Удмуртия, знавшая когда-то и относительно благополучные в финансовом плане времена, вынуждена год от года потуже затягивать бюджетный пояс. Регион, отдающий федеральному центру две трети налоговых сборов, получает все меньше дотаций и, чтобы худо-бедно свести концы с концами, вынужден увеличивать и без того огромный госдолг. Власти республики твердят о том, что вынуждены считать каждую копейку, но слова у них слишком часто расходятся с делом. Как выяснила проверка Государственного контрольного комитета, под крылом Минпромторга УР неплохо живет, безрезультатно осваивая десятки миллионов республиканских и федеральных рублей, сразу несколько организаций.
2 миллиона на ветер
Львиная доля (98 процентов) бюджета Удмуртии - территории с высокой концентрацией промышленного производства - идет на финансирование 28 государственных программ. Одной из важнейших, учитывая специфику региона, является курируемая Минпромторгом УР программа ;Развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности;.
За три года, с 2014 по 2016, на реализацию этой программы Удмуртия потратила больше 380 млн. рублей, в том числе 55 млн. рублей федеральных средств. Больше трети этих расходов - 157,5 млн. рублей - были отданы на подпрограмму ;Развитие обрабатывающих производств;. Налогоплательщики, то есть мы с вами, субсидировали промышленным предприятиям проценты по кредитам и лизинговым платежам, полученным для реализации инвестиционных проектов, потратив на это 136,2 из 157,5 млн. рублей, отданных на реализацию подпрограммы.
И каков же результат? Начнем с малого. 423,9 тыс. рублей получила на ;Расширение производства женской легкой одежды и верхней одежды; индивидуальный предприниматель Чечкина А.Л. Разумеется, потратила их, и бюджет республики был вправе рассчитывать на дополнительные налоговые поступления о ее деятельности. Однако не то что дополнительных, даже плановых налоговых поступлений инвестор обеспечить не смогла, обеспечив только 36,8 процента налоговых поступлений.
Чуть больше, 590 тыс. руб. получило из бюджета республики ООО ;Ижавтоторм; на организацию цеха по производству систем выпуска отработанных газов для автомобилей. Но что-то у предприятия пошло не так, и в итоге оно проинвестировало только 66 процентов от суммы. Результат, чего и следовало ожидать, вышел отрицательным: только 52,5 налоговых поступлений и 0 созданных новых рабочих мест.
А вот и рекордсмен - ОАО ;НИТИ Прогресс;, получившее больше 1 млн. рублей на расширение производства стальных панельных радиаторов отопления. Дело, конечно, хорошее и полезное, но план по налоговым отчислениям не выполнен, бюджет республики потерял, а не приобрел, субсидируя производства.
Минпромторг УР взыскивать с предприятий-нарушителей деньги почему-то не стал, пустив на ветер 2 млн. бюджетных рублей. Впрочем, и эффективность прочих субсидий, по которым отчиталось министерство, под большим сомнением. Дело в том, что государственную поддержку получает менее 1 процента предприятий Удмуртии (87 из 4 тысяч), а потому оценить эффективность 157-миллионных суммарных затрат не представляется возможным.
От портных - к кластерному развитию
Когда-то в Удмуртии существовало ОАО ;Удмуртбыт;. Занималась эта известная еще с советских времен организация подготовкой портных, закройщиков, парикмахеров, предоставлением населению разнообразных услуг, а также сдачей в аренду многочисленных помещений.
В 2015 году организацию ;бытовиков; переименовали в: АО ;Управляющая компания ;Удмуртский машиностроительный кластер;. Этот неожиданный поворот в судьбе ;Удмуртбыта; состоялся потому, что руководство республики неожиданно загорелось идеей ;кластерного развития; всего и вся: от туризма до машиностроения. Адепты ;кластерного развития; на многочисленных презентациях, сессия, коворкингах и общественных обсуждениях сулили неисчислимые блага, которые гарантируют республике кластеры, чиновники согласно кивали - модное словосочетание им очень нравилось.
Сотрясание воздуха продолжалось два года. Правда, ни о каких значимых успехах в сфере машиностроения за это время не сообщалось. Не исключено, что это обстоятельство и заставило Государственный контрольный комитет обратить внимание на деятельность ;Удмуртского машиностроительного кластера;.
Как выяснилось в ходе проверки, эта организация за два прошедших года суммарно получила ни много ни мало 54 млн. рублей, из которых 41,8 млн. - средства федерального бюджета.
34,2 млн. рублей от этой суммы были потрачены на главный проект ;Удмуртского машиностроительного кластера; - создание в республике регионального центра подготовки кадров. Еще 2 млн. рублей потребовались на создание центра цифрового моделирования и аддитивных технологий.
Суперкомпьютер на ;ответственном хранении;
И снова начнем с малого. В декабре 2016 года АО ;Управляющая компания ;Удмуртский машиностроительный кластер; заключила договор с ООО НИИ ;Высоких технологий; на разработку, создание и внедрение модифицированного графического суперкомпьютера. Подрядчику были проавансированы 1,8 млн. рублей, всего же стоимость контракта составила 2 млн. рублей.
Весной того же года работы были выполнены, о чем свидетельствует акт приемки. Однако никаких документов, подтверждающих создание приемочной комиссии и проведение испытаний суперкомпьютера, в природе не существует. ;Оборудование Управляющей компании не передано, в эксплуатацию не введено, на цели развития Машиностроительного кластера не используется;, - говорится в акте проверки.
Где же теперь находится суперкомпьютер, который обошелся республиканскому бюджету в 2 млн. рублей? Он пылится, а может, и кем-то тихонько используется в личных целях, но официально числится как сданный на ;ответственное хранение;. Но что самое интересное, по мнению организаций-участников Машиностроительного кластера, этот суперкомпьютер в таком виде им не нужен, поскольку не обеспечен режим секретности и конфиденциальности обрабатываемой на нем информации, да и уровень технических возможностей этого оборудования им не известен.
Фото: udmurt.media
На картинках у машиностроительного кластера все смотрелось более чем красиво...
Нет центра, нет миллионов
Но история с суперкомпьютером - это цветочки. Ягодки ждали представителей Контрольного комитета, когда они познакомились с тем, как создавался региональный центр подготовки кадров.
Центр должен был обучать будущих специалистов по четырем программам: оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), наладчик станков с ЧПУ, компьютерная подготовка станков с ЧПУ и принципы, методы и инструменты ;бережливого; производства. В принципе, обучать можно было и на базе какого-нибудь профильного техникума, оснастив его соответствующей аппаратурой, но в Удмуртии мыслят масштабно, и просят денег сразу на региональный центр.
Получив от государства средства, Управляющая компания заключила договор с ООО ИЦ ;СпецТехнологии;, который и должен был создать центр и сонастить его оборудованием. Это случилось еще в декабре 2015 года, а в августе 2016-го работа была принята. ;СпецТехнологии; изготовили 5 единиц оборудования, но сотрудников ;Удмуртского машиностроительного кластера; никто не учил. Да и зачем, если сразу же после приемки было: передано в аренду для оказания инжиниринговых и консультационных услуг. Станки достались все тем же ;СпецТехнологиям;, а сканирующий комплекс - ИжГТУ.
Что с этим оборудованием делают там, остается загадкой. Изначально предполагалось, что и ;СпецТехнологии;, и ИжГТУ получат соответствующие лицензии на оказание образовательных услуг, а потом обучат по программе 30 человек, но лицензии так и не получены, а образовательная деятельность не ведется.
Итог ясен - никакого регионального центра подготовки кадров не создано. 33,8 млн. рублей потрачены впустую.
Одни вопросы
2 млн. рублей государственных убытков от выданных субсидий. Еще 2 млн., потраченных на никому не нужный суперкомпьютер. 33,8 млн. рублей за несуществующий региональный центр. Итого - сомнительная деятельность Минпромторга УР и прекраснодушных мечтателей о ;кластерном развитии; обошлись бюджету Удмуртии в бездарно потраченные 37,8 млн. рублей.
Кто будет нести ответственность за эти бессмысленные траты?
Кто будет возвращать деньги в бюджет республики?
До каких пор из бюджета будут кормиться сомнительные организации, как попало тратящие деньги налогоплательщиков?
Редакция газеты ;МК в Ижевске; просит считать этот материал официальным запросом в Правительство УР и правоохранительные органы.
Судя по фотографиям на сайте центра кластерного развития, атмосфера там царила задушевная. Николай Мамаев, (на фото справа), широко известный своими деяниями по перепродаже Земли, был в центре кластерного развития частым гостем. Инициированный им проект "Робограда" (который часто называют Нью-Васюками) власти Удмуртии также считают перспективным направлением для вложения бюджетных средств и даже включили в стратегию социально-экономического развития Удмуртии на период до 2025 года.
Источник