Глава Удмуртии в этом рейтинге попал в относительно комфортную группу <средние риски>. Но занял в ней весьма некомфортную 31-ю позицию. Если от группы <высокие риски> - Главу Удмуртии отделяет всего 14 баллов, то от группы <низкие риски> - целых 37 баллов. При всей условности границ между группами, очевидно, что Александр Соловьев посте 2 лет работы все-таки тяготеет к числу губернаторов, для которых досрочная отставка является далеко не гипотетической.
Авторы рейтинга, ранжируя глав регионов, ориентировались на наличие конфликтов интересов на региональном уровне и градус противостояния региональных элит; уровень протестных настроений в регионах; показатели социально-экономического положения региона; электорально-политические риски в случае отставки главы региона.
Разберем их по предложенному порядку. Конфликт интересов в республике наметился сразу после отставки первого Президента Удмуртии. И речь даже не о противостоянии <волковской> и <соловьевской> партий, хотя и этот момент добавил расколу глубины и остроты.
Основной водораздел прошел по другим параметрам. Первый связан с крайне низкими лоббистскими способностями Главы республики. Это уже почувствовали на себе оставшиеся без привычной защиты руководители промышленных предприятий Удмуртии. Новая власть рассматривает их лишь как источник налогов и подогревает фискальную прыть налоговых органов. Окажись любое промышленное предприятие в положении, допустим, Сарапульского радиозавода 5-6-летней давности, и заступиться за него будет некому.
Эта же лоббистская беспомощность А.В.Соловьева привела к тому, что юбилей П.И.Чайковского в итоге вылился в конфликт Главы республики с авторитетными представителями строительной отрасли республики. Неудачная попытка А.В.Соловьева потеснить с занимаемой должности начальника УССТ N 8 А.М.Прасолова, отчасти искусственно созданный долг перед крупными строительными организациями, вызвавший публичный бунт Ю.Ф.Бычкова, перераспределение бюджета в пользу дорожной отрасли, - это и многое свидетельствует о том, что Глава республики не просто теряет нити управления экономикой, но и сам их старательно запутывает и рвет.
Играет свою разрушительную роль и привычка А.В.Соловьева списывать все свои просчеты на <тяжелое наследство>. Получается, что вместе с Александром Волковым и Денисом Агашиным занимались не тем, чем нужно, все действующие представители республиканской и ижевской элиты.
Наконец, никуда не делось противостояние Главы республики и Председателя республиканского Правительства. Сегодня, после всех перипетий ижевской коммунальной катастрофы, отношения между А.В.Соловьевым и В.А.Савельевым вновь уподобилось торфяному пожару, до поры тлеющему на глубине и в любой момент готовому вырваться наружу.
Для полноты картины добавим сюда и острый конфликт Главы республики с группой глав сельских районов, один из которых уже обратился к Президенту России с просьбой защитить его от произвола. Если так же поступят еще хотя бы 2-3 главы-изгоя, скандал может обрести федеральный масштаб.
И это будет второй скандал федерального масштаба за зиму 2015-2016 г.г., который обозначит и градус противостояния в среде республиканской элиты, и уровень протестных настроений в регионе. Первый, более известный как ижевская коммунальная катастрофа, показал, с одной стороны, беспомощность и трусость республиканской власти, а с другой - длину той дистанции, которую готовы пройти жители республики, отстаивая свои права.
Глава республики и Председатель Правительства ушли из-под удара разгневанных ижевчан и представителей федеральных органов государственной власти. Но жители республики получили хороший урок действительно массового и - главное - действенного протеста. Следующим камнем преткновения становятся ижевские дороги - символ бессмысленной и беспощадной растраты огромных бюджетных средств. Если протест против беспомощности ижевских дорожников хотя бы приблизится к коммунальному, Глава республики имеет все шансы перейти в группу <высокого риска> досрочной отставки.
Не добавляют Главе устойчивости и показатели социально-экономического положения региона. Всем понятно, что успехи республиканской промышленности связаны не с экономической политикой Правительства Соловьева, а исключительно с ростом государственного оборонного заказа. Зато с этой политикой связан неуклонно растущий государственный долг республики, которая с конца прошлого года вынуждена брать кредиты, чтобы вовремя платить заработную плату бюджетникам.
Как выяснилось в последнее время, к почти 2-миллиардному долгу перед строителями прибавился еще и более чем миллиардный долг перед дорожниками. Им предложили в 2016 году работать в счет платы, которая будет произведена в 2017 году.
Нынешнее руководство республики любит ссылаться на успехи <тружеников села>. При этом никто ни разу не сообщил нам о тех новациях в сельском хозяйстве, которые обеспечили этот успех. А дело в том, что сельское хозяйство продолжает развиваться по инерции, заданной в 2000-е годы. И слава Богу, что до него не дошли руки нынешних реформаторов.
И это очень показательный факт: социально-экономическое положение республики сегодня определяется не столько Главой и Правительством республики, сколько инерционными процессами и трендами, заданными федеральной властью. Роль нынешней власти в этих процессах минимальна.
Чем рискует федеральное руководство в случае отставки нынешнего Главы республики? По большому счету - ничем. Два года назад мало кто сомневался в том, что А.В.Соловьев - фигура временная и в силу возраста и состояния здоровья, и в силу управленческих навыков и горизонтов видения ситуации.
Сегодня все очевиднее, что республике нужен кризисный управляющий, и тянуть с его появлением становится все опаснее. Особенно накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые, скорее всего, будут не самыми легкими в новейшей истории России.