**** не __ра себя срач-то в разделе .... Мурчик, вернись я всё прощу (шутка)
quote:
Банк Тинькова обвели вокруг пальца собственные вкладчики Банк <Тинькофф кредитные системы> (ТКС) стал жертвой собственной щедрости. Бесплатное снятие денег во всех банкоматах и компенсация комиссии других банков за безналичное зачисление средств привлекло в ТКС любителей халявы. Непродуманная тарифная политика банка позволила продвинутым клиентам реализовать схему, в результате которой банк Олега Тинькова потерял миллионы рублей. Поняв, в чем проблема, в ТКС попытались наспех ее решить и ввели специальный тариф, ограничивающий в действиях тех, кто особенно активно пользовался прорехами. Избирательный подход к клиентам чуть было не довел банк до суда, но, испугавшись последствий, банк отменил введенные ограничения.
ТКС-банк ввел отдельный тариф для <избранных>
Вот уже неделю среди вкладчиков ТКС-банка не стихают разговоры о том, что их ограничили в правах. 9 декабря 65 клиентов банка получили на свои мобильные телефоны сообщения о том, что со следующего дня их переводят на новый тариф. Во-первых, новые правила вводили комиссию за обслуживание вкладов. Если клиент имеет более пяти депозитов, то за каждый вклад, начиная с шестого, он должен ежемесячно отчислять 500 руб. Во-вторых, тариф вводил комиссию за внешние переводы на уровне 2%Раньше банк не брал комиссию за перевод свыше 5 тыс. руб. и за снятие денег в банкоматах - 2,9%, притом что раньше ТКС декларировал бесплатное снятие наличных во всех банкоматах. В-третьих, банк ввел запрет на пополнение счета клиента через терминалы системы QIWI. Но самое главное, что измененная тарификация касалось не всех клиентов, а только тех, чьи действия вызвали у банка недовольство.
Чем не угодили вкладчики
Как рассказал <Маркеру> вице-президент ТКС-банка по маркетингу Олег Анисимов, <Они закачивали через QIWI-кошелек на счет вклада в ТКС деньги, тут же звонили в банк, расторгали договор вклада, деньги им перечислялись на карточный счет. Эту карту мы выпускали специально для того, чтобы они смогли снять вклады, в том числе в банкоматах. Далее они снимали деньги наличными либо переводили в другой банк, что тоже у нас без комиссии> запрет был введен только для клиентов, которые активно пополняли вклады через QIWI-кошелек, после чего снимали средства с депозита и заново переводили их на вклад через QIWI. Эта операция проводилась много раз, поскольку за один раз через электронный кошелек можно перевести не больше 15 тыс. руб. По словам Анисимова, этим путем проходили <огромные, миллионные обороты>, но порог отсечения неугодных клиентов он назвать затруднился. На этих операциях ТКС понес <существенные потери>, поскольку комиссию за перевод средств из QIWI-кошелька банк взял на себя.
В чем смысл заводить деньги на счет, чтобы тут же их снять
Схема, которую использовали вкладчики ТКС, проста и прибыльна. На самом деле средства в QIWI-кошелек переводили клиенты других банков, которые предлагают программы лояльности и начисляют бонусы за потраченные деньги. Продвинутые пользователи финансовых продуктов уже давно догадались, как использовать эту возможность в своих целях. Много раз проводя одну и ту же сумму через QIWI-кошелек, они таким образом накручивали себе бонусные баллы.
В частности, некоторые банки в последнее время стали практиковать cash back - возврат маленькой части средств, потраченных на покупки с помощью карты банка, на счет в нем. Перевод средств в QIWI-кошелек считается тратой, с которой может производиться cash back. Так что если переводить постоянно деньги в QIWI, можно зарабатывать деньги из воздуха. Но есть одна проблема. Если некто переводит деньги из QIWI-кошелька, ему приходится платить комиссию в 2%, что сводит на нет всю прибыль от cash back. Тиньков решил эту проблему. Он взялся компенсировать комиссию, если люди переводили средства из электронного кошелька в его банк. Сделано это было с целью обеспечить удобство клиентов, а оказалось приманкой для любителей халявы: теперь они могли с помощью QIWI пользоваться бонусами по программам cash back и при этом не терять на комиссиях. Они <тратили> деньги, переводя их на QIWI-кошелек, и получали какой-то доход от этой операции благодаря cash back, потом переводили с QIWI в ТКС, где им компенсировали комиссию QIWI. Результат - прибыль для ловких клиентов и потери для банков.
Сколько потерял ТКС, компенсируя комиссию любителям халявы, которые раз за разом прокручивали свои средства через QIWI и банк, банкиры не говорят. Какую комиссию платит ТКС самой QIWI за переводы, тоже не разглашается. Но если прикинуть, что оборот одного клиента составлял от 2 млн руб., а средняя комиссия QIWI за перевод - 2%, то потери банка только из-за 65 клиентов составляют не меньше пары миллионов. Однако сообразительных клиентов может быть гораздо больше. По словам Анисимова, тариф вводился только для тех клиентов, сумма остатков на счетах которых была <невнушительной>. Других вкладчиков ограничения не коснулись.
ТКС пошел на мировую
Зато 65 <счастливчиков> готовы были судиться с банком за то, что он изменил условия по договору в одностороннем порядке в нарушение Гражданского кодекса. <Общение с банком пришлось свести к минимуму, потому что они ввели плату за обслуживание депозитов, чего нет ни в одном другом банке России. Я вынужден был часть вкладов досрочно закрыть, чтобы не платить за те вклады, которые они считают излишними. Соответственно, я потерял проценты из-за досрочного закрытия>, - говорит Михаил Ивановский, вкладчик ТКС-банка.
Узнав, что тариф меняется, клиенты начали снимать деньги со счетов. Но из-за того что банк предупредил о смене только за сутки, а операция по снятию средств была обработана с задержкой, многие потеряли на комиссиях.
<Сейчас мы готовим судебную претензию в банк, поскольку методом переговоров не удалось прийти к единому решению. Копия этой судебной претензии будет направлена в контролирующую инстанцию, дальше, если не удастся достигнуть согласия, будет суд>, - заявил вчера Ивановский <Маркеру>. По мнению юристов, у вкладчиков ТКС есть большие шансы выиграть дело. <Согласно Гражданскому кодексу, компания должна заключать публичный договор со всеми на аналогичных условиях. Я считаю, что ТКС-банк поступает юридически некорректно, но его действия оправданны. Если бы действия клиентов были бы экономически обоснованы, то ограничительных мер в их отношении не принималось бы. Банк не менял существенные условия по договору: ставки и сроки. Клиенты могут пополнить вклад или снять деньги со счета любым другим способом - это не является существенным условием. Но физические лица могут оспорить свои права в суде, и вероятность положительного решения для них - больше 50%>, - говорит Александр Голубев, начальник юридического управления СДМ-банка
Халявы больше не будет
Но, видимо, до суда дело все же не дойдет. Сегодня Олег Анисимов сообщил <Маркеру>, что ТКС-банк отменил тариф, введенный избирательно. <Мы вчера решили, что отменяем этот тариф, потому что другие клиенты начали волноваться, звонить в банк. Если клиенты потеряли на комиссии, то мы вернем потери. Тариф сейчас не действует, можно сказать, что его не было>, - заявил Анисимов. Сейчас в банке разрабатывается новый тариф, который будет един для всех клиентов. Он не будет ущемлять их интересы, но сделает схему перевода денег через QIWI экономически нецелесообразной. Кроме того, ТКС планирует переговорить с банками, которые предоставляют cash back, о том, чтобы они прекратили начисление баллов за перевод денег в QIWI-кошелек.
/http://www.marker.ru/news/3035