"Его затравили".
Oct. 21st, 2009 at 12:16 PM
Андрей
udmvoice
Совсем недавно начался новый учебный год, Роман Вахрушев* перешел в 6-й класс 30-го лицея г. Ижевска. Впереди его ждал ряд трудных испытаний. Но он о них еще не знал. 9 октября, в последний учебный день недели, по уже практически пустой школе Рома слонялся без дела, что-то прокручивая в голове, о чем-то напряженно думая: Нацарапав на листке бумаги три слова: <Я устал жить>, худенький пацан поправил очки и вышел из окна третьего этажа этой считающейся самой элитной школы в столице Удмуртии:
<Ботанический сад> под угрозой.
В мае этого года погибла одна из учащихся 41-го лицея Ижевска, упав с балкона своей квартиры в одной из многоэтажек города. Упала или намеренно выпала: В феврале этого же года ученица того же лицея умерла во сне из-за переутомления и стресса, который был вызван подготовкой к единому государственному экзамену. В конце июля в деревне Селты девушка-школьница надела себе на шею петлю и свела счеты с жизнью. В августе в деревне Сундуково Малопургинского района Удмуртии аналогичным образом покончила с собой девятиклассница. И вот совсем недавно шагнул из окна родного лицея Роман Вахрушев. Об этом стараются не говорить, чтобы не затронуть то общее, что роднит эти трагедии (случаев было намного больше, я привел лишь часть из них). Все погибшие дети, по словам окружающих, были тихими и спокойными, а самое главное - хорошо успевающими в учёбе. Среди одноклассников таких, как правило, называют <ботаниками>.
<Лешка>
<Бьют, конечно, только ты никому не говори, особенно маме, а то она только хуже сделает>, - по секрету совсем недавно рассказал мне бывший сосед, учащийся 8-го класса одной из общеобразовательных школ Ижевска, назовем его Лешкой. Лешка очень башковитый парень, участвует в олимпиадах, школа им гордится, но он мечтает поскорей оттуда выбраться. <Сейчас как-то полегче стало, бить стали меньше, издеваются только, морально давят, понимают, что ногу сломают мне в стенах школы, и с них будет спрос, уже не маленькие, а чтобы вне стен не сломали, я просто терплю и стараюсь не отвечать>, - поделился сокровенным этот восьмиклассник. Выслушав мой рассказ про Рому Вахрушева, он покачал головой и грустно сказал: <Недотерпел, теперь только хуже будет>. <А ведь меня когда <гнобили>, тоже такие же мысли приходили покончить с собой, но, слава богу, все уже позади>, - заметил мой бывший сосед. Я рассказал Лешке историю, как и у меня тоже в школе были мысли сорваться, только несколько иначе. Когда меня <забивали>, как новичка, в школе N 35, у меня появилось желание, и я отлично это помню, прийти в школу с ножом и тихо перерезать своих обидчиков и только потом уже бравурно с ножом в руках и с криками отчаяния выброситься из окна: Но я успокоился и прижился: Иначе бы ижевская школа N 35 получила недобрую славу.
Вот и американские школьники, периодически расстреливающие полкласса, видимо, тоже от отчаяния, не просто решают уйти, а уходят громко, захватив с собой и своих обидчиков, и молчаливых свидетелей издевательств. У наших менталитет другой, наши школьники тихо кончают с собой.
Итак, вернемся к Роме Вахрушеву. По отрывочным свидетельствам очевидцев удалось восстановить примерную картину произошедшего в тот день в лицее N 30. Все имена свидетелей изменены.
Постоянные придирки, издевательства, унижения преследовали Романа всегда. Он уже как бы и привык, воспринимал это как нечто должное: он умнее своих одноклассников, умнее многих сверстников, <светлая голова>, зачем обращать внимание на этих отморозков - скорей всего, так мог думать Роман Вахрушев.
Пятница, утро:
Придя утром в школу, Роман ожидал, что будет еще один ничем не примечательный день. Один из одноклассников вновь кинул что-то язвительное в адрес маленького парня в очках. Мальчик стерпел, но на одной из перемен все повторилось. Случилось неожиданное - Роман решил постоять за себя. И стал непосредственным участником потасовки. <Ну, они очень серьезно подрались, очень>, - рассказала мне учащаяся лицея N 30, знакомая с Романом. По всей видимости, Рому окончательно унизил проигрыш в первой его битве. Далее Роман был чернее тучи, на всех уроках просидел молча.
Пятница, обед:
<Его вызвал к себе завуч, это было крайне удивительно, чтобы его и завуч>, - сказал другой очевидец событий, Артем. Никто не знает, о чем шел разговор в кабинете завуча. Но <ходили слухи, что ему пригрозили отчислением, не зачинщику драки, а именно ему, представляете?> - рассказала мне девочка Люда. Если предположить, что дело именно так, то крайне непонятно, почему завуч лицея N 30 встал на сторону тех, кто травил, а не затравливаемого. После этого разговора на Романе не было лица. Он был в школе до половины пятого вечера.
Пятница, вечер:
По данным, опубликованным на сайте Следственного комитета при Прокуратуре Удмуртской Республики, Роман выбросился из окна в 16 часов 40 минут. Предварительно оставив предсмертную записку, из которой нам известно только: <Я устал жить:> Дальнейшее содержание записки, если оно и было, то пока скрывается, скорее всего, в интересах следствия. После того как Роман мешком рухнул на землю, он остался жив и был госпитализирован с многочисленными травмами в РДКБ. <Не знаю я, в чем там дело, но, как говорят, у него были очень строгие родители, и, возможно, Рома боялся, что они узнают об угрозе отчисления>, - предположила ученица Люда. Все смоталось в один клубок, и итог один: мальчик выбросился из окна.
Послесловие
Следственный Комитет при Прокуратуре УР подтверждает, что конфликт с одноклассниками был. <В ходе проверки установлено, что возможной причиной попытки суицида подростка мог стать конфликт с одноклассниками, а также слабый контроль за обстановкой в коллективе со стороны преподавателей и администрации школы>, - говорится на сайте Следственного комитета. Директор лицея Марина Рудольская от комментариев отказалась, но перед этим изрядно испугалась из-за нашего с ней разговора. <Здравствуйте, мне хотелось бы с вами поговорить по поводу Игоря Баранова>, - сказал я в трубку госпоже Рудольской. <Да, а что с ним?> - удивленно спросила она. <Как что? - возмутился я и добавил: - Он выбросился из окна>. <Как, как выбросился?> - загробным голосом проговорила директор школы. И тут до меня стало доходить, что информационные агентства, конечно же, не могли дать имя несовершеннолетнего, поскольку это запрещает закон о СМИ, и изменили данные парня. Успокоив директора, что никто больше не выбрасывался, я наткнулся на стену отчуждения. <Ведут проверку, пока ничего и никто из нашей школы комментировать не будет>, - констатировала Марина Рудольская. <Его затравили, он был маленьким, очкастеньким, очень умным, и его просто все затравили>, - сказала мне одноклассница Романа Люда.
Как бы там ни было, даже если и удастся в данном случае наказать людей, доведших до попытки самоубийства шестиклассника Рому, то всю систему этой показательной поркой не изменить. Система образования прогнила на корню, эта система убивает детей: Когда появится следующий Роман Вахрушев? Через неделю? Через две? А если он возьмет ружье и перестреляет своих одноклассников? И после этого начнется цепная реакция, как в Америке, или, например, как у нас с милиционерами, в среде которых слишком часто стреляют из оружия в случайных прохожих, а потом кончают жизнь самоубийством или не кончают: Так что эта бочка с порохом скоро взорвется, если ничего не менять, а менять, по всей видимости, никто ничего не собирается: