могу привести аргументы. Чем меньше цепочка между потребителем услуги и тем, кто непосредственно эту услугу предоставляет - тем лучше. Вы сразу можете выйти на исполнителя и предъявить претензию. В данном случае цепочка увеличивается.
Милкус:
- Вы знаете конкретную компанию, которая поставляет вам питание? Если это будет введено и вы будете водить ребенка - вы же будете знать, кто.
Тернопольская:
- На примере школ, что сейчас происходит. У меня договор со школой, что мой ребенок питается в школе. Школа не нанимает поставщика. Школа вынуждена работать с тем поставщиком, который выиграл конкурс, заявленный департаментом образования. И школа сама не может отказаться от поставщика, воздействовать на его поваров.
Милкус:
- Насколько я знаю, и мы давали разъяснение, что директор школы при поддержке родительского общественного совета может отказаться от этого. Пишут заявление в департамент. И были такие случаи, когда система бортового питания вводилась в сентябре прошлого года в столичных школах, были директора, которые покорно согласились. Это было достаточно долго, месяца два, пока система устаканилась. Были директора, которые вместе с родительской общественностью поднялись на дыбы, написали заявление.
Тернопольская:
- Сколько их на всю Москву? По пальцам можно пересчитать.
Милкус:
- Правильно. То же самое с детскими садами. Вы сами говорите: заведующие детских садов, которые сами должны были быть на стороне детей, родителей, которые должны поддерживать вас - они ничего не говорят. И на эфир они вряд ли согласятся придти. Они дорожат своим местом, и будут соглашаться.
Тернопольская:
- В этом и корень зла. Человек, который боится потерять свое место, будет соглашаться на все. Поэтому мы не можем этого допустить. Мы не можем положиться на заведующих, которые, может быть, откажутся от поставщика. А может быть, не откажутся. Нам как потребителям эта схема неинтересна, она нам не нужна, невыгодна.
Звонок, Николай:
- Вы сказали, что в детском садике 200-300 ребятишек. А представьте, сколько в Москве. В детском саду в один день какой нужен штат поваров, который будет их обслуживать - чтобы приготовить завтрак, обед и ужин. И сколько нужно времени, чтобы доставить по Москве по детским садам в одно время такой объем пищи. И сколько должно храниться готовое блюдо от момента приготовления до потребления в пищу.
Милкус:
- Если продукты готовятся на комбинате питания, как их по пробкам довезти свежими, где их хранить до завтрака, обеда и ужина? То есть нужны новые вложения, экономия получается не очень. Нужны дополнительные холодильники, дополнительное место хранения, нужна транспортная система, более разветвленная, логистика. Если посчитать, расходы будут больше.
Тернопольская:
- Еще приплюсуем разработку меню. Потому что сам поставщик вряд ли обладает такими возможностями, вряд ли у него в штате находятся специалисты, которые разбираются в тонкостях, связанных с пищевой промышленностью и с вопросами законодательства в пищевой промышленности. Поэтому он вынужден будет обращаться в стороннюю организацию, чтобы разработать это меню. Он вынужден будет увеличивать штат. Раз он будет брать себе поваров - лишняя единица у него появляется. И он должен изыскать зарплату на этих людей. Плюс пищеблок.
Звонок, Елена:
- Я рада, потому что знаю не понаслышке, что повара воруют вместе с заведующей в очень больших количествах продукты питания.
Милкус:
- Вы ловили за руку повара детского сада, который выносит сумки?
Елена:
- Да.
Тернопольская:
- Вопрос: повар своровал два кусочка масла. От этого каша стала хуже? Или мы сравним с привозной кашей, которая была сварена неизвестно где и неизвестно из каких продуктов.
Милкус:
- Мы знаем где, не будем передергивать.
Елена:
- Заведующая, медицинская сестра.
Милкус:
- Я думаю, приводят в порядок, потому что есть опасность, что не все продукты доходят до детей.
Звонок, Игорь:
- От предлагаемой системы привоза надо отказываться. Приготовить такой объем пищи на большое количество детей - это невозможно. Экология - куда девать коробочки, которые привозят?
Милкус:
- Расскажите, как с вами связаться.
Румянцева:
- С нами связаться достаточно просто. Разработали сайт: rkontrol.ru. Об истории этой организации. У меня муж был журналистом, занимался телевизионными расследованиями. Одна из тем, которая его волновала - тема школьного и дошкольного питания. Потому что несколько лет назад приходили жалобы, что отравились, что-то не то. Он эту тему не смог осуществить. И совсем недавно, когда появилась возможность сделать общественную организацию, куда может обратиться любой человек - мы это доброе дело и сделали: родительский контроль.
Звонок, Евгений:
- Сейчас берут подписи с родителей, которые ходят в садик. И выпадают родители детей, которые ходили в садик и пойдут в садик.
Милкус:
- А вы соглашаетесь, подписываетесь?
Евгений:
- Как решается вопрос, когда садик на карантине?
Милкус:
- Объединяйтесь с организацией <Родительский контроль>. Чем больше родителей, бабушек и дедушек будет участвовать - тем проще будет навести порядок.
Звонок, Сергей:
- Говорили по поводу воровства. Но воровство может быть и при доставке продуктов. А самое главное - ответственность. Если будет производиться доставка - при отравлении ребенка доставщики будут валить на то, что не при доставке, а при употреблении в пищу.
Румянцева:
- Чем больше цепочка - тем меньше виноватых. Так всегда.
Милкус:
- Что вы собираетесь сейчас делать? Вы обладаете инсайдерской информацией - официальных документов нет.
Тернопольская:
- Мы хотим, чтобы эти документы вообще не появились официально.
Милкус:
- Или познакомиться с проектами - может быть, на той стороне тоже вменяемые люди, может у них есть свои аргументы.
Тернопольская:
- Большинство аргументов мы знаем. Но на данном этапе наша цель - вообще не допустить создания этой системы, которую мы считаем неправильной. Поэтому мы будем обращаться к мэру, в департамент, будем проводить митинги, пикеты, свяжемся с общественной палатой. Все ресурсы, которые у нас есть, мы задействуем.
Милкус:
- Давайте сначала определимся. Мы не знаем конкретно, какие реформы грядут, не знаем, с какого числа они предполагаются. А вы уже готовы выходить.
Тернопольская:
- У нас очень маленький срок - с января месяца должны заключиться новые контракты. На комплексную услугу должны будут перевестись с декабря месяца. То есть у нас всего два месяца. Если мы не проведем превентивный удар - потом будет поздно. Расторгнуть контракт практически невозможно благодаря новому закону ФЗ-94.
Звонок, Юрий:
- Я считаю, что и в том и в другом случае система может дать сбой. Когда все объединяют в одну схему - это так же плохо, как и торговые сети - они все завоевывают.
Милкус:
- Ситуация с питанием в школах и детских садах для <Комсомольской правды> - одна из самых важных тем. Я предлагаю в ближайшее время пригласить сотрудников департамента образования Москвы, потребительского рынка, кто еще отвечает за это. Может, кто-то из родителей, кто нас слышит в эфире сегодня. Думаю, вы сможете найти контакты с Натальей Румянцевой и Валерией Тернопольской на сайте родительского контроля.
Румянцева:
- У нас в четверг будет пикет перед Департаментом образования.
Милкус:
- Вы не знаете, что будет происходить - но уже организовываете пикет. Может, вы завтра встретитесь с представителями Департамента?
Румянцева:
- Превентивная мера.
Милкус:
- Запугать?
Румянцева:
- Никого не запугиваем, просто хотим узнать мнение общественности на то, что предполагается.
Милкус:
- <Комсомольская правда> - газета, сайт, радио и телевидение готовы стать площадкой, но для конструктивного разговора - для того, чтобы понимать, что происходит, что надо изменить, что надо оставить в покое. Если мы сможем еще услышать заведующих детских садов, заведующих столовыми, поваров, медсестер - их тоже выводят за штат детских садов. Чтобы можно было понять, что происходит и рассказать родителям. Не допустить, если будут изменения в худшую сторону.
К сожалению, ситуацию с питанием в школах мы упустили. Ее приводили в порядок в первое полугодие прошлого учебного года - некоторые школы не питались, и питались с трудом.