Это и не удивительно. Существовавшая до 1 февраля система, когда имеющий право на льготу покупал за 360 руб. безлимитный проездной, более-менее устраивала всех. Людей, не нуждавшихся в поездках, устраивала сумма компенсации, тех, кто активно ездил, в том числе, и тот факт, что социальной проездной позволял ездить на огородные массивы.
240 рублей дополнительных затрат на безлимитный проездной - ощутимый удар по карманам считающих каждую копейку пенсионеров. Ну а тех, кто готов был удовлетвориться 60 поездками, категорически не устраивала система отрывных талонов, против которой, кстати, активно выступали и кондукторы.
После совещания в Правительстве УР, где стали ясны масштабы и возможные последствия содеянного, встрепенулись, наконец, и главные организаторы реформы - министр Вахромеев и его шеф Александр Соловьев. 5 февраля они провели рабочую встречу, в ходе которой разыграли комедию с заранее прогнозируемым финалом.
Глава УР, сделавший вид, что ничего не знал о грядущей отмене безлимитного проездного за 360 руб., а тут неожиданно <прозревший, заявил о том, что введение проездного на 60 поездок считает не правильным и, конечно, сослался на мнение народа:
- В мой адрес поступило уже множество жалоб от жителей Ижевска, недовольных новой системой проездных. Их раздражает необходимость использования специальных отрывных талонов и ограничение количества поездок, - отметил Глава. - Считаю, нам надо оперативно решить этот вопрос и изменить принятое в конце прошлого года постановление Правительства.
Министр, который и предлагал Главе УР проведение этой реформы еще два месяца назад, поломавшись для вида и сославшись на данные исследования и опыт других регионов, где <прижились> талоны, согласился.
- Введение безлимитных проездных билетов потребует значительных финансовых ресурсов из бюджета республики на компенсацию проезда населения в транспорте, но на эти цели деньги необходимо найти. Ветераны заслужили уважительного к ним отношения>, - заявил, будто открыв Америку, Глава УР Александр Соловьев.
И дал поручение Правительству 8 февраля рассмотреть вопрос, приняв к 1 марта соответствующее решение - ввести социальный проездной на неограниченное число поездок, стоимость которого, по предварительной информации, может составить 413 рублей.
Отлегло, но ненадолго
Спешка в принятии решения объясняется просто - на 6 февраля на Центральной площади был заявлен митинг протеста, одним из требований которого стало сохранение безлимитного проездного для льготников. На фоне коммунальной катастрофы в Ижевске, постоянного роста цен на основные продукты питания и бездействия власти в решении насущных вопросов этот митинг мог, чего доброго, вылиться в открытое противостояние. Встреча Главы УР с министром Вахромеевым отчасти погасила социальный протест, но звоночек для властей Удмуртии прозвучал тревожный - еще одно такое непопулярное решение, и история 2005 года, когда на улицы выходили не сотни, а тысячи людей, повторится.
Впрочем, нельзя сказать, что субботний митинг прошел спокойно. Сами лозунги - <Растащили весь бюджет - на автобус денег нет!>, <План Соловьева прост - ценам свободный рост!> и <Соловьеву и Савельеву Путин не указ! Вот и урезают льготы все у нас!> - говорили о том, что митингующие отлично понимают, кто и зачем пытается отобрать у них деньги и льготы. Организаторам, рескому КПРФ и Общественному совету пенсионеров (ОСП) УР удалось сдержать наиболее радикально настроенных ораторов, и у обитателей Резиденции Главы УР, напряженно следивших за действом, отлегло от частей тела, умещающихся в мягких креслах.
Впрочем, ненадолго. Как стало известно в конце прошлой недели, Арбитражный сур УР принял к рассмотрению два иска транспортных компаний к бюджету республики. ИПОПАТ, ныне находящийся в собственности олигарха Виктора Хорошавцева, потребовал возмещения убытков в размере 68 млн рублей, <Удмуртавтотранс>, также принадлежащий олигарху, еще 29,8 млн рублей. Рассмотрение исков состоится 10 и 11 февраля. Интересно, что 4 февраля Глава УР Александр Соловьев присутствовал на заседании президиума Арбитражного суда УР, и не исключено, что он прибыл туда с целью как-то повлиять на вердикт по двум искам транспортных компаний. Все-таки почти 100 млн рублей для насквозь дырявого бюджета погрязшей в долгах республики - деньги огромные, и взять их сегодня неоткуда. И если Арбитражный суд примет решение в пользу транспортников, это станет еще одной проблемой для руководства Удмуртии, а этих проблем у него и так больше, чем оно физически может решить: кризис не только в экономике - он, прежде всего, в головах.