Л. Ч е б ы к и н а, этолог, кинолог, научный сотрудник Дарвиновского музея.
В глубь веков
Многие представители сем. псовых (лисы, волки, шакалы, койоты), по своей природе, склонны к синантропизации. Они живут рядом с человеком, используя плоды его хозяйственной деятельности: от охоты на домашних животных (крайний случай) до утилизации его отходов. Собственно говоря, благодаря этой склонности, и произошло одомашнивание собаки.
За долгое сосуществование бок о бок со своим покровителем, собаки часто дичали или вновь переходили в разряд синантропных животных. Самая древняя из домашних собак - это динго. Человек <потерял> ее 5 000 лет назад. Динго перешли к полностью дикому образу жизни потому, что в Австралии они попали в изоляцию, как и австралийские аборигены. Достаточно древними являются собаки-парии Ирана, Ирака, Индии, Северной Африки.
Однако, в отличие от Австралии, через эти земли, век за веком, проходили целые орды народов-переселенцев, собаки-парии все время скрещивались с собаками пришельцев. В ХIХ - первой половины ХХ вв. <земляные города> собак-париев опоясывали крупнейшие (и достаточно бедные) города в вышеуказанных регионах. Количество диких и полудиких домашних собак Южной Америки резко возросло после испанской экспансии. Если у инков и ацтеков и были свои породы, то их представители безнадежно метизировались с собаками, привезенными из Европы, о чем свидетельствуют современные генетические исследования. Много бродячих собак всегда было на юге Европы.
В теплом климате тропиков и субтропиков собак можно встретить далеко от человеческого жилья. Если их естественные враги (например, крупные кошки) уничтожены человеком, а пищи хватает, собаки дичают полностью. Едят они все: от падали и мелких животных (лягушек, мышей) до копытных, на которых охотятся стаей. Ездовые и охотничьи собаки народов севера в короткое полярное лето ранее вели полудикий образ жизни. Однако их связь с человеком была прочнее.
Одичанию препятствовали как суровые условия существования, так и наличие волков. Взаимоотношения собак с волками (крупным северным подвидом) отнюдь не были столь идиллическими, как описано в сотнях книг, в том числе - романах Джека Лондона. Волки ловили и ели своих пищевых конкурентов без малейшего стеснения. От волков страдали популяции деревенских собак Сибири. Так что настоящих собак-париев в этих местах никогда не было.
Вывод: домашние собаки легко переходят к синантропному образу жизни, который является для них естественным. Собак он вполне устраивает. Он не устраивает человека.
В России
В XIX в. бродячих собак в Москве, Санкт-Петербурге и др. крупных городах было мало. Основной силой, выступавшей против них, служил:дворник. Дворник, между прочим, приравнивался к младшему полицейскому чину. И ему вменялось в обязанности уничтожать безнадзорных животных на подведомственной ему территории.
После 1-й мировой войны, революции и гражданской войны количество беспризорных собак резко возросло. Основной приток шел из разоренных войной и разрухой деревень. Однако после возврата государства к разведению породистых животных (1924 г.), в целях борьбы с бешенством и др. эпизоотиями, бродячие собаки начали планомерно уничтожаться: застрелить собаку без ошейника и сопровождения человека имел право любой милиционер.
Что касается породистых собак, то держали их немногие. В основном, породистым поголовьем располагали государственные питомники. А население - выращивало собак для армии, причем, не только в городах, но и в колхозах. После Великой отечественной войны, на фоне новой разрухи, возник небольшой всплеск увеличения численности бродячих собак. Небольшой - потому, что в те тяжелые времена кормиться бродячим собакам было нечем, кроме как неубранными трупами; во многих местах (не только блокадном Ленинграде) их самих съели.
Большой всплеск численности бродячих собак произошел, примерно, в 60-70 гг. ХХ в. при строительстве поселков рабочего типа на фоне продолжавшегося процесса исчезновения деревень (программа укрупнения населенных пунктов, создания АПК). Получая квартиру городского типа, бывший сельский житель, без малейших колебаний, бросал своего дворового Бобика или Шарика.
Попадание на улицу породистого животного было явлением исключительным. Почему? Жизнь в условиях коммунальной квартиры не способствовала приобретению четвероного любимца. Значит, если собаку ухитрялись держать в таких условиях, то ею крайне дорожили. Получение отдельной квартиры давало возможность приобрести собаку. Однако породистые собаки продавались только через клубы. Так, щенка охотничьей собаки заводчик имел право продать покупателю при наличие у того охотничьего билета. Вязки породистых собак осуществлялись через клубы, причем, производители должны были иметь оценку за экстерьер и рабочие качества; разведение было плановым.
Собаку, потерявшую владельца, легко было пристроить в любой ведомственный питомник. Чтобы приобрести собаку, желающие стояли в очереди. Все это приводило к тому, что уровень кинологической культуры среди владельцев породистых животных был достаточно высок. (Это не означает, что жизнь владельца собаки была <сахарной>: вспомним, например, идиотские статьи в тогдашних СМИ о том, что мяса в стране не хватает потому, что его скармливают бесчисленному множеству домашних любимцев).
Борьба с безнадзорными животными являлась государственной политикой, и численность животных контролировалась. Хотя собачьи стаи жили при складах, гаражах, бойнях, мясокомбинатах, магазинах, предприятиях общепита. Однако случаев бешенства, в частности, в Москве, не было в течение десятков лет.
Грянувшая в конце ХХ в. перестройка, привела к резкому росту числа владельцев породистых собак. Огромное количество клубов и клубиков осуществляло вязки без каких-либо требований к качеству производителей. К тому же, из-за рубежа привозили представителей все новых и новых для России пород, не всегда имея представление о породных особенностях. Огромное количество собак попали в случайные руки, а уровень благосостояния большинства владельцев резко упал. В конце ХХ - начале XXI вв. на улицы Москвы впервые в истории России выплеснулась волна выброшенных породистых животных. Большая часть из них погибла, некоторая часть - адаптировалась и <улучшила породу> дворняг. Фермерство не родилось, колхозы и совхозы рухнули; так что к городским бродячим собакам в значительных масштабах добавились деревенские собаки.
Вывод: так много бродячих животных, как сейчас, в России никогда не было. А набор подходов к решению проблемы оказался ограничен.
Структура собачьей стаи и поведение бродячих собак.
Эти сведения необходимы для дальнейшего понимания сути проблемы.
Чаще всего, основательницей стаи является сука с подросшими щенками. К ним присоединяются новые бродячие животные. В отличие от волков, собачьи стаи имеют диффузный характер - животные могут уходить из стаи, а на их место приходить новые. Собаки - полигамные животные, с одной сукой во время течки спариваются не один кобель, а несколько. В стае имеется ранговая структура, т.е. разделение на доминантов (как кобелей, так и сук), субдоминантов и низкоранговых. Однако это деление не такое жесткое, как у волков. Хотя свою территорию защищает вся стая, приход новых животных ограничивается только кормовыми ресурсами. В какой-то мере - если хотите, личными характеристиками доминантов. <Сверхдоминанты> препятствуют приходу <чужаков>, <мягкие> - с ними ранжируются и уживаются.
Стаи перемещаются вдоль человеческих транспортных путей, в частности - железных дорог. Они оседают (или образуются) в местах, богатых кормовыми ресурсами. К таким местам относятся железнодорожные станции, склады, гаражи и автохозяйства, магазины, пищевые точки, рынки, свалках и т.п.
Основной источник питания бродячих собак - пищевые отходы. Крайне редко собаки мегаполисов едят других животных (в т.ч. - кошек, крыс, мышей). Однако они часто охотятся на все живое просто ради развлечения.
Основные укрытия - заброшенные человеческие строения, подвалы жилых домов, подъезды, где живут <опекуны>, промежутки между гаражами-ракушками и т.п. Во многих парках собаки, как и их дикие предки, в летний сезон роют норы, в которых суки выводят щенков.
При изменение нашего отношения к бродячим собакам (переход от тотального уничтожения к <культу бродячей собаки> ), меняется и их отношение к людям. Становится все меньше и меньше собак, которые настолько боятся людей, что вообще стараются не показываться им на глаза. Агрессивность собак, защищающих свою территорию, из года в год возрастает. Если в 70 гг. ХХ в. достаточно было, внушительно глядя на собаку, нагнуться за камушком, как она испарялась, то теперь их <вразумляет> наличие в руках удлиненного предмета, напоминающего палку.
Какие бывают владельцы собак?
Тема, также необходимая для понимания проблемы бродячих собак.
Чаще всего собак приобретают люди четырех категорий.
1. Вполне благополучные, которые хотят расширить свой кругозор и заполучить домой ту частичку природы, которая заключена в собаке. Они нормально общаются с себе подобными, а также обмениваются кинологическим опытом.
2. Люди, для которых собака стала профессией (ветеринары, бридеры, инструкторы по дрессировке и т.п.).
2.а Люди, для которых собака служит помощником и компаньоном в его хобби. Охотники, люди, занимающиеся спортом с собаками (адижилити, бега, ездовые виды спорта, всякие разнообразные охранно-караульные дисциплины, люди, активно выставляющие своих собак на шоу-выставках) -дополнение мое.
3. Люди, психологически неблагополучные, чье общение с себе подобными затруднено; они пытаются компенсировать дискомфорт, подменив человека собакой. Среди этой категории встречаются как агрессивные, склонные к насилию представители человечества, так и, наоборот, робкие, глубоко одинокие. Одни - нуждаются в защите, и крупная агрессивная собака олицетворяет такую защиту; другим, наоборот, для самоутверждения необходимо наличие кого-то слабее себя, якобы нуждающегося в их защите. Те, кто подкармливают бродячих животных, очень часто отождествляют себя с ними. Они чувствуют себя такими же, никому не нужными и социально не защищенными.
4. Собака как элемент престижа, атрибута определенного образа жизни: <Я - успешен, у меня - хорошо оплачиваемая работа, машина, квартира, коттедж, семья с 2-мя детьми и собакой дорогой респектабельной породы>.
5. Любые переходные формы между этими категориями.
Как ни парадоксально, но и опекуны собак, и их противники, <самостийные> борцы с бродячими собаками, относятся, в основном, к 3 категории. Это две стороны одной медали. Они неразрывно связаны между собой. Агрессия, психическая неустойчивость, ощущение собственной неполноценности, неумение встраиваться в социум, полная кинологическая неграмотность, толкает одних к мессианской деятельности по отношению к собакам (которые в ней не нуждаются), других - к мессианской деятельности по отношению к людям (которые в массе в ней также не нуждаются). К тому же, и те, и другие пробивают свое одиночество, находя единомышленников.